KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Круг чтения младших школьников как условие формирования системы ценностей ребёнка.
Круг чтения младших школьников  как условие формирования системы ценностей ребёнка.
09 июня 2014    Автор / С. Керимбаева, редактор ИГРЧННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой

воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность

человека волноваться чужими несчастьями, радоваться

радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою.

К.И. Чуковский

 

Что такое эстетический вкус? Это способность вы­бирать и воспринимать все красивое и гармоничное, все простое, здо­ровое и чистое. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека, поэтому очень важно развивать в ребенке эстетический вкус, т.е. научить его любить все красивое, возвышенное и благородное, и приучить его ценить это. Преподавателю самопознания необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с художественной литературой, умение сопереживать. «Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности...» (Б.М. Неменский) – эти слова должны стать одним из основных принципов дисциплины «Самопознание».

Это тем более важно, что в настоящее время мы все наблюдаем признаки упадка цивилиза­ции. Так, когда дети видят на экранах телевизоров и кинотеатров решение различных проблем путем насилия, то подобно­го рода реакции на возникающие проблемы становятся для них приме­ром, как эти проблемы могут решаться. Исследования показали, что дети до­школьного возраста, смотревшие фильмы, в которых много насилия, считают, что мир, в который им предстоит вступить – опасен. Такие де­ти при взаимоотношениях со своими сверстниками значительно более агрессивны, а, достигнув совершеннолетия, чаще совершают преступления.

Еще более тяжелые эмоционально-психические нарушения разви­ваются у детей, привязанных к мониторам компьютеров. Для многих детей и подростков, сживших­ся с виртуальной реальностью, мир людей кажется чуждым и непонят­ным, и они стараются уйти от него, замкнуться в себе, спрятаться, не смотреть в его сторону.

Поэтому важно не торопиться знакомить малышей с современными достижениями человечества, включая современное искусство. Пусть прекрасное пустит в них свои корни. Необходимо, чтобы они могли успеть осознать, что есть истинное и прекрасное, а что ложное и урод­ливое. Помогите им в этом. Ростки того, что мы воспитаем в наших детях, станут фундаментом всей их будущей жизни.

Так что же можно противопоставить негативному влиянию современной экранной культуры? Ответ простой – чтение художественной литературы. Воспитывать в ребенке любовь к прекрасному, приобщать к нравственно-духовным ценностям с успехом можно в процессе постоянного целенаправленного обучения восприятию художественной литературы учащихся.

Художественная литература является наиболее значимым видом искусства, формирующим систему ценностей ребенка, начиная с детских сказок, и заканчивая взрослой авторской литературой.Ребенок отождествляет себя с героями из книг, перенимая их образ мыслей, поведение, поступки,  характер.  Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ребенок имел доступ только к такой литературе, которая может положительно влиять на формирование его системы ценностей и картины мира. За формирование круга чтения ребенка ответственны родители, а также педагоги. Причем педагоги дисциплины «Самопознание» в большей степени имеют возможность влиять на формирование системы ценностей своих учащихся посредством художественной литературы.

Литература упорядочивает человеческие представления о мире, она закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым многообразие его личности. Формирование этических представлений невозможно без воздействия на эмоциональнуюсферу, и детская литература, как и искусство слова в целом, обращается не только к разуму, но и к сердцу юного читателя. Ещё до того, как ребёнок научится оценивать поступки героев, он учится сочувствовать им. Слушая сказку, в которой опасности подстерегают героя на каждом шагу, переживая всякую, даже временную, неудачу героя как свою, ребёнок учится «принимать к сердцу чужие печали и радости» (К.И. Чуковский).

Первые детские книги становятся для детей настоящим окном в мир: их герои не только радуются, но и огорчаются, беспокоятся, удивляются, пугаются и дарят весь этот спектр эмоций своему читателю, способствуя тем самым его душевному и духовному росту. Таким образом, детская литература ставит перед собой сразу две цели, неотделимые друг от друга: эмоциональное развитие личности ребёнка и «воспитание чувств».

Литературныепроизведения знакомят маленького читателя с этическимикатегориями. Исследуя окружающий мир, ребёнок испытывает положительные и отрицательные эмоции и сам вызывает эти эмоции у тех, с кем он общается. Так маленький человек учится оценивать всё происходящее и получает представление о дуальной сущности мира: о том, что он неоднороден, что есть плюс и минус, чёрное и белое, добро и зло. Упорядочить первый эмоциональный опыт, так же, как и первые знания о действительности, растущему ребёнку помогает искусство слова. Первые простейшие представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» ребёнок получает из сказок – сначала услышанных, затем прочитанных. Яркие запоминающиеся сюжеты, прозрачная композиция, чёткое разделение героев на добрых и злых – всё это делает сказку доступной и привлекательной для самых юных читателей. Народная сказка предлагает им идеальную модель мира, в котором добро вознаграждается, а зло наказывается. Однако торжество справедливости – не изначально заданная ситуация. Чтобы она стала возможной, герой должен активно действовать и проявлять определённые человеческие качества, то есть «поступать хорошо» и «не поступать плохо».

Первыми образцами для подражания становятся сказочные персонажи, и это не случайно: ребёнок хочет быть таким же хорошим, как любимый герой. И здесь происходит не только разграничение между добрым и злым: первоначальная оппозиция «плохо – хорошо» наполняется конкретным содержанием. Что значит «быть хорошим»? Помогать другим в беде, защищать обиженных, быть честным, добрым, трудолюбивым, то есть быть таким, как положительный литературный герой. Что значит «поступать плохо»? Обижать слабых, обманывать доверчивых, жадничать, лениться, думать только о себе, словом, походить на отрицательных персонажей. Так начинается формирование системы ценностей, которая пополняется новыми составляющими по мере накопления жизненного опыта и прочтения новых книг. Чёткое деление героев на положительных и отрицательных авторская литература для детей наследует из фольклора, и в авторских произведениях подрастающий читатель находит себе новые примеры для подражания. Более того, чутко воспринимая художественную реальность и ставя знак равенства между вымышленным и реальным миром, ребёнок нередко отождествляет себя с одним из героев, проходит те же испытания и осуществляет тот же нравственный выбор, что и близкий ему персонаж.

Детские книги учат и воспитывают своего читателя, пытаются передать ему определённый этический опыт в самой различной форме, вплоть до игровой. При этом зачастую только степень одарённости автора становится гарантией того, что будет сохранено хрупкое равновесие между эстетикой и назиданием: дети тонко чувствуют «взрослые» поучающие интонации в тексте и внутренне сопротивляются такому воспитанию. Напротив, чем менее явственно выражен педагогический компонент, тем больше читатели доверяют автору, тем полнее контакт, а значит, больше вероятность воздействия на личность ребёнка. Подтверждением тому стала, например, парадоксально-игровая поэзия обериутов, ярким представителем которых является Даниил Хармс: ничему напрямую не обучая, поэт вовлекает обычные предметы в необычную ситуацию и тем самым «воспитывает нестандартное, творческое Я в каждом ребёнке». Другой пример оригинального использования педагогического компонента – «Вредные советы» Григория Остера, столь любимые современными школьниками. Это «советы наоборот», ситуация назидания вывернута наизнанку – автор «советует» детям как раз то, чего делать не следует:

Требуют тебя к ответу?

Что ж, умей держать ответ.

Не трясись, не хнычь, не мямли,

Никогда не прячь глаза.

Например, спросила мама:

- Кто игрушки разбросал?

Отвечай, что это папа

Приводил своих друзей.

Ты подрался с младшим братом?

Говори, что первый он

Бил тебя ногой по шее

И ругался как бандит.

Если спросят: - Кто на кухне

Все котлеты искусал?

Говори, что кот соседский,

А возможно, сам сосед.

В чем бы ты ни провинился,

Научись держать ответ.

За свои поступки каждый

Должен смело отвечать.

Главным воспитательным приёмом становится ирония – неудивительно, что подобные советы быстрее достигают цели, чем скучные многочасовые поучения.

Главными героями произведений для детей часто становятся сверстники читателей. Яркие образы героев-сверстников появляются на страницах рассказов и повестей о школьной жизни, живут в юмористических стихах и литературных сказках. Через эти образы в произведение органично входит педагогическая составляющая: маленькие читатели обладают развитым воображением, а потому находят себе друзей среди таких героев или легко представляют себя на их месте, а это позволяет донести до ребёнка определённые этические нормы, не читая ему нравоучений.

Другая группа героев – волшебные персонажи, наделённые необыкновенными способностями (Карлсон, Доктор Айболит, Питер Пэн и др.). Как правило, эти образы действуют так же, как образы сверстников. За их фантастическими возможностями скрываются положительные или отрицательные свойства человеческого характера, и, общаясь с этими героями, ребёнок учится различать плохое и хорошее.

Кроме того, героями произведений для самых маленьких часто становятся животные, наделённые человеческими чертами – Муха-Цокотуха, Глупый мышонок, Тараканище. Подобные персонажи связаны с героями народных сказок о животных, а их образы максимально приближены к сознанию маленького человека и в игровой форме преподносят ему информацию об окружающем мире, людях и отношениях между ними.

Система образов произведений для детей предполагает, что герои зачастую резко противопоставлены друг другу и образуют определённые оппозиции. Самая распространённая оппозиция – «положительный герой – отрицательный герой» (добрая царевна – злая царица, Золушка – злая мачеха и т.д.). В этом случае развитие сюжета определяется борьбой злого и доброго начал и завершается победой последнего. Такова композиция многих литературных сказок.

Другая оппозиция, характерная для детской литературы, - это оппозиция «дети – взрослые». Она наиболее типична для произведений, адресованных подросткам, но встречается и в литературе для младших читателей (например, «Повесть о Малыше и Карлсоне»). Композиция в этом случае усложняется: речь идёт не о противопоставлении взрослого и детского миров, но об их взаимодействии, возможных конфликтах и способах сосуществования.

Кроме того, возможна оппозиция «реальные и вымышленные герои». Первые живут в знакомом маленькому читателю мире, вторые – в фантастической стране. Для такой композиции характерны неожиданные повороты сюжета, связанные с появлением придуманных героев в реальном мире, и наоборот. Такая двуплановость художественного мира произведения чаще всего призвана подчеркнуть несовершенство мира реального и показать необходимость изменений в нём.

Самая большая ценность народной сказки – это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки – это идеальный мир, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как известно, ребёнок изначально склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный взгляд на мир ему необычайно близок.

Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество: Иванушка-дурачок находчив и удачлив, Василиса – мудра, Иван-царевич – силён и отважен. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.

Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки). В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой – сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Таким образом, сказка предлагает маленькому читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается.

Повесть-сказкаставит перед читателем более сложную задачу: на примере вымышленной ситуации предлагает ему разобраться в человеческих отношениях, научиться различать плохое и хорошее в характерах и поступках героев. Повесть-сказка, с одной стороны, создаёт воображаемый мир, а с другой стороны, рассказывает о мире реальном. Сочетание сказочности и реалистичности и определяет специфику этой разновидности литературной сказки.

Сила художественного слова в том, что оно учит сопереживать, творчески воспринимать окружающую действительность. В процессе ознакомления с произведениями литературы у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с литературой и искусством в целом.

Необходимо, чтобы использовались такие тексты, которые доступны ребенку для понимания и самостоятельного чтения, а также имеющие яркую воспитательную направленность, эстетическую и художественную ценность. Тогда ребенок сможет прочувствовать и пережить текст как отражение своих собственных чувств. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков самопознания? 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.