KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Развитие творческих способностей воспитанников детских домов
Развитие творческих способностей воспитанников детских домов
18 мая 2014    Автор / О. Утте, учитель начальных классов СШ при Детском доме г. Астаны

Творчество занимает, безусловно, одно из важнейших мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Комплексно-системный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Единство идейно-мировоззренческого, духовного  и  художественного развития является неотъемлемым условием становления  личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Наш век требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно театр, музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка, театр и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Так, выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Развитие творческих способностей воспитанников Детского дома средствами кружковой деятельности – одна из основных целей работы педагогического коллектива. Организуя работу по развитию творческих способностей детей, воспитанников нашего Детского дома, было решено уделить большое внимание театру, музыке и ритмике, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению. Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Воспитание ребёнка через творчество в условиях театра – уникальное средство, особенно если речь идёт о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Дети попадают в Детский дом с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствуют либо не определены жизненные и профессиональные перспективы, не развиты природные задатки. Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях — создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями, условия для успешного развития творческой активности является, развития творческой активности детей. Для этого необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Театр – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующее творческие способности детей. Он воздействует на воображение ребенка словом, образом, изобразительными средствами, музыкой и т.д. К этому следует добавить, что дети уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности, к познанию мира через творческое его осмысление. И пусть ребенок не станет артистом, но через театр он научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо.

На протяжении многих лет в Детском доме г. Астаны действует школьный театр «Жастык», который содействует развитию творческих способностей учащихся. Чему может научить детей самодеятельный театр? Учит он их кукловождению и драматизации сказок, помогает развивать память и связную выразительную речь ребенка, положительно сказывается на формировании логического мышления и верного понимания поступков окружающих. Ко всему прочему, театр воспитает и любовь к высокому театральному искусству.

Занятия театрального кружка в Детском доме проводятся 4 раза в месяц. Каждое занятие состоит из трех частей. В первой части занятия дети знакомятся со словесным фольклором (считалками, дразнилками, мирилками, поговорками, забавными стихами-перевертышами), тем самым воспитывается любовь к устному народному творчеству у детей. Во второй части занятия дети знакомятся уже непосредственно с текстом сказки, учатся выразительно его читать и пересказывать по ролям, учатся кукловождению и оформлению декораций, т.е. если говорить в общем, они учатся играть на самодеятельной сцене. Третья часть — снятие психологического напряжения с использованием разнообразных игр для коррекции психических процессов («Путаница», «Несмеяна», «А ты молодец!», «Сиамские близнецы» и т.д.). Здесь ребята учатся взаимодействию в коллективе. Большой популярностью пользуются такие постановки, как «Сила в дружбе», «Новогоднее похищение», сказка «Трое волчат и золотое правило», кукольный спектакль «Учимся считать», а также театрально-музыкальная постановка, посвященная 65-летию Великой Победы.

Особое влияние театр Детского дома оказывает на новичков, детей, недавно попавших сюда и испытывающих психологическое напряжение. Занятия в театре ускоряют время их адаптации к изначально непривычным для них условиям повседневной жизни.

Для наших школьников театр становится как бы моделью семьи, и они любят близко общаться с героями сказок, которых считают едва ли не реальными существами. А в сказке порой все также, как и в жизни: ведь на наших занятиях возникает столько самых разных ситуаций!

На сегодняшний день в Детском доме работают 10 творческих  кружков, 5  спортивных секций, детская театральная студия, юные артисты которой поставили уже 3 спектакля, школьный пресс-центр,  художественная студия «Өнер», кружок прикладного творчества. Воспитанники имеют возможность заниматься в танцевальном, вокальном, хоровом кружках, ИЗО- и фото- студии, в духовом оркестре, домброво-инструментальном ансамбле.

Отрадно видеть, как танец преображает детей: теплыми становятся их взгляды, оттаивают сердца. Танцевальный ансамбль «Асыларман» состоит  из 3-х возрастных групп.  Концертная программа ансамбля «Асыларман» самая разнообразная. Достижения танцевального коллектива впечатляют: в 2007 году «Асыл арман» стал обладателем Гран-при в республиканском конкурсе «Балбөбек-2007». В 2009 году копилка наград ансамбля пополнилась ІІ  местом  на ІV республиканском конкурсе «Тан Шолпан-2009». В 2011 году ребятам представилась уникальная возможность – представлять Казахстан на Международном фестивале-конкурсе хореографического искусства «DANCEOLYMPIA» в г. Алания (Турция), где жюри оценило самобытность и красоту казахского танца и наградило участников фестиваля почетным 2-м местом.

В Детском доме функционирует единственный в городе духовой оркестр (руководитель Скороход В.Л.) и оркестр казахских народных инструментов «Адырна» (руководитель  Шолакаев М.Ж.). Репертуар коллективов представлен разными жанрами песенного искусства (марши, народные, лирические, современные песни). На  республиканском конкурсе духовых оркестров  коллектив оркестра Детского дома стал обладателем Гран-при. В 2007 году коллектив духового оркестра в городском конкурсе «Шаттық» по программе национальных Дельфийских игр стал обладателем серебряной медали, а в 2008 году – обладателем двух Золотых медалей. В 2008 году духовой оркестр Детского дома – Дипломант ХХХХІІ музыкального конкурса юных музыкантов в г. Алматы. А в 2010 году коллектив оркестра Детского дома  стал обладателем высшей награды Гран-при XXXXIV республиканского конкурса Юных музыкантов в г. Алматы.

Развитие творческих способностей формирует у детей Детского дома «образ жизни, достойный Человека, имеющего три основания: Добро, Истину, Красоту». Ведь для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.

Поэтому мы считаем, если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности. Комплексное развитие способствует как более полному выявлению творческих сил человека, так и развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творчества.

В заключение хотелось бы поделиться выработанными нами практическими рекомендациями для развития творческих способностей учащихся:

1. Прежде всего, необходимо создать микроклимат и условия для естественного «взращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. 

2. Необходимо развивать совместную творческую деятельность учащихся и учителя при помощи диалогового принципа общения.

3. Следует активно применять игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа.

4. Необходимо внедрение тематического принципа, который позволял бы объединить различные виды искусства в единое целое.

Таким образом, процесс активизации творческой деятельности учащихся во многом зависит от установки самого учителя на созидание, творчество во всех видах педагогической деятельности. Ведь ребенок изначально наделен способностью к творчеству и созиданию, важно лишь эту способность развивать и направлять.



Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.