KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Экологическое воспитание дошкольников через самопознание
Экологическое воспитание дошкольников через самопознание
14 июля 2020    Автор / Чипегина В.А. Воспитатель ГККП Дошкольнойорганизации №39 «Достык»

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,  с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.  Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально - положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.       

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека. Формирование ответственного отношения к природе требует включения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно соответствует символической структуре экологической ответственности.

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольника. Конкретная цель экологического воспитания может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к познанию природного и социального окружения человека. Итак, основной целью экологического воспитания в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, а также:

- развитие осознания ребенком собственного «Я», как части природы;

- создание экологически-благоприятной среды на территории ДО для реализации данного направления;

-воспитание экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии;

- ознакомление детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;

- развитие представления обопасных для природы действий человека;  

- развитие у детей опыта духовно-нравственного обобщения с природой, развитие представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;

- создание оптимальных условий по формированию у дошкольников экологической культуры и учета этого в практической деятельности посредством акций, развлечений, игр, используя нестандартные формы решения проблемных ситуаций;

- развитиепознавательного интереса к миру природы;

-формирование экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;

- формирование у детей видения и понимания прекрасного в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;

- привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

         В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Инновационная деятельность реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду.

 В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности: – сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых; – практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг); – детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; – общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными); – экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.

Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер; – речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

– проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания

Экологическое воспитание через самопознание – это форма активизации познавательного и творческого развития ребѐнка и одновременно формирование определѐнных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации пилотного проекта, становятся достоянием их личного опыта. Так достигается основная цель образования – развитие личности ребѐнка как непрерывная перестройка его опыта. Этот опыт становится для ребѐнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального, социального и духовно-нравственного развития личности.


Список литературы:

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – № 9.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 3. Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников// Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3

4. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. – № 3.

5. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998.

6. Республиканский методический журнал «Самопознание. KZ», 2019-2020 г.

7. Байлук В.В., «Психолого педагогические проблемы образования», 2015 г.

8. Бахтина О. Б. «Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан, Санкт-Петербург, 2013 г.

9. Гарифуллина М. М. «Особенности развития способности личности к самореализации на разных этапах жизненного пути», Казань, 2007 г.

10. Амонашвили Ш.А. «Вдохновление и творчество – путь обновления образования» Международные педагогические чтения.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.