KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Поддержка - что это такое?
Поддержка - что это такое?
04 сентября 2018    Автор / Барковская Е., педагог-психолог, УО «Полоцкая государственная общеобразовательная средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой», Республика Беларусь.

Задачи:

-предоставить теоретическую информацию о психологической поддержке, об особенностях и различиях поддержки и похвалы;

-обучать способам анализа и методам нахождения решения в трудной ситуации;

-помочь участникам скорректировать свое поведение при взаимодействии с другими (школьниками, родителями, коллегами);

-способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения принимать и правильно оценивать поддержку коллег;

-развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Форма проведения: игровое занятие-практикум.

Оборудование: корсажная лента, фломастеры, карандаши, листы формата А5, скотч, стэплер, бланки «Лучики солнца», магнитофон, музыка «Звуки природы», колокольчик, повязки для глаз, карточки с подснежниками для записок, стикеры с изображением ребенка и взрослого, дерево (небольшая срезанная сухая ветка с многочисленными веточками), стикеры в виде листочков.

Ход работы

1.Вступительное слово ведущего

За окном сентябрь, осень. А так хочется вспомнить такие вроде бы недавние весенние денечки. Давайте, сегодня мы вернемся в весну.

Весна — это свежесть легкого ветерка на улице, это время приятных ожиданий. Яркие солнечные

лучи пробуждают наши эмоции, будоражат желания, вызывают фантазии. Весна традиционно считается сезоном влюбленности, беспричинной радости, ожидания перемен к лучшему... Вряд ли кто-то поспорит с тем, что весна что-то меняет в нашей жизни, весеннее солнышко заставляет, таять не только снежные сугробы, но и сердца людей.

Для того чтобы очутиться на весенней полянке, нам необходимо пройти через волшебный туннель. Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

(У ведущего через плечо повязана корсажная лента. Всем участникам, не разнимая рук, необходимо пройти через эту ленту.)

2.Рисунок «Поляна возрождения» 

Инструкция: участники на листах бумаги рисуют весеннюю поляну.

Когда рисунки готовы, то каждый демонстрирует свою поляну.

Ведущий. Нарисованная каждым из вас поляна — это частичка вашего внутреннего мира. Мира, в котором есть счастливые моменты и не очень, есть трудности, которые необходимо преодолевать. Цветы, травинки — это вы, ваши дети, близкие. Что необходимо, чтобы эти цветы росли, крепли? (Ответы участников.) Да, им нужен свет, тепло, забота, ласка и, конечно же, поддержка. Давайте попробуем определить, что такое поддержка, какая поддержка нужна всем нам и как ее правильно оказывать.

(После этого все поляны соединяются в одну большую.) 

3.Дискуссия на тему занятия «Поддержка — что это такое?»

Ведущий вводит понятия: знак внимания, похвала, поддержка, комплимент.

Ведущий. Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Задача психологической поддержки — помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Далее идет обсуждение вопросов:

—Как вы поняли различие между поддержкой и похвалой?

—Почему иногда похвала может обескуражить, привести в уныние?

—Как вы понимаете выражение: «Оценка человека и оценка его действий не одно и то же».

Ведущий. Каждому из нас, независимо от возраста, статуса и возможностей, случалось попадать в ситуацию, когда все валится из рук и, что бы мы ни предпринимали, дело с места не движется. Не всегда помогает и поддержка близких. Они-то искренне желают нас подбодрить: «Ты должен собраться!»; «Ведь ты всегда со всем справлялась!»; «Брось, это просто ерунда — при твоей-то энергии и находчивости!». А нам становится от этого хуже... Но почему?

Когда кто-то обращается к нашим внутренним резервам, предлагает вспомнить, что мы успешны, энергичны, способны на многое, это вопреки ожиданиям загоняет нас еще дальше в угол. Дело в том, что в сложные моменты жизни мы не помним, не чувствуем себя такими, какими являемся на самом деле. Попавший в трудное положение человек понимает, что окружающие ждут от него чего-то вполне конкретного, но, будучи не в состоянии выполнить эти требования, он начинает сомневаться в себе, невольно боится разочаровать своих близких, а потому вынуждает себя соответствовать их представлениям о нем самом.

Для этого он всячески подстегивает себя, в то время как силы ему нужны совсем для другого — для размышлений, нового взгляда на себя, самостоятельных решений, непривычных действий и поступков. Кроме того, страдает и его вера в себя: «Не надо было, и пытаться, для этого проекта нужен совсем другой человек!»; «Да ну ее, эту информатику, у меня к ней совсем нет способностей».

Именно психологическая поддержка со стороны другого человека создает для вас атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствует снижению тревоги и остроты переживаний.

4.Игра «Солнце способностей»

Участники разбиваются на группы по 5-6 человек. Принцип деления — цвет лепестков подснежников, которые участники получили в начале занятия.

Задача каждой группы: создать солнце своих способностей. Группам раздаются карточки с изображением круга. Участники дорисовывают необходимое количество лучей, а также пишут на них свои способности, умения, отвечая на вопрос: «Мы умеем, мы можем...».

Вопросы для обсуждения

—Кто испытывал неловкость, затруднения?

—Кому показалось, что кто-то хвастается?

—Узнали ли вы что-то новое о людях? ^ Ведущий помогает участникам прийти к выводу о том, что нас учили (и мы так воспитываем своих детей) обращать внимание прежде всего на минусы, а не на плюсы. А это способствует появлению у ребенка состояния подавленности. Подавленные дети — дети с низкой самооценкой. Дети с низкой самооценкой, как правило, имеют «плохое поведение».

Психологическая поддержка — это процесс:

-в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

-который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

-который помогает ребенку избежать ошибок;

-который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, * педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербальное родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, и не достигнут самоуважения и уверенности в своих силах.

5.Игра «Ручеек»

Участники становятся в пары и играют в игру «Ручеек» для создания новых пар. В течение всей игры звучит музыка со звуками природы. Время проведения: 5-7 минут.

6.Игра «Путь доверия»

Материалы: маленький колокольчик, для каждого второго участника повязка для глаз.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из пары надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» участника по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. При этом нельзя ничего говорить. Через пять минут я позвоню в колокольчик, и вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как- то по-другому.

Анализ упражнения

-Как вы чувствовали себя, когда были «слепыми»?

-Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно?

-Знали ли вы все время, где вы?

-Как вы себя ощущали в роли поводыря?

-Что вы делали, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

-Когда вам было лучше: когда вы вели или когда вас вели?

7.Упражнение «Подснежник»

А)Поучаствовать в этой игре приглашаются желающие. Им предстоит представить себя подснежником, тянущимся сквозь снег проблем к свету,

-А солнцу, теплу.

Б)Всем участникам предлагается написать каждому члену группы тайную записку (на подснежнике), в которой описываются виды поддержки, в чем и как отправитель может поддержать адресата. Записки складываются в коробочку, и каждый ищет «послание для себя».

8.Упражнение «Бабочки»

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй — ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание: не обращать внимания на детей.

Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал».

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку.

Дети должны подбежать к своему взрослому и

показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!»

Вопросы

-Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?

-Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?

-Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?

-Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

Беседа о воспитании

Ведущий рассказывает о детях, которых мало поддерживают.

Такой ребенок легко сдается, часто использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, чрезмерно извиняется, старается избегать социального общения, жалуется на отсутствие друзей или на одиночество, выглядит печальным.

Таким образом, ребенок пытается нам сказать, что он нуждается в любви и поддержке.

Как мы подавляем наших детей?

-Заставляем их плохо относиться к самим себе (обвиняем, наказываем, стыдим, обзываем).

-Делаем для них слишком много или решаем их проблемы за них (слишком балуем, делаем за них то, что они могут сделать сами, принимаем решения за них).

-Требуем слишком многого (останавливаем внимание на негативном, ожидаем великих достижений, хотим, чтобы они были самыми лучшими, накладываем на них слишком большую ответственность и не позволяем быть просто детьми).

-Не ценим их (не находим времени для них, считаем другие дела более важными, не спрашиваем их мнения, не ценим их вклад в семейные дела, отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания).

-Не устанавливаем или не соблюдаем определенных границ (позволяем смотреть телевизор слишком долго, уступаем их требованиям, позволяем им относиться к нам самим или к дому неуважительно).

9.Упражнение «Если бы я был насекомым, то я был бы...»

Каждый участник придумывает себе насекомое и заканчивает предложение. Далее ведущий произносит: «Ветер дует на...» — и называет насекомых. Те должны подняться. Игра продолжается до тех пор, пока не поднимется каждый из участников.

По этому принципу образуются группы для следующего упражнения.

10.Упражнение «Тропинка»

Участники делятся поровну на две команды. Каждая команда берется за руки, образуются два круга. По сигналу ведущего участники начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!» — участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!» — все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре. Если «Кочки!» — то все участники игры приседают, положив руки на голову.

Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

11.Упражнение «Дерево мыслей»

Для работы понадобится небольшая срезанная сухая ветка с многочисленными веточками (дерево).

Ведущий предлагает участникам, используя стикеры в виде листиков и фломастеры, написать свои слова поддержки педагогическому коллективу школы, описать свои мысли и эмоции после завершения занятия, а затем прикрепить стикеры на дерево.

Когда все мысли «развешаны» на дереве, психолог предлагает подойти к нему и провести обсуждение:

-Какие листочки вы разместили на Дереве мыслей?

-Для чего человеку знать, нужна ли поддержка другому человеку?

-Что может произойти с человеком, если его дерево поддержки засохнет и все мысли, эмоции «облетят» и потеряются?

-Что необходимо делать, чтобы возродить Дерево мыслей? •

Литература

-Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. — СПб.: Речь, 2007.

-Межкультурное кафе: метод, «меню» для лидеров учеб. кружков / Авт.-сост. А. Величко, С. Лабода. — Минск: Новое знание, 2007.

-Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. — СПб.: Речь, 2007.

-Фопелъ К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: -Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 200

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.