KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Формирование нравственно-духовных качеств и ключевых предметных компетенций при организации групповой работы на уроках технологии
Формирование нравственно-духовных качеств и ключевых предметных компетенций при организации групповой работы на уроках технологии
09 июня 2014    Автор / Ж. Кабдышев, учитель технологии гимназии «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы


Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически.

Фридрих Шиллер

 

Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать нравственно-духовные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ. На уроках технологии важно научить детей понимать прекрасное и возвышенное, развивать способность чувствовать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. Способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, является важным условием духовного развития личности, формирующим у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.

Одним из универсальных способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке является групповая работа, благодаря которой ребенок делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем, снимается напряжение, и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учениками и учителем. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс развития личности, формирования эстетического вкуса и таких нравственных ценностей, как трудолюбие, ответственность, добросовестность, желание работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умение уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила дисциплины и т.д.

Предмет технологии, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку и в процессе социализации, и создаёт условия для его самореализации. На занятиях по технологии ребенок создает реальную вещь, а не компьютерный образ или математическую модель. При этом учащийся обретает уверенность в себе, своих возможностях, ощущает себя равноправным членом общества. При этом высшее мастерство учителя состоит не в том, чтобы навязать учащимся свое видение, а в том, чтобы подвести их к самостоятельному открытию значимости своего труда. Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка – на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша».

Успех учебного процесса на уроках по технологии во многом зависит от правильной организации занятия. Чаще всего структура уроков бывает комбинированной. На занятиях проводится беседа о значении личности человека в творческой деятельности, сообщаются новые знания, закрепляется пройденный материал, выполняются практические работы.  При выполнении практической части урока лучше класс разбивать на группы, каждая из которых получает отдельное задание и выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы. Задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.   

Групповая работа может быть организована  по-разному.  Например, при работе над разделом «Обработка древесины», я предлагаю учащимся «мини-соревнование» между группами или классами. Дети соревнуются по времени и качеству выполняемой работы: отпиливание изделия по размеру, обработка детали шкуркой или рашпилем. В разделе «Материаловедение» дети составляют и затем отгадывают кроссворды, демонстрируя свои умения по определению вида материала и его свойств.

Таким образом, групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения, использование которой придает уроку черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Следовательно:

·        возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·        меняется характер взаимоотношений между детьми;

·        укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

·        сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

·        растёт самокритичность, ученики точнее оценивают свои возможности;

·        учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: умение выражать свои чувства и мысли, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, уважение к окружающим, умение прислушаться к чужому мнению.

При организации групповой работы можно выделить ряд этапов.

На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь я использую следующие приемы:

·        в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;

·        для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»;

·        вводятся приемы несловесного общения: значки «+» – согласен, «–» – не согласен, «?» – не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;

·        организуются игры, развивающие умение слушать другого.

Например, игра «Снежный ком»: первый ученик называет какой-либо инструмент (материал), другой должен повторить это и назвать, что этим предметом делают (свойство материала), третий повторяет все, что сказали предыдущие ученики, и называет вид искусства, где применяется данный материал или используется предмет и т.д.

На решение задач обучения направлены и дискуссии-споры, которые ставят перед детьми проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. В них могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?». Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание ученика или учителя.  После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии.

Вот какие правила для общего обсуждения были составлены детьми:

·        не говорить всем сразу;

·        смотреть на говорящего (учителя или ученика);

·        реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

·        возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично, например: «Аскар, ты не сказал, что…».

Усвоив приемы и правила совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы. Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успешности групповой работы. Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения групповой работы.

На втором этапе полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата. В этот период полезно вспомнить пословицы, в которых речь идет о совместном труде: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две – лучше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и др. Анализ удачных праздников, конкурсов, викторин, проведенных в классе, также свидетельствует о том, что их успех зависел от общих усилий детей, от их совместного творчества и дружной работы.

Основные достоинства совместной деятельности в группах: возникновение различных мнений и необходимость обоснования доказательства своей точки зрения, объяснения того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудачи. Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке. Кроме того, часто ученики просто боятся обратиться к учителю, если чего-то не поняли.

После того как проведена подобная подготовка детей к совместной деятельности, можно переходить к систематической непосредственной организации групповой работы на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой – усложнение деятельности учащихся в группах. Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям:

1.  усложнение видов групповой работы;

2.  повышение степени самостоятельности учащихся;

3.  усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в группах.

Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и, наконец, дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Начинать такую работу можно при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся. Главное – первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом. Пара у доски выполняет задание. Остальные учащиеся наблюдают и оценивают: насколько верно и слаженно работает пара (соблюдение правил, использование знаков). Учитель тоже непосредственно руководит этой парной работой: напоминает, помогает, исправляет ошибки. Затем учитель предлагает поработать в парах всем детям в классе и постепенно переходит к опосредованному руководству деятельностью пар при помощи памяток (так обеспечивается повышение степени самостоятельности учащихся). Сначала для самостоятельного выполнения в парах я предлагаю лишь часть решения задачи. Например, на доске была записана инструкция:

1) прочитайте схему;

2) расскажите ее друг другу: один ученик – перечень действий и их последовательность, другой – содержание каждого действия;

3) покажите при помощи рук, что задание выполнено (если ученики согласны друг с другом – поднимают обе сцепленные руки, если нет – одну руку).

На первых порах во фронтальном обсуждении нужно много говорить о том, как работали группы: называть пары, которые не справились с заданием, и пары, которые выполнили задания лучше остальных; подчеркивать, что часто причина неудач кроется в неумении или нежелании детей убедить и понять друг друга. 

Постепенно содержание материала усложняется. От заданий репродуктивного характера группы переходят к работе, требующей преобразующей и поисковой деятельности. Отмечу, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.

Использование проблемных задач, исследовательской деятельности в групповой работе позволяет сформировать такие умения учеников, как навыки творческого осмысления деятельности, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Творить, думать, познавать себя и мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, и тогда вы всегда найдете путь к сердцу ученика.



Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.