KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Возможности предмета «Самопознание» в формировании функциональной грамотности учащихся
Возможности предмета «Самопознание»  в формировании функциональной грамотности учащихся
05 мая 2014    Автор / Г. Калиева, к.п.н., ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Предмет «Самопознание», изучаемый в школах современного Казахстана, призван помочь становлению ребенка как личности нравственной, духовной, а также обладающей теми знаниями о себе и мире, умениями, которые позволят ему жить в обществе полноценной, счастливой жизнью.  

Важным компонентом таких знаний является функциональная грамотность. Формирование функциональной грамотности учащихся требует новых подходов, прежде всего,  к содержанию образования. В данной статье делается попытка рассмотреть возможности предмета «Самопознание» в указанном направлении.

Содержание понятия «грамотность» во второй половине XX века значительно расширилось. Наряду с традиционным пониманием грамотности как умения читать, писать и производить расчеты стало активно использоваться понятие «функциональная грамотность». Оно вошло в обиход благодаря исследованиям, инициированным ЮНЕСКО. Функциональная грамотность понимается как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней благодаря уровню знаний, умений и навыков, обеспечивающему нормальную жизнедеятельность личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность позволяет человеку быть мобильным, решать задачи и осуществлять собственное право выбора  в современном быстроменяющемся обществе. Она является условием, благоприятствующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Как отмечают исследователи, в современном понимании функциональная грамотность включает в себя множество компонентов: языковую грамотность, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую и др. Важное место в представлении о функциональной грамотности занимает то, что называют «деятельностной грамотностью», а именно – умение определять, ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и т.п.

В развитых индустриальных странах сложилась концепция нового подхода к образованию и, соответственно, новых критериев и способов измерения образованности, что нашло свой выход в методике PISA. По ней оценивается не знание фактов, формул, законов, а умение оперировать ими при решении нешаблонных учебных и вполне конкретных типичных жизненных задач.

  Российским Центром проведения исследования по методике PISA на основе его результатов были сделаны, в числе прочих, следующие выводы:

·  гуманитарное образование в школе имеет недостаточный диалогический характер, вследствие чего учащиеся испытывали затруднения в  заданиях, требовавших соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, собственную оценку;

·  учащиеся испытывают дефицит таких качеств, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции;

·  для учащихся характерен низкий уровень общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией;

·  в преподавании школьных дисциплин предпочтение отдается  сообщению информации, нежели развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка и др.);

·  у пятнадцатилетних подростков недостаточно развиты коммуникативные умения.

Функциональная грамотность выпускников российских школ исследовалась также специалистами Санкт-Петербургской академии после-дипломного педагогического образования (Спб АППО) под руководством профессора С.Г.Вершловского. В рамках исследования С.Г.Вершлов­скогобыла разработана и апробирована специальная методика изучения функциональной грамотности, которая, начиная с 2003 года, использовалась при проведении опросов выпускников средней школы.

Ученые выделили девять блоков функциональной грамотности: общая грамотность; самообразование и работа с информацией; компьютерная грамотность; самопознание и взаимодействие с другими людьми; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность; экологическая грамотность.

Опросы показали, что выпускники школ более высоко оценивают собственную компьютерную, а также бытовую грамотность, значительно ниже – готовность к самопознанию и взаимодействию с другими людьми (коммуникативная грамотность), а также к самообразованию и работе с различной информацией.

В качестве компонентов коммуникативной грамотности были выделены:

·    умение оценивать свои способности, сильные и слабые стороны характера, умение соблюдать правила этикета в общественных местах,

·    умение отдавать себе отчет в своих желаниях, чувствах,

·    умение работать в группе, согласовывая с другими свои позиции,

·    способность организовать работу группы сверстников (или ребят младше),

·    умение не поддаваться колебаниям своего настроения, владеть собой в трудных ситуациях.

В блоке самообразования наиболее высоко выпускники оценили информационные (компьютерные) умения. Наименьшие баллы были даны собственным умениям пользоваться информацией, представленной в виде числовых таблиц, схем, графиков, и умениям разрабатывать, планировать и выполнять индивидуальные или коллективные проекты.

Таким образом, исследование выявило противоречивую картину: уверенность в своей готовности к взрослой жизни у выпускников сочетается с недостаточным развитием базовых, необходимых для успешной социализации, качеств и навыков.

Особую тревогу у авторов исследования вызывает отсутствие у значительной части выпускников «нравственного стержня», что выражается в допустимости опрошенными нарушения принятых обязательств перед другими людьми, чтобы добиться своих целей, прагматического отношения к людям. Умение выкрутиться из любой ситуации оценивается выше, чем честность и принципиальность.  Общая тенденция демонстрирует уменьшение числа альтруистов, рост количества «разумных эгоистов».

Лишь примерно четверть выпускников считают, что «школа помогла лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки; подготовила к участию в общественной жизни; научила критически мыслить, рассуждать, доказывать; научила самостоятельно работать».

Как считает М.Матюшкина, у школы есть педагогические средства для решения обозначенных выше проблем, но этот потенциал остается нереализованным.

Ряд российских ученых (П.Р.Атутов, A.M.Новиков) также выделяет в структуре функциональной грамотности помимо базисных компетенций личностный компонент – качества личности, необходимые для успешного функционирования человека в обществе, его развития и саморазвития.

Современные подходы к определению целей образования позволяют сформулировать в качестве главной цели  достижение учащимся уровня образованности, развития личностных качеств в достаточной степени для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества.

Реализация данной цели возможна путем решения трех основных задач:

- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования;

- формирование у каждого учащегося опыта творческой, социально значимой деятельности в реализации своих способностей;

- накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Одним из главных факторов формирования такого качества личности является образовательная программа школы.

В Казахстане исследования по методике PISA были начаты недавно. Опираясь на педагогический опыт, можно сказать, что вышеперечисленные проблемы характерны и для нашей системы образования, хотя эта проблематика ждет своего исследователя. Однако внедрение в школьную программу предмета «Самопознание» позволяет говорить о новых возможностях в их решении.

Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».

«Самопознание» как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

В связи с тем, что личность является сложным системно-структурным образованием, выделяются различные сферы самопознания, имеющие конкретное содержание. В самом общем виде выделяют (В.Г. Маралов) следующие блоки, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию:

1)   личностно-характерологические особенности: качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям;    к самому себе;  к деятельности, труду, учебе; к природе; к искусству; к науке; к вещам и т.п.;

2)   мотивационно-ценностная сфера личности – познание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение;

3)   эмоционально-волевая сфера личности – познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.;

4)   сфера способностей и возможностей – анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов;

5)   познавательная сфера личности – осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач;

6)   сфера внешнего облика, особенностей темперамента – самоанализу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать;

7)   сфера отношений с другими людьми, социальным окружением – человек анализирует, как складываются его связи с другими – близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.

8)     сфера деятельности – важно знать, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает;

9)     сфера собственного жизненного пути – каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.

Безусловно, эта классификация сфер самопознания сложилась как результат научного анализа и носит в определенной степени схематический характер. Однако она ориентирует нас в том, что именно мы можем познавать в себе.

Предметная область «Самопознания» предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством осмысления своей неповторимой индивидуальности на уровне, соответствующем возрастным особенностям учащихся, создания своего внутреннего мира.

Образовательные цели предмета «Самопознание» ориентированы на содействие развитию у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культур.

Логическая структура содержания предмета определена исходя из:

·        системы общечеловеческих ценностей, позволяющих познавать себя, познавать других, познавать мир, познавать духовный опыт человечества;

·        основных качеств личности, проявляющихся относительно себя, других, мира, человечества;

·        составных компонентов социального опыта, накопленного
человечеством: мировая культура, мудрость народов, знания/наука.

С учетом специфики предмета, его целей и задач предполагается применение различных видов нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки на природе, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и др.).

Содержание предмета предполагает также использование приемов и методов, направленных как на расширение знаний и представлений школьников о ценностях и нравственных качествах человека, так и на развитие их мышления, эмоционально-волевой сферы, на эмоционально-образное восприятие учебного материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала («Чтение», «Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др.).Важным условием организации учебного процесса по самопознанию является создание на уроках здоровьесберегающей среды с помощью методических приемов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксации, снижению напряженности тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споемте, друзья» и др.).

Создавая первые учебники по самопознанию, разработчики по вполне понятным причинам главное внимание уделили этической, нравственной содержательной линии. Однако предмет «Самопознание» обладает значительными возможностями для развития интеллектуального потенциала, формирования общеучебных навыков учащихся, «умения учиться». Педагоги имеют возможность системно формировать навыки самообразовательной деятельности благодаря тому, что, во-первых, предмет «Самопознание» является общеобязательным с 1 по 11 класс; во-вторых, характерной особенностью данного предмета является наличие проектных заданий.  Эти задания имеют исследовательский характер и позволяют учащимся осмыслить такие компоненты деятельности, как цель, результат, способы деятельности, получить навыки планирования и организации собственных действий, работы с информацией, представленной в разнообразных формах (текстовой, табличной и др.), оформления письменных работ, аргументированного выступления с защитой проектов. Кроме того, учащиеся осознают, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы успешно заниматься самообразованием. К моменту завершения учебы формируется системное видение самообразования как деятельности, направленной на саморазвитие личности.

Опросы учащихся основной и старшей школы, проводившиеся в 2011 году во всех регионах Казахстана в рамках социологического исследования, показывают, что такое содержание самопознания является востребованным, так как дает учащимся рычаги саморазвития. 

Таким образом, предмет «Самопознание» имеющий целью  развитие и саморазвитие личности, обладает широкими возможностями в формировании функциональной грамотности выпускников казахстанских школ.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.