KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Комплекты по развитию письменной речи для 1—5 классов
Комплекты по развитию письменной речи для 1—5 классов
06 сентября 2018    Автор / Валерия Ниорадзе

Валерия Гивиевна – крупный ученый, уникальный учитель, педагог по призванию, преданный друг и соратник Шалвы Александровича Амонашвили, созидавшая основы нового школьного образования в России. Масштаб личности поражал сознание обычного человека. В ее обществе хотелось стать лучше, обрести свой смысл жизни. Она обладала высшим человеческим предназначением, дарами мудрости и бескорыстной любви ко всему человечеству.

Особенно важен вклад Валерии Гивиевны в создание системы формирования письменно-речевой деятельности, основанной на принципах гуманной педагогики. В основе системы лежат идеи Л.С. Выготского, заключающиеся в том, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощные благодатные изменения «благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создаёт человеческий гений в области письменного слова». 

Из книги Письменное слово- Светоч души

Комплекты по развитию письменной речи для 1—5 классов

Для каждого класса они включают:

1.Книгу для учителя, где раскрывается суть гуманно-личностного подхода к детям, даётся разработка содержания каждого урока, а также прилагаются детские творческие работы — «Проба пера».

2.Сборники художественных текстов для каждого класса и каждой четверти в отдельности.

3.Сюжетные картинки.

Предлагаем открытый урок для родителей, проведённый во 2-м классе начальной школы №1715 г. Москвы.

Тема: Спеши делать добро

В этой школе, работающей по идеям и принципам Гуманной Педагогики, стало традицией проводить уроки письменной речи для родителей дважды в год: в конце второй и четвёртой четверти.

На данном уроке мы поставили перед собой две задачи: во-первых, показать особенности содержания и построения урока во втором классе, на котором дети учатся мыслить, чувствовать, сопереживать, и, во-вторых, раскрыть перед родителями подтексты того, что было наглядно и зримо представлено на только что законченном уроке.

Учитель приветствует детей и родителей, настраивает всех на урок и знакомит с учебно-познавательными задачами, которые должны быть раскрыты на уроке.

Учитель:

—Послушайте и запомните, что мы будем делать сегодня:

1.Наша тема и беседа вокруг неё.

2.Сюрприз учителя.

3.Ваши вопросы.

4.Мы умеем проверять, контролировать себя.

5.Творческое письмо на листочках.

6.Итог урока.

7.Раздача сборников. Напутствие на каникулы.

—Согласны ли вы с таким построением урока? Что бы вы хотели добавить? Что убрать? Что изменить?

На этот раз дети соглашаются с предложенным содержанием и планом урока, но бывают случаи, когда по их настойчивым просьбам или встречным предложениям заменяются некоторые части урока.

Ход урока:

1.Наша тема и беседа вокруг неё.

Работа идёт: а) через осмысление и толкование мудрых изречений; б) через раскрытие сути прочитанных в классе на протяжении I и II четвертей художественных произведений, в своё время глубоко прочувствованных детьми.

Учитель:

—Посмотрите на доску. Прочитайте, как называется общая тема многих наших уроков.

Дети читают: «Спеши делать добро».

Учитель:

—Я нашла для вас два изречения, две мудрые мысли. Первая принадлежит величайшему мыслителю древней Греции — Аристотелю, который жил примерно 2300 лет тому назад. Вторая мысль — Льву Николаевичу Толстому — великому русскому писателю с мировым именем, который жил и творит во второй половине XIX и начале XX веков.

Прочитаем изречение, автором которого является Аристотель, и попытаемся объяснить, истолковать его.

«Чтобы делать добро, надо им обладать». (Аристотель)

Дети, прочитав и подумав, объясняют:

—Ты сам должен стать добрым, чтобы делать добро другим.

—Если человек злой, он не сделает добра.

—Надо иметь добрые чувства, чтобы помогать другим.

Учитель:

—Прекрасно рассуждаете. А как вы понимаете мысль Льва Николаевича Толстого: «Когда хорошие люди бездействуют, торжествует зло?»

Дети (подумав):

—Чем меньше хорошие люди будут делать добрые дела, тем больше будет зла на земле.

—Делать добро, помогать надо часто, всё время, тогда зло не победит.

Учитель:

—Спасибо, ребята, за ваши мысли.

Ещё раз посмотрите на доску и окиньте взглядом названия тех художественных произведений, которые мы читали и обсуждали на уроках последние месяцы.

На доске список следующих произведений:

Совесть. А. Гайдар

Силач. А. Кузнецов

Разговор. В. Лифшиц

Рассказ о неизвестном герое. С. Маршак

Про одну девчонку. А. Шилов

Цветик-семицветик. В. Катаев

Доброта. Л. Николаенко

Дети читают заглавия произведений, вспоминают содержание, после чего учитель задерживает их внимание на раскрытии сути, выделении главного в каждом.

Так, на примере сказки В. Катаева «Цветик-семи-цветик» дети называют лишь одно желание девочки Жени, волшебное исполнение которого спасло мальчика от вечной хромоты, вернуло ему здоровье и жизнерадостность.

Учитель:

—А об остальных желаниях девочки почему вы ничего не говорите?

Ученики:

—Потому что все шесть желаний Женя хотела исполнить ради собственных развлечений и удовольствий, назло или завидуя кому-то.

—Только в одном своём желании она хотела помочь хромому мальчику, чтобы он мог бегать и резвиться так же, как остальные ребята.

Вывод детей и учителя сводится к тому, что каждому человеку, неважно, взрослый он или маленький, нужно, чтобы рядом был тот, кто умеет дружить, оказывать помощь в трудную минуту, сочувствовать, сорадоваться ему.

2.Сюрприз учителя.

Учитель:

—К сегодняшнему уроку я подобрала для вас небольшой текст, но прочитаю его без заглавия и последних

двух предложений. Внимательно послушайте рассказ, определите, как он может закончиться, а потом подберите к нему заглавие.

А. Кузнецов. Вот так навестили!

У Саши болело ухо. Он сидел дома скучный, расстроенный: мама — на работе, младшая сестрёнка — в садике, все ребята — в школе.

И вдруг звонок. Саша даже про больное ухо забыл. Открыл дверь и увидел Костю с Борей - не старосты, а пришли. Молодцы!

—Мы к тебе! Решили больного человека навестить, — сказали мальчики.

—Спасибо. Хотите чаю?

—Какой чай, нам уже в школу пора, — заторопились приятели.

V..— Заходите ещё, — пригласил Саша.

—Как в школу опоздаем, обязательно придём, — пообещал Костя. — Мы ведь и сегодня опоздали. Хорошо, про тебя вспомнили.

—А при чём тут я? — удивился Саша.

—Как при чём? — воскликнули мальчики. - Придём сейчас в школу и скажем: навещали больного. Вот нас и ругать за опоздание не будут. Ещё и похвалят!

И они убежали.

А Саше стало очень грустно.

Ещё грустнее, чем до их прихода.

Ученики слушают текст, предлагают свои варианты конца рассказа (например, «Мальчики прибежали в школу, и учительница их похвалила», или, «Саша был рад, что его навестили друзья»), но некоторые высказывают почти ту же мысль, что и у автора произведения. Это искренне радует учителя, чего он не скрывает от учеников.

Далее дети предлагают свои варианты заглавий («Больное ухо и приятели», «Опаздывали в школу и зашли» и др.). Учитель, после оценки удачных ответов детей, читает им заглавие автора и предлагает оценить: понравилось ли оно и чем?

3.Вопросы к тексту.

Мы — учителя.

Желающие, у кого возникает интересный вопрос по тексту, выходят к доске и спрашивают у своих одноклассников, как обычно это делают учителя.

Приводим некоторые вопросы детей:

—Почему мальчику стало ещё грустнее после ухода ребят?

—Почему Костя и Боря решили навестить больного товарища, когда опаздывали в школу, а не в другое время?

—Почему Саша даже про больное ухо забыл, когда увидел приятелей?

—О чём самом главном не спросили у больного Саши ребята?

—Как другими словами можно раскрыть смысл заглавия?

Вопросы, поставленные детьми, помогают всем, — и спрашивающим, и отвечающим, — глубже постичь суть происходящего в рассказе.

4.Мы умеем проверять, контролировать самих себя.

Учитель:

—На доске вы видите отрывок из только что прочитанного рассказа. В этих трёх предложениях, как и в любом написанном тексте, запрятаны коварные ошибки. Но вы ведь хорошо помните одну важную вещь: мы часто слышим одно, а пишем другое. Попытайтесь заметить и объяснить, какие ошибки вы могли бы допустить при письме, если бы не были столь внимательны; опасные места обведём кружочками, как обычно.

Отрывок на доске:

«И вдруг звонок. Саша даже про больное ухо забыл. Открыл дверь и увидел Костю с Борей».

Дети разбирают каждый «опасный» случай примерно так: «И» + «вдруг» — можем написать слитно, «в» + «друг» — можем написать раздельно; в конце слова «вдруг» слышится «к», но пишется «г». И так комментируется каждый слог, каждая буква... После обнаружения всех возможных ошибок подсчитывается и записывается на доске их количество, которое тут же перечёркивается и «изгоняется» из класса, ибо, как с уверенностью и оптимизмом говорит учитель, дети не допустят их. И они соглашаются с ним.

5.Творческое письмо.

Учитель:

—Наша тема «Спеши творить добро» может быть раскрыта в ваших чистосердечных высказываниях о том, какими вам хотелось бы быть. Не забудьте о мудрых высказываниях и о случае, который был описан в рассказе.

Каждому из вас, а также уважаемым родителям, мы раздадим листочки, на которых вы откровенно ответите на один и тот же вопрос, а потом напишете своё имя и свою фамилию, подойдёте к доске и приложите свой листочек (а он тут же наклеится) на большой белый лист бумаги. Итак, приступим к письму.

Дети погружаются в свои мысли, а затем пишут о человеческих качествах, которые им хотелось бы иметь.

То же самое делают их родители.

Вот как определили свою позицию дети:

«Мне хотелось бы быть добрым человеком и хорошим учеником.

Иметь очень много ума, доброты и радости.

Мне хотелось бы быть умным, любезным, сильным, храбрым, красивым, верным.

Мне хотелось бы быть весёлой, любознательной, изобретательной, вежливой, смелой.

Мне хотелось бы быть заботливой, мягкой, отходчивой, трудолюбивой, сильной.

Мне хотелось бы быть грамотным, здоровым, счастливым.

Мне хотелось бы быть мудрой, модной...»

Примерно в таких понятиях вращаются дети, определяя лучшие человеческие качества.

Высказывания родителей частично совпадают с желаниями детей. Им хотелось бы быть добрыми, скромными, справедливыми, счастливыми, здоровыми, отзывчивыми, весёлыми, сдержанными, мудрыми, спокойными, понимающими, ответственными, смелыми, умелыми, внимательными, милосердными, заботливыми, благородными.

Прекрасные качества. Однако, взрослая жизнь наложила свой негативный отпечаток на характер, поэтому, помимо истинных мотивов стать лучше, вкрадываются такие побуждения, как: «быть беззаботной; быть успешной; хотелось бы быть настоящей; быть менее категоричной, быть сдержанной; быть более терпимой к детским шалостям». В последних двух пунктах даже проскальзывает раздражение, связанное е воспитанием собственных детей.

Когда все листочки переместились на большой лист бумаги на доске, по просьбе учителя выходят двое учеников и по очереди, чётко выговаривая, читают определения, а класс хором повторяет понятия, связанные с лучшими человеческими качествами.

6.Итог урока.

Учитель:

—Наш урок подходит к концу; вспомните, что мы делали на уроке?

Ответы детей:

—Повторяли нашу тему: «Спеши делать добро».

—Толковали мудрые изречения.

—Слушали рассказ.

—Обсуждали его.

—Упражнялись в правильном написании предложений.

—Определяли и писали, какие человеческие качества хотели бы иметь.

Учитель:

—Но мы не успели сказать, что нужно делать, как нужно вести себя, чтобы всё лучшее, что есть в человеке, не уменьшалось в нас, а, напротив, множилось бы. Думайте об этом в дни зимних каникул; возможно, ответ придёт к вам.

Подытоживая урок, дети говорят о своих впечатлениях, мнениях, пожеланиях.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.