KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Развитие духовно-нравственной культуры учащегося
Развитие духовно-нравственной культуры учащегося
09 июня 2014    Автор / О. Мец, учитель самопознания, зам. директора по воспитательной работе КГУ ОСШИОД № 4 «Болашак», г.Степногорск ,Акмолинская обл.

Человек – целый мир, и если хочешь постичь

вселенную, познай сперва самого себя.

Абай Кунанбаев

Острой проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные, зачастую диаметрально противоположные, точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества, и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. В настоящее время в нашем обществе имеют широкое хождение весьма сомнительные или даже заведомо ложные установки и ориентации в мировоззренческих и аксиологических вопросах. Достаточно вспомнить, какое широкое распространение получили паранаука и парарелигия, составляющие серьезную конкуренцию настоящей классической науке. Этому способствуют противоречивость обыденного сознания, стремление полагаться на всякое знание без достаточного критического осмысления, игнорирование без достаточных оснований известных научных теорий, равнодушие к доказательности в познании, нигилизм, субъективизм и широкое распространение установок массовой культуры.

Почему так важен предмет «Самопознание»? Разве недостаточно просто любить детей, окружать их атмосферой любви, полагаясь на интуитивное решение ситуаций, в которых востребованы ценностные критерии. Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда миссия педагога? Мы уверены, наша миссия –  ставить педагогические задачи с верой, оптимизмом и знанием.

Именно знание о том, что уроком самопознания мы создаем альтернативный мир, альтернативу агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок – наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами уже сейчас. Отзывы родителей о предмете самопознания – это ли не индикатор начинающихся изменений? «…Я родитель девочки Анастасии. Считаю, что предмет «Самопознание» является огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла, радости, счастья. Можно еще бесконечно перечислять…Он творит чудеса с нашими детьми. Предоставляет возможность моему ребенку анализировать жизненные ситуации, находить самостоятельно  решения. Мой ребенок с большим удовольствием создает творческие работы и вместе с нами, родителями, пишет проекты. Это очень сближает ребенка с родителем. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький, огонек человеческих ценностей никогда не угасал, а только разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей».

Великий мыслитель Абай Кунанбаев  утверждал: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл». А великий фантаст 20 века Жюль Верн считает, что счастлив на этом свете может быть великодушный человек, который любит доставлять радость окружающим.

По мнению кандидата философских наук Л.Ю. Писарчикшкола должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на достижения гуманитарных наук и лучшие образцы искусства, углублять духовные интересы учащихся. В пользу данной точки зрения свидетельствует солидная историко-философская традиция. Мудрый Сократ говорил, что человеку нужно, прежде всего, «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ Иммануил Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora (т.е. гуманитарные науки и занния). Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением, а вопрос о выборе специальности в этом контексте является второстепенным.

Действительно, состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимании,  можно  потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, самовыражение через проявление своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором ребенок познает себя, познает мир.

На уроках самопознания учитель предоставляет возможность  учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости, несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, но в себе, зачастую, они кажутся приемлемыми и простительными. И только посмотрев на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения.  Не случайно во всех четырех разделах программы самопознания с восьмого по одиннадцатый класс ключевым словом является «Человек». Очень важно для  каждого из  нас понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся во вселенной.

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Человек – активное творческое преобразующее существо со свободной волей. Бесконечными нитями материального и духовного свойства он связан с природой и событиями общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Мы взаимодействуем с миром, прежде всего, через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его не столько для постижения тайн, сколько для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей.

По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства – языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории. И уроки самопознания, как показала практика, очень нравятся нашим детям и крайне важны для их родителей.

В заключение хочу привести знаменитые слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.