KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Создание условий для духовно-нравственного становления личности на уроках самопознания
Создание условий для духовно-нравственного становления личности на уроках самопознания
01 октября 2018    Автор / Айтжанова А., учитель «Самопознания», ГУ «Бурлинская средняя школа», с. Бурли, Костанайская обл.

В числе важнейших проблем воспитания на первый план выходят вопросы духовного и нравственного воспитания подростков и молодежи. Как правильно воспитывать? Как научить любить Отечество, национальную культуру, соблюдать традиции своего народа? Ответ однозначный – только ориентируясь на единственно верные, проверенные тысячелетней практикой образцы – общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить педагогическое наследие В. А.  Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Именно впечатления детства – этой удивительной страны – остаются с человеком на всю жизнь. В сегодняшней непростой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, совокупность связей и отношений человека и природы, человека и искусства, человека и общества, человека и Духа.

Становление истинно духовного человека невозможно без правильного воспитания. Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо «зажечь и раскалить» в нем как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему живому, стремление к совершенству, любви и доброте.

Учебный предмет «Самопознание» выполняет ключевую роль в духовно-нравственном развитии личности, так как он ориентирован на гармонию общечеловеческих, национальных, этнокультурных и личностных ценностей, которые позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознавать свою роль и предназначение в жизни. Главной задачей учителя самопознания является ознакомление учащихся с основными принципами морали и этики посредством формирования нравственных представлений.

Сегодня перед педагогами республики поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности. С. А. Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». Уроки самопознания опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества, поэтому их часто называют уроками «народной мудрости». Школьники учатся оставаться наедине с самими собою, прислушиваются к своему внутреннему миру, дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки, совершенствуют положительные качества, преодолевая отрицательные. На уроках ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу.

Предмет «Самопознание» является необходимым условием саморазвития и самоактуализации личности, оказывает поддержку и содействие обучающимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра. Уроки самопознания помогают педагогу направить учеников на познание истины и вечных ценностей. Надо любить истину так, говорил Л. Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал таковой. Величайшие умы человечества всегда видели в истине высокий нравственно-эстетический смысл.

Человек – активно действующее существо, бесконечными нитями материального и духовного свойства связанный с природой и обществом, находящийся с ними в постоянном взаимодействии. Логическая структура содержания предмета самопознания, выстроенная в ключе стержневых содержательных линий «познать себя», «познать других», «познать человечество», «познать мир» получила конкретизацию в базовом содержании обучения на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Эти направления являются, по замыслу разработчиков ГОСО, ключевыми векторами процесса самопознания, так как отвечают системе общечеловеческих ценностей и содержат основные предпосылки для развития духовно-нравственных качеств, самоопределения, максимальной самореализации личности и, в конечном счете, повышения качества образования.

Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Основу учебного предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни, составили именно его нравственные заповеди.

Известно, что человек становится личностью только в процессе взаимодействия, выстраивания взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем с уверенностью сказать о человеке, каков он, до тех пор, пока не увидим его поведение в обществе. Поэтому на уроках нравственно-духовного образования «Самопознания» очень важны процессы взаимодействие всех участников.

Чтобы уроки всегда были интересны для учащихся не только по своему содержанию, но и по форме проведения, необходимо применять интерактивные методы, с помощью которых удается перенести акцент на совместную деятельность «учитель – ученик». Работа в парах, группах развивает коммуникативные возможности, открытость, сопричастность, социальную активность, готовит к вступлению во взаимосвязанный и взаимосогласованный социальный мир.

В процессе экспериментальных уроков самопознания я нашла такую форму работы, как интерактивное общение: использование игр, упражнений, разминок, приветствий, тренингов и т. д., с помощью которых можно снять психологическое напряжение и речевой барьер. В процессе несложных упражнений и игр между учащимися возникают доверительные отношения и, как следствие, – откровенный разговор по теме урока. Ключевая особенность интерактивного общения в том, что это Процесс Открытия, когда ученики овладевают навыками обучения через взаимодействие и диалог.

Интерактивные формы общения способствуют развитию творческих способностей, креативно-инновационной деятельности, саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию, формируют собственное мнение. Особая роль в этом процессе отводится учителю, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии с особенностями духовно-нравственного образования важна не количественная, а качественная оценка учебных достижений обучающихся.

Таким образом, формирование личности, способной познавать свой внутренний и окружающий мир, развивать навыки сознательного самопознания и самоуправления, полно отражают задачи системы образования в современных условиях. В школах для повышения качества образования создаются необходимые условия для формирования, развития и становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей таких, как истина, добро, любовь, дружба, радость, счастье.

Закончить статью хочу стихотворением Р. Киплинга «Заповедь».

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя, наперекор Вселенной,

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать, но не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело,

И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями –

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, сын мой, ты будешь Человек!!!

Использованная литература

Введение в предмет «Самопознание». Учеб. пособие /Сост. У. И. Ауталипова, Г. М. Касымова, Х.Т. Шерьязданова. – Алматы, 2006. – 181 с.

Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

Раченко О. И. Интегративные принципы предмета «Самопознание» как основа нравственно-духовного образования младших школьников. //http://www.portalus.ru

Уроки добра и гуманизма. //http://www.kazpravda.kz

Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек». //http://bobek.kz/about

Журнал «Самопознание», № 10, 2012.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.