KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Опыт работы с учебно-методическим комплексом по самопознанию
Опыт работы с учебно-методическим комплексом по самопознанию
29 сентября 2014    Автор / Аманова Р.

Программа «Самопознание», дает возможность более полно решать задачи последовательного формирования личности ребенка, раскрывать и обогащать его внутренний и духовный мир, осуществлять корректированное познание самого себя и другого человека.

На занятиях дети учатся говорить о себе, о своих чувствах, мыслях и поступках, анализировать их и давать им адекватную оценку, слушать как себя, так и других, принимать людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Для воспитания гармоничной личности необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и эмоциональный интеллект, личностные качества ребенка.

В методическом арсенале УМК по программе «Самопознание» очень много педагогических находок, которые я реализую не только на занятиях с детьми, но и вне их.

В этом смысле бесценным источником формирования нравственных качеств личности я считаю литературу. Особое внимание я проявляю к детям, которые выражают безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников. Несправедливое наказание, обида не принятого в общую игру, ушибленное колено, не доставшаяся игрушка — все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно, как отнесутся к этому его товарищи по группе. В таких ситуациях я обращаюсь к соответствующей сказке, повести или рассказу, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. Особенно действенны в работе с такими детьми игры-беседы с куклами — персонажами и игры-драматизации.

Такие игры дают ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действенного сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего и вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных персонажей. Я хвалю ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа и незаметно переключаю внимание детей на аналогичные ситуации, которые имели место в группе.

Моя главная цель здесь — формировать обобщенное отношение к добру и злу, способность различать добрые и злые поступки, умение не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.

Хотя нынешних детей подчас ставят в тупик коллизии старых сказок. Что хорошего в предательнице — лисе, из-за которой доверчивый волк попал в беду, а потом еще ее же на спине вез — «битый небитого», или в добром молодце, который не дал роздыху «Чуду-юду»? Так ли уж симпатичен мужик, деливший с медведем совместно выращенный урожай: если просо, то себе вершки, а компаньону корешки, а если репа - наоборот?...

Такая нравственная взыскательность — отличительная черта человека наших дней, с его обостренным вниманием к проблемам этики, неприятием насилия и унижения, тревогой за все живое. Отражаясь в восприимчивой детской душе, эти особенности современного миропонимания порой вызывают у моих детей неожиданную реакцию на фольклорные сказки и на более современные произведения.

Поэтому я организую «Литературные вечера» с участием родителей, на которых слушаем не только сказки и рассказы, предложенные УМК, но и придумываем новые произведения нравственного содержания совместно с детьми, используя д/и «Салат из сказок». Дети и родители с удовольствием откликаются на предложение придумать новую сказку или рассказ. Произведения получаются облегченными, чрезмерно рационалистическими и самодовлеюще забавными, но в то же время парадоксально добрыми, разумными и чрезмерно последовательными в утверждении идеалов человечности.

Я думаю, что на следующий год я смогу представить альбом сказок, придуманных старшими  школьниками. Так же в своей работе я использую решение детьми социально-нравственных смысловых задач. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребенка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку.

Для этого создаю в форме задач проблемные ситуации, из которых ребенок должен найти выход, опираясь на уже сложившийся у него эмоционально-ценностный опыт. Это, на мой взгляд, та особая сфера жизни и деятельности детей, которая формирует способность совершать положительный поступок. Признаки такого рода сложных ситуаций состоят в следующем:

а) вариант решения не является единственным, возможно несколько вариантов;


б) нравственный способ поведения предполагает, как правило, некоторое ущемление личных желаний и интересов.

Такие задачи задаю на примере любой деятельности: игровой, продуктивной, трудовой. Создавая ситуации, подбирая конкретный материал для них, я всячески поощряю активность ребенка, побуждая его к самостоятельному поиску решения задач. И при этом не навязываю определенной линии поведения, не требую только данного способа разрешения ситуаций, а подвожу к независимому и самостоятельному принятию решений.

Очень важно то, что в программе «Самопознание» делается акцент на вовлечение семьи в осуществлении предлагаемой программы, что оказывает влияние на системность и педагогичность семейного воспитания.

Родители являются главными соучастниками детей и педагога в подготовке к занятиям, проведении праздников и развлечений, они же вместе с детьми учатся быть добрыми, любящими, благодарными.

Я рада и счастлива, что  преподаю   предмет «Самопознание». Мои воспитанники и я стоим у истоков творческого пути Самопознания. И я думаю, в будущем мои дети скажут, как когда-то сказал Экзюпери: «Я пришел из детства, как из страны».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.