KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
История развития воспитания и педагогиче¬ской мысли казахов с древнейших времен до наших дней
История развития воспитания и педагогиче¬ской мысли казахов  с древнейших времен до наших дней
22 июля 2020   

глубь веков (VI - VIII в. до н.э.). На протяжении длительного времени народная мудрость передавалась из уст в уста от одного поколения другому. Особен­ности кочевого образа жизни повлияли на формирование требований к обуче­нию и воспитанию детей. Был выработан эталон личности, который можно выразить известным афоризмом: «Настоящий джигит имеет восемь граней ка­чества и способен хранить тайну». Этот идеал (эталон) должен обладать такими качествами, как:

•      умение вести кочевое скотоводство;

•      трудолюбие;

•      стойкость;

•      смелость;

•      находчивость;

•      остроумие;

•      поэтическое дарование;

•      знание генеалогии своего рода;

•      владение техникой верховой езды;

•      тонкий музыкальный слух.

Нелегкая жизнь казахов-кочевников предъявляла к ним жесткие требова­ния. Вся жизнь и трудовая деятельность казахов-скотоводов в условиях кочевья была связана с природой и животными. Они вели естественный образ жизни. Они должны были не только быть физически здоровыми и крепкими, выносливыми, умеющими приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику.

Воспитание имело природосообразный характер, природозащищающую природоохранную направленность. Воспитание и бытовое обучение детей в этихусловиях неразрывно связано с непосредственным участием детей и подростков  в жизни и труде взрослых дома и на пастбище. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаз, чуткий слух. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие дидактические произведения. Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания подрастающего поколения и подготовки его к самостоятельной трудовой жизни. В воспитании детей широко применялись все жанры устного народного творчества.

Образцы письменности древних предков современных казахов называются древнетюркским руническим письмом. На древних камнях высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников.

В период средневековья на территории Казахстана имелись города с прекрасными дворцами и мечетями (Отрар, Тараз, Исфиджаб, Сайрам, Туркестан и др.). Свидетельством тому служат раскопки казахстанских археологов в по­следнее 30-летие. В городах начинают появляться школы, где детей учат элементарным знаниям и умениям, формируются библиотеки.

Стройную систему педагогических воззрений представляют в 1Х-Х ве­ках - Абу Наср Аль-Фараби, XI-XII - Юсуф Бала сагу некий, Ахмед Югнаки и др. Произведения мыслителей казахского народа раскрывают содержание вос­питания подрастающего поколения.

Интеллектуальное воспитание оценивалось по развитию познаватель­ных сил и способностей, уровню знаний, умению использовать их в жизни и трудовой деятельности. Интеллектуальное воспитание детей являлось главным компонентом их личностного развития. Оно обеспечивало приобретение зна­ний об окружающей среде (природе, человеческом обществе), прошлом и на­стоящем народа, о человеке, что давало каждому человеку миропонимание. Об этом свидетельствуют такие строки: «Нет жизни без знаний, нет знаний без ученья», «Учение - знания родник; знание - жизни светильник».

В содержание умственного воспитания входило:

•    География и краеведческие знания, пространственные представления
и ориентации, приметы. Это позволяло предсказывать погоду, маршрут
движения и дорогу к зимовкам, дому и т.д.

•    Астрологические сведения.

•    Знание биологии (ботаники, зоологии, этимологии), других наук о природе. Знание растительного мира, полезных и вредных растений, лекарственных трав. Знание домашних и диких животных, их товарной ценности. Умение определять возраст домашних животных, время отела, болезни животных, средства и способы их лечения. Знание полезных и вредных
насекомых и др.

•    Знания из области народной медицины, определение симптомов болезней, средств и способов лечения.

•    Исторические знания: историко-географическое и историко-культурное прошлое и традиции, история рода, племени, исторические предания и легенды.

•    Литературные знания, владение языком, ораторским искусством и стихосложением, фольклором, эпосом, знание народной мудрости: пословиц, поговорок и др.

Следует подчеркнуть, что большая часть знаний и умений носила прикладной характер.

Нравственное воспитание включало нравственно-этические нормы, идеалы, чувства и убеждения, нравственное поведение. «Родившись человеком, надо и умирать человеком». В основу нравственного воспитания были положены:

культ почитания старших, уважение младших, послушание;  уважение матери, забота о девочках, сестрах;  любовь и преданность семье, роду, племени, народу;  патриотизм, мужество, смелость, сплоченность и единство, храбрость;  самопожертвование, взаимопомощь; гражданственность, солидарность; гуманизм, человеколюбие, доброта, скромность; справедливость, правдивость, критичность; честь и достоинство, самоуважение;
постоянство, коллективизм.

Кроме положительных нравственных качеств, выделялись негативные качества, которые осуждались: ленность, чванство, зазнайство, интриганство, сплетничество, склочничество, праздность, легкомыслие, лживость, распутство

Источниками и средствами нравственного воспитания у казахов считали:

·        пример отца, матери, сородичей: «Позор сына - укор отцу, позор доче­ри - стыд матери»;мудрые слова предков: «Старшего не окликают, к нему идут»;

·        обычаи, традиции: «Не добро береги, а честь свою»;

·        историко-героическое наследие: «Человеком быть легко, человечным быть трудно»;

·        пословицы, поговорки, предания и легенды: «По труду - почет, по возрасту - уважение»;

·        литература;

·        музыка.

Трудовое воспитание. Основным и ведущим видом трудовой деятельно­сти казахов было скотоводство, к чему готовили и детей. Главным видом их работы было пастушество, уход за скотом, обработка продуктов животно­водства. Дети учились, наблюдая за трудовыми образцами взрослых, подражая их действиям. Другим видом трудовой деятельности были ремесла: обработка шкур, изготовление изделий из кожи, валяние войлока, изготовление изделий из него, изделия из дерева, железа, строительные работы (зимовки, кошары и др.). В данном случае справедливы поговорки: «Джигиту знать 7 ремесел ма­ло, знать 70 ремесел - немного», «Имя джигита трудом славится», «Труд - вто­рая мать человеку».

Семейно-бытовой труд девочек включал: приготовление пищи, уборку юрты, заготовку и обработку продуктов для длительного хранения. Кроме того, девочек учили шить, вышивать, изготавливать поделки из войлока, учили ков­роткачеству и др. О значимости труда говорили: «Малые труды - ничтожные плоды». «Будешь трудиться - век будешь кормиться» и др.

Эстетическое воспитание. Изучение истории культуры казахского на­рода свидетельствует о его высокой эстетической воспитанности. Она проявля­лась во всем: в одежде, во внешнем облике, искусстве, архитектуре, языке и ли­тературе, музыке, танцах, песнях и т.д.

Основными средствами эстетического воспитания были:

Природа. Находясь в ней круглосуточно, наблюдая ее красоту, постоянно общаясь с ней, человек проникается ее гармонией, прелестью, ее совершенством, формирует в себе эстетические чувства, художествен­ные представления и вкусы. Красноречие и поэзия. Шедевры эпоса, легенды, сказки, состязания акынов, айтысы и др. Источники: «Кобланды», «Алпамыс», «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» и др. Музыка и песни. Национальные танцы. Прикладное искусство.

Физическое воспитание. Было в большом почете у казахов и начиналось с самого рождения ребенка. А.Левшин писал: «Близкий к природе образ жизни, простота пищи, беспечность, невредность климата и свежий воздух, которым дышат киргизы, делают их здоровыми, долговечными, сильными и крепкими... Зрение их достойно удивления: стоя на ровном месте, они видят небольшие предметы за 10 верст (15 км) и более».

Постоянное пребывание на природе делало главными средствами физического воспитания и развития:

·        Закаливание воздухом и водой. Ребенка оставляли раздетым, не кутали, обливали холодной водой, растирали курдючным жиром, делали массаж и т.д. Летом дети ходили босиком. Это обеспечивало здоровый образ жизни и закаливание.

·        Верховая езда. «Искусство ездить верхом, приобретаемое казахами, составляет первое их гимнастическое достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях, и с самыми дикими из оных, обращаются необыкновенно смело и ловко. Женщины не только не уступают в сем случае мужчинам, но иногда и превосходят их».

·      Скачки. Аламан байга - скачки на длинные дистанции, жарга жарыс —скачки на иноходцах, кокпар - козлодрание, кызкуу - догони девушку к др.

·      Игры. Их перечень велик и разнообразен: подвижные, индивидуаль­ные, коллективные. Игры проводились в юрте, ауле, на пастбище. В них могли участвовать все: мальчики и девочки. Сопровождались иг­ры песнями, считалками, речетативами и т.д.

·      Борьба. Наиболее популярной была борьба казакша курсе.

·      Спортивные состязания.

·      Охота.

·      Военные упражнения.

Содействие физическому развитию оказывали все виды трудовой деятельности.

Развитие науки, культуры, просвещения на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на юге Казахстана, начиная с 7 века, проходило под определяющим влиянием ислама. В этих регионах в течение тысячелетия, с 7-го по 18 век, ведущая роль в образовании принадлежала мусульманским мектебам и медресе. Эти школы появились в Персии и на Ближнем Востоке во 2-й половине 7 века. В их задачу входило распространение ислама, борьба с ересью, свободомыслием (богохульством). Учителями в мектебах были муллы. Работать учителями другим людям запрещалось. Языком религии и обучения был арабский. Все мектебы и медресе существовали за счет пожертвований. Внутренняя обстановка школ была чрезвычайно проста. В них не было обычной мебели: ученики сидели на полу, поджав под себя ноги. Пол был устлан кошмами и циновками. Работали мектебы и медресе нерегулярно - летом и зимой. Учебный год составлял 4-5 месяцев. Учились в мектебах преимущественно мальчики от 7-8 до 16-17 лет.     

Содержание образования в мусульманских мектебах и медресе было сугубо религиозным и осуществлялось по религиозным книгам. Обучение в мектебах начиналось с зазубривания арабского алфавита, а затем заучивания 8 вымышленных слов, не имеющих смыслового значения, но в них были включены все 28 букв арабского алфавита. Таким образом, при обучении использовали буквослагательный метод.

В качестве учебных пособий в этот период использовались «Шариат-ул-иман» или «Иман-шарт», содержащие в себе различные молитвы, некоторые догматические положения ислама, знание которых было необходимо каждому мусульманину.

Процесс присоединения Казахстана к России, начатый в 30-е годы XVIII века, длился более 150 лет, его завершение относится ко второй половине XIX века. Этот акт, несмотря на реакционно-колонизаторскую политику царизма, имел и отдельные прогрессивные стороны, особенно в развитии духовной жизни края. В казахскую степь стали просачиваться элементы русской и евро­пейской культуры и просвещения. Так, при Змеиногорском свинцово-цинковом руднике была открыта школа для детей горно-заводских рабочих, а в 1786 году в Омске была основана «азиатская школа» для подготовки перево­дчиков, куда принимали казахов. Первая официальная школа для казах­ских детей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 году. Детям казахской знати был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Ом­ский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской погра­ничной комиссии (1850) и др.

Источниками педагогического наследия этого периода являются труды Дулата Бабатай-улы (1802-1847), Махамбета Утемис-улы (1804-1846), Чокана Валиханова (1835-1865), Ибрая Алтынсарина (1841-1889), Абая Кунанбаева (1845-1904) и др.

В конце XIX века в среде буржуазных слоев мусульманского народа Крыма, Поволжья, Средней Азии появляется реформистское течение джадидистов (И.Гаспринский, Д.Кильдеев и др.), выступавших с критикой староме-тодных мектебов и медресе, где господствовало религиозное содержание обу­чения и схоластические методы.

В «Записке, о преобразовании высших и низших мусульманских школ (мектебов и медресе) в России» в 1900 году предлагалось:

1.Унифицировать  магометанские школы через введение единых учебных планов и программ (которых не было вообще);

2.Сделать из чисто религиозной мусульманской школы – общеобразовательную, включив в ее учебный план такие общеобразова­тельные предметы, как арифметика, география, естествознание, ис­тория русская и всеобщая.

3.Вместо ограниченных, неграмотных, фанатичных мулл назначить учителей с соответствующим образованием;

4.Ввести взамен древнего буквослагательного способа, бытующего в мектебах и медресе, новый результативный - звуковой метод;

5.Для оканчивающих мектебы и медресе устраивать испытания, вы­давать им соответствующие свидетельства, дать право на льготное отбывание воинской повинности;

6.Наблюдение за мусульманскими школами вверить не правительст­венным инспекторам, не мусульманскому духовенству, а выборным почетным гражданам из мусульман, с подчинением их попечите­лю учебного округа;

7.Снабдить школы учебным оборудованием и учебниками;

8.Учителей обеспечить постоянной заработной платой.

Первые новометодные школы в Средней Азии и Казахстане начали открываться в конце XIX века. К 1917 году в Туркестанском крае насчитывалось 94 новометодных мектеба и медресе. С 1897 года по 1916 было открыто: в Самаркандской области 5 новометодных мектебов, в Сыр-Дарьинской - 40, в Ферганской - 30, Семиреченской - 18,  в Закаспийской - 2.

Появление новометодных мектебов и медресе вызвало потребность в новой учебной литературе. Создаются буквари, книги для чтения, учебники арифметики, истории, географии, естествознания и др.

Обучение родному языку в Казахстане осуществлялось по букварям:

1.З.Ергалиев. Казахский букварь. - Казань, 1910.

2.М.Нурбаев. Казахский букварь, - Уфа, 1910.

3.К.Сыгралин. Букварь. - Казань, 1913.

4.ИАлтынсарин. Мактубат. - СПб, 1889.

5.И.Алтынсарин. Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку. - СПб, 1879.

6.И.Алтынсарин. Киргизская хрестоматия. - СПб, 1879.
Примечательно, что авторами указанных учебных книг были учителя.

По общероссийской переписи школ в 1911 году в Казахстане было зарегистрировано 432 мектеба и медресе. Всего же в Средней Азии в 1913 году насчитывалось 7650 мектебов и медресе, в которых обучалось 120 тысяч учащихся Русско-национальных школ функционировало 167, в них - 6543 ученика.

В начале XX века на арену выходит новое поколение просветителей, педагогов,     писателей,     поэтов:     С.Торайгыров,     С.Кубеев,     С.Донентаев, Б.Утетилеуов,     М.Сералин,     А.Диваев,     М.Ж.Копеев,     Ш.Кудайбердиев, Г.Балгимбаев, М.Кашимов и др.

Положение значительно изменилось с приходом советской власти, кото­рая сразу приступила к осуществлению преобразований во всех сферах, в том числе – в  просвещении. Так, в 30-е годы в основном была ликвидирована неграмотность, вместо мектебов, русско-казахских школ была создана новая общеобразовательная школа для всех слоев населения. Стал функционировать ряд среднеспециальных,  профессионально-технических и высших школ. Наладилось издательское дело.

С середины 30-х годов группа казахстанских ученых (Ш.Е.Альжанов, С.Балаубаев, Т.Тажибаев, С.Кожахметов, А.Ситдыков, Р.Г.Лемберг, А.Сембаев, С.Мусин) начала научную разработку вопросов педагогики и психологии, исследование педагогического наследия казахских просветителей, распространение идей прогрессивных западноевропейских и русских классиков педагогики. Готовились учебники для казахских школ по всем отраслям знаний. Разрабатывалась система подготовки педагогических кадров как для общеобразовательных школ, так и для вузов. Введение всеобщего обязательного образования в республике совпадало с  этапами его реализации по всей стране.

Педагогическое наследие Алъ-Фараби

Абу Наср Мухаммед аль-Фараби (870-950гг.) - фи­лософ,      мыслитель древнего      Востока,      ученый-энциклопедист, выходец из тюркского племени, родился в городе Фараб (Отрар), на территории нынешней южно­казахстанской области. Образование получил в городах Халебе и Багдаде, затем переселился в Сирию. Он один из первых на Востоке популяризаторов античной филосо­фии, известен как комментатор сочинений Аристотеля, за что получил почетное звание «Второй учитель» (после Аристотеля). Автор более 200 научных трудов, до нас дошло около 80. Его крупнейшие работы: «Слово о классификации наук», «Трактат о разуме», «Большая книга о музыке», «Указание пути к счастью», «О взглядах жителей доброжелательного города» и др.

Аль-Фараби – автор многих психологических работ: «О душе», «О темпераментах», «О сновидениях», «Ум и понятие» и др.

По мнению Фараби, природа реально и объективно существующая дан­ность, а человек - центр мироздания, продукт природы.

Целью воспитания, по его мнению, является формирование личности, которая обладает высокими достоинствами, отвечающими требованиям совершенного, добро­детельного, т.е. идеального общества. Задачи воспитания раскрываются через умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

Базой умственного воспитания, развития разума он считал познание ок­ружающего мира, которое возможно через органы чувств и через разум, внут­реннее познание. При этом необходимо наличие целеустремленности и актив­ности обучающегося в учебном процессе. Показателем образованности он счи­тал овладение науками,

Первостепенное значение Аль-Фараби придавал духовно-нравственному воспитанию и развитию личности. Он перечислил черты характера и нравственные достоинства, которые надо вырабатывать у человека: смелость, мужест­во, дружелюбие, щедрость, правдивость, совесть, добропорядочность, рассуди­тельность, милосердие и др.

Воспитание, по его мнению, должно осуществляться родителями в семье, учителем в школе, добропорядочным правителем в добродетельном обществе. Воспитанию и обучению обязательно должны сопутствовать самовоспитание и самообразование. Педагогику он трактует как практическую (прикладную) философию.

Значительный интерес для нас представляют его педагогическая деятельность и суждения о том, каким должен быть учитель-наставник. Для него важны, по мнению Аль-Фараби, такие черты характера, как справедливость, требовательность, внимательность, педагогический такт, сила воли и выдержка и т.п. Нетребовательного учителя не уважают. Однако, требовательность принимается только в том случае, если сам наставник требователен к себе. По Аль-Фараби, норма поведения учителя в том, что он не должен проявлять излишней строгости, но и не потворствовать нарушениям дисциплины.

Аль-Фараби занимался и вопросами дидактики. В его работах нашли основание принципы наглядности, научности, систематичности, дос­тупности, последовательности и прочности. Он впервые попытался дать определение понятия «обучение».

Перу Аль-Фараби принадлежит «Большой трактат о музыке», в котором глубоко и всесторонне рассмативались вопросы эстетического воспитания, акустики, инструменталистики, педагогики и психологии восприятия музыки.

Аль-Фараби известен и как педагог-методист по математике. Он показал методику решения геометрических задач, в частности, предложил оригинальную методику построения параболы, дал новое наглядное доказательство теоремы Пифагора и др.

Имя Аль-Фараби в Казахстане упоминается с 1942 года, а интенсивное изучение его трудов началось с 1960 года. Только в Казахстане о нем написано более 500 работ, издано на казахском и русском языках пять трактатов Аль-Фараби. За достижения в области науки учреждена премия имени Аль-Фараби.

 

Педагогическая деятельность и взгляды Ибрая Алтынсарина.

Ибрай    Алтынсарин    (1841-1889) -      педагог-просветитель, поэт и прозаик, публицист, детский писа­тель, создатель казахского алфавита на основе русской графики. Родился 20 октября 1841 года в Кустанайском уезде, в зажиточной семье. Он был первым ребенком в семье, и его отдали на воспитание деду, Балгоже, который был известен своей честностью, справедливостью и грамотностью. Дед научил внука грамоте, а в 9 лет отдал его в русско-татарскую школу-интернат (1850-1857). Обуче­ние в школе-интернате велось на татарском языке. И.Алтынсарин окончил школу с отличием. Затем 2 года работал у своего деда, войскового старшины, писарем (1857-1859).

В 1859 году переехал в Оренбург, где работал в областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика) при генерале-губернаторе. Эти годы оказали на И.Алтынсарина основополагающее влияние. У генерала была боль­шая библиотека, к которой Ибрай имел свободный доступ.

В 1860 году И.Алтынсарина назначают учителем русского языка в городе Тургае. В 1879 году И.Алтынсарин получил назначение на должность ин­спектора школ Тургайской области. На этом поприще он открывает 4 цен­тральных училища, которые сам считал очагами светской культуры в казах­ской степи. При училищах были открыты интернаты на 30 человек при каждом. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Одновременно И.Алтынсарин разрабатывает тип волостных и ауль­ных школ. Аульные школы с двухлетним сроком обучения открывались в виде отделений при ближайших волостных или русско-казахских школах,

По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища с пансионатами для казахских девушек. «В качестве главных учебных дисциплин в женских училищах было введено рукоделие (ручное шитье, шитье на машине, вышивка, вязание, шитье золотом и т.д.)», а также обучение русской грамоте (чтение, письмо) и арифметике.

И.Алтынсарин стал организатором первого у казахов ремесленного училища. Он открыл и первое сельскохозяйственное училище.

Система школ И.Алтынсарина:

1.     Училища: ремесленные,  сельскохозяйственные, женские.

2.     Типы школ: одноклассные (волостные), аульные передвижные школы, двухклассные училища с интернатом.

Обучение на родном языке.

По мнению И.Алтынсарина, школа должна давать реальные знания, по­могать в умственном развитии и нравственном совершенствовании ребенка. Он считал, что естественные предметы должны составлять основу содержания школьного курса. Он составил учебный курс (программу) двухклассных училищ, куда включил: письмо и чтение на казахском и русском языках, грамматику русского языка, арифметику, историю, географию, естествознание (основы ботаники, зоологии, физики, минералогии, химии), черчение. Его перу принадлежат учебники для начальной школы «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879) и «Киргизская хрестоматия» (1879).

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.