Педагогическая мастерская
Фестиваль педагогических идей
Электронная библиотека
Педагогическое наследие
Портфолио
Видеогалерея
Контактные данные
глубь веков (VI - VIII в. до н.э.). На протяжении длительного времени народная мудрость передавалась из уст в уста от одного поколения другому. Особенности кочевого образа жизни повлияли на формирование требований к обучению и воспитанию детей. Был выработан эталон личности, который можно выразить известным афоризмом: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну». Этот идеал (эталон) должен обладать такими качествами, как:
• умение вести кочевое скотоводство;
• трудолюбие;
• стойкость;
• смелость;
• находчивость;
• остроумие;
• поэтическое дарование;
• знание генеалогии своего рода;
• владение техникой верховой езды;
• тонкий музыкальный слух.
Нелегкая жизнь казахов-кочевников предъявляла к ним жесткие требования. Вся жизнь и трудовая деятельность казахов-скотоводов в условиях кочевья была связана с природой и животными. Они вели естественный образ жизни. Они должны были не только быть физически здоровыми и крепкими, выносливыми, умеющими приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику.
Воспитание имело природосообразный характер, природозащищающую природоохранную направленность. Воспитание и бытовое обучение детей в этихусловиях неразрывно связано с непосредственным участием детей и подростков в жизни и труде взрослых дома и на пастбище. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаз, чуткий слух. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие дидактические произведения. Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания подрастающего поколения и подготовки его к самостоятельной трудовой жизни. В воспитании детей широко применялись все жанры устного народного творчества.
Образцы письменности древних предков современных казахов называются древнетюркским руническим письмом. На древних камнях высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников.
В период средневековья на территории Казахстана имелись города с прекрасными дворцами и мечетями (Отрар, Тараз, Исфиджаб, Сайрам, Туркестан и др.). Свидетельством тому служат раскопки казахстанских археологов в последнее 30-летие. В городах начинают появляться школы, где детей учат элементарным знаниям и умениям, формируются библиотеки.
Стройную систему педагогических воззрений представляют в 1Х-Х веках - Абу Наср Аль-Фараби, XI-XII - Юсуф Бала сагу некий, Ахмед Югнаки и др. Произведения мыслителей казахского народа раскрывают содержание воспитания подрастающего поколения.
Интеллектуальное воспитание оценивалось по развитию познавательных сил и способностей, уровню знаний, умению использовать их в жизни и трудовой деятельности. Интеллектуальное воспитание детей являлось главным компонентом их личностного развития. Оно обеспечивало приобретение знаний об окружающей среде (природе, человеческом обществе), прошлом и настоящем народа, о человеке, что давало каждому человеку миропонимание. Об этом свидетельствуют такие строки: «Нет жизни без знаний, нет знаний без ученья», «Учение - знания родник; знание - жизни светильник».
В содержание умственного воспитания входило:
• География и краеведческие знания,
пространственные представления
и ориентации, приметы. Это позволяло предсказывать погоду, маршрут
движения и дорогу к зимовкам, дому и т.д.
• Астрологические сведения.
• Знание биологии (ботаники, зоологии,
этимологии), других наук о природе. Знание растительного мира, полезных и
вредных растений, лекарственных трав. Знание домашних и диких животных, их
товарной ценности. Умение определять возраст домашних животных, время отела,
болезни животных, средства и способы их лечения. Знание полезных и вредных
насекомых и др.
• Знания из области народной медицины, определение симптомов болезней, средств и способов лечения.
• Исторические знания: историко-географическое и историко-культурное прошлое и традиции, история рода, племени, исторические предания и легенды.
• Литературные знания, владение языком, ораторским искусством и стихосложением, фольклором, эпосом, знание народной мудрости: пословиц, поговорок и др.
Следует подчеркнуть, что большая часть знаний и умений носила прикладной характер.
Нравственное воспитание включало нравственно-этические нормы, идеалы, чувства и убеждения, нравственное поведение. «Родившись человеком, надо и умирать человеком». В основу нравственного воспитания были положены:
культ почитания старших, уважение младших,
послушание; уважение матери, забота о
девочках, сестрах; любовь и преданность
семье, роду, племени, народу; патриотизм,
мужество, смелость, сплоченность и единство, храбрость; самопожертвование, взаимопомощь; гражданственность,
солидарность; гуманизм, человеколюбие, доброта, скромность; справедливость,
правдивость, критичность; честь и достоинство, самоуважение;
постоянство, коллективизм.
Кроме положительных нравственных качеств, выделялись негативные качества, которые осуждались: ленность, чванство, зазнайство, интриганство, сплетничество, склочничество, праздность, легкомыслие, лживость, распутство
Источниками и средствами нравственного воспитания у казахов считали:
· пример отца, матери, сородичей: «Позор сына - укор отцу, позор дочери - стыд матери»;мудрые слова предков: «Старшего не окликают, к нему идут»;
· обычаи, традиции: «Не добро береги, а честь свою»;
· историко-героическое наследие: «Человеком быть легко, человечным быть трудно»;
· пословицы, поговорки, предания и легенды: «По труду - почет, по возрасту - уважение»;
· литература;
· музыка.
Трудовое воспитание. Основным и ведущим видом трудовой деятельности казахов было скотоводство, к чему готовили и детей. Главным видом их работы было пастушество, уход за скотом, обработка продуктов животноводства. Дети учились, наблюдая за трудовыми образцами взрослых, подражая их действиям. Другим видом трудовой деятельности были ремесла: обработка шкур, изготовление изделий из кожи, валяние войлока, изготовление изделий из него, изделия из дерева, железа, строительные работы (зимовки, кошары и др.). В данном случае справедливы поговорки: «Джигиту знать 7 ремесел мало, знать 70 ремесел - немного», «Имя джигита трудом славится», «Труд - вторая мать человеку».
Семейно-бытовой труд девочек включал: приготовление пищи, уборку юрты, заготовку и обработку продуктов для длительного хранения. Кроме того, девочек учили шить, вышивать, изготавливать поделки из войлока, учили ковроткачеству и др. О значимости труда говорили: «Малые труды - ничтожные плоды». «Будешь трудиться - век будешь кормиться» и др.
Эстетическое воспитание. Изучение истории культуры казахского народа свидетельствует о его высокой эстетической воспитанности. Она проявлялась во всем: в одежде, во внешнем облике, искусстве, архитектуре, языке и литературе, музыке, танцах, песнях и т.д.
Основными средствами эстетического воспитания были:
Природа. Находясь в ней круглосуточно, наблюдая ее красоту, постоянно общаясь с ней, человек проникается ее гармонией, прелестью, ее совершенством, формирует в себе эстетические чувства, художественные представления и вкусы. Красноречие и поэзия. Шедевры эпоса, легенды, сказки, состязания акынов, айтысы и др. Источники: «Кобланды», «Алпамыс», «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» и др. Музыка и песни. Национальные танцы. Прикладное искусство.
Физическое воспитание. Было в большом почете у казахов и начиналось с самого рождения ребенка. А.Левшин писал: «Близкий к природе образ жизни, простота пищи, беспечность, невредность климата и свежий воздух, которым дышат киргизы, делают их здоровыми, долговечными, сильными и крепкими... Зрение их достойно удивления: стоя на ровном месте, они видят небольшие предметы за 10 верст (15 км) и более».
Постоянное пребывание на природе делало главными средствами физического воспитания и развития:
· Закаливание воздухом и водой. Ребенка оставляли раздетым, не кутали, обливали холодной водой, растирали курдючным жиром, делали массаж и т.д. Летом дети ходили босиком. Это обеспечивало здоровый образ жизни и закаливание.
· Верховая езда. «Искусство ездить верхом, приобретаемое казахами, составляет первое их гимнастическое достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях, и с самыми дикими из оных, обращаются необыкновенно смело и ловко. Женщины не только не уступают в сем случае мужчинам, но иногда и превосходят их».
· Скачки. Аламан байга - скачки на длинные дистанции, жарга жарыс —скачки на иноходцах, кокпар - козлодрание, кызкуу - догони девушку к др.
· Игры. Их перечень велик и разнообразен: подвижные, индивидуальные, коллективные. Игры проводились в юрте, ауле, на пастбище. В них могли участвовать все: мальчики и девочки. Сопровождались игры песнями, считалками, речетативами и т.д.
· Борьба. Наиболее популярной была борьба казакша курсе.
· Спортивные состязания.
· Охота.
· Военные упражнения.
Содействие физическому развитию оказывали все виды трудовой деятельности.
Развитие науки, культуры, просвещения на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на юге Казахстана, начиная с 7 века, проходило под определяющим влиянием ислама. В этих регионах в течение тысячелетия, с 7-го по 18 век, ведущая роль в образовании принадлежала мусульманским мектебам и медресе. Эти школы появились в Персии и на Ближнем Востоке во 2-й половине 7 века. В их задачу входило распространение ислама, борьба с ересью, свободомыслием (богохульством). Учителями в мектебах были муллы. Работать учителями другим людям запрещалось. Языком религии и обучения был арабский. Все мектебы и медресе существовали за счет пожертвований. Внутренняя обстановка школ была чрезвычайно проста. В них не было обычной мебели: ученики сидели на полу, поджав под себя ноги. Пол был устлан кошмами и циновками. Работали мектебы и медресе нерегулярно - летом и зимой. Учебный год составлял 4-5 месяцев. Учились в мектебах преимущественно мальчики от 7-8 до 16-17 лет.
Содержание образования в мусульманских мектебах и медресе было сугубо религиозным и осуществлялось по религиозным книгам. Обучение в мектебах начиналось с зазубривания арабского алфавита, а затем заучивания 8 вымышленных слов, не имеющих смыслового значения, но в них были включены все 28 букв арабского алфавита. Таким образом, при обучении использовали буквослагательный метод.
В качестве учебных пособий в этот период использовались «Шариат-ул-иман» или «Иман-шарт», содержащие в себе различные молитвы, некоторые догматические положения ислама, знание которых было необходимо каждому мусульманину.
Процесс присоединения Казахстана к России, начатый в 30-е годы XVIII века, длился более 150 лет, его завершение относится ко второй половине XIX века. Этот акт, несмотря на реакционно-колонизаторскую политику царизма, имел и отдельные прогрессивные стороны, особенно в развитии духовной жизни края. В казахскую степь стали просачиваться элементы русской и европейской культуры и просвещения. Так, при Змеиногорском свинцово-цинковом руднике была открыта школа для детей горно-заводских рабочих, а в 1786 году в Омске была основана «азиатская школа» для подготовки переводчиков, куда принимали казахов. Первая официальная школа для казахских детей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 году. Детям казахской знати был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской пограничной комиссии (1850) и др.
Источниками педагогического наследия этого периода являются труды Дулата Бабатай-улы (1802-1847), Махамбета Утемис-улы (1804-1846), Чокана Валиханова (1835-1865), Ибрая Алтынсарина (1841-1889), Абая Кунанбаева (1845-1904) и др.
В конце XIX века в среде буржуазных слоев мусульманского народа Крыма, Поволжья, Средней Азии появляется реформистское течение джадидистов (И.Гаспринский, Д.Кильдеев и др.), выступавших с критикой староме-тодных мектебов и медресе, где господствовало религиозное содержание обучения и схоластические методы.
В «Записке, о преобразовании высших и низших мусульманских школ (мектебов и медресе) в России» в 1900 году предлагалось:
1.Унифицировать магометанские школы через введение единых учебных планов и программ (которых не было вообще);
2.Сделать из чисто религиозной мусульманской школы – общеобразовательную, включив в ее учебный план такие общеобразовательные предметы, как арифметика, география, естествознание, история русская и всеобщая.
3.Вместо ограниченных, неграмотных, фанатичных мулл назначить учителей с соответствующим образованием;
4.Ввести взамен древнего буквослагательного способа, бытующего в мектебах и медресе, новый результативный - звуковой метод;
5.Для оканчивающих мектебы и медресе устраивать испытания, выдавать им соответствующие свидетельства, дать право на льготное отбывание воинской повинности;
6.Наблюдение за мусульманскими школами вверить не правительственным инспекторам, не мусульманскому духовенству, а выборным почетным гражданам из мусульман, с подчинением их попечителю учебного округа;
7.Снабдить школы учебным оборудованием и учебниками;
8.Учителей обеспечить постоянной заработной платой.
Первые новометодные школы в Средней Азии и Казахстане начали открываться в конце XIX века. К 1917 году в Туркестанском крае насчитывалось 94 новометодных мектеба и медресе. С 1897 года по 1916 было открыто: в Самаркандской области 5 новометодных мектебов, в Сыр-Дарьинской - 40, в Ферганской - 30, Семиреченской - 18, в Закаспийской - 2.
Появление новометодных мектебов и медресе вызвало потребность в новой учебной литературе. Создаются буквари, книги для чтения, учебники арифметики, истории, географии, естествознания и др.
Обучение родному языку в Казахстане осуществлялось по букварям:
1.З.Ергалиев. Казахский букварь. - Казань, 1910.
2.М.Нурбаев. Казахский букварь, - Уфа, 1910.
3.К.Сыгралин. Букварь. - Казань, 1913.
4.ИАлтынсарин. Мактубат. - СПб, 1889.
5.И.Алтынсарин. Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку. - СПб, 1879.
6.И.Алтынсарин.
Киргизская хрестоматия. - СПб, 1879.
Примечательно, что авторами указанных учебных книг были учителя.
По общероссийской переписи школ в 1911 году в Казахстане было зарегистрировано 432 мектеба и медресе. Всего же в Средней Азии в 1913 году насчитывалось 7650 мектебов и медресе, в которых обучалось 120 тысяч учащихся Русско-национальных школ функционировало 167, в них - 6543 ученика.
В начале XX века на арену выходит новое поколение просветителей, педагогов, писателей, поэтов: С.Торайгыров, С.Кубеев, С.Донентаев, Б.Утетилеуов, М.Сералин, А.Диваев, М.Ж.Копеев, Ш.Кудайбердиев, Г.Балгимбаев, М.Кашимов и др.
Положение значительно изменилось с приходом советской власти, которая сразу приступила к осуществлению преобразований во всех сферах, в том числе – в просвещении. Так, в 30-е годы в основном была ликвидирована неграмотность, вместо мектебов, русско-казахских школ была создана новая общеобразовательная школа для всех слоев населения. Стал функционировать ряд среднеспециальных, профессионально-технических и высших школ. Наладилось издательское дело.
С середины 30-х годов группа казахстанских ученых (Ш.Е.Альжанов, С.Балаубаев, Т.Тажибаев, С.Кожахметов, А.Ситдыков, Р.Г.Лемберг, А.Сембаев, С.Мусин) начала научную разработку вопросов педагогики и психологии, исследование педагогического наследия казахских просветителей, распространение идей прогрессивных западноевропейских и русских классиков педагогики. Готовились учебники для казахских школ по всем отраслям знаний. Разрабатывалась система подготовки педагогических кадров как для общеобразовательных школ, так и для вузов. Введение всеобщего обязательного образования в республике совпадало с этапами его реализации по всей стране.
Абу Наср Мухаммед аль-Фараби (870-950гг.) - философ, мыслитель древнего Востока, ученый-энциклопедист, выходец из тюркского племени, родился в городе Фараб (Отрар), на территории нынешней южноказахстанской области. Образование получил в городах Халебе и Багдаде, затем переселился в Сирию. Он один из первых на Востоке популяризаторов античной философии, известен как комментатор сочинений Аристотеля, за что получил почетное звание «Второй учитель» (после Аристотеля). Автор более 200 научных трудов, до нас дошло около 80. Его крупнейшие работы: «Слово о классификации наук», «Трактат о разуме», «Большая книга о музыке», «Указание пути к счастью», «О взглядах жителей доброжелательного города» и др.
Аль-Фараби – автор многих психологических работ: «О душе», «О темпераментах», «О сновидениях», «Ум и понятие» и др.
По мнению Фараби, природа реально и объективно существующая данность, а человек - центр мироздания, продукт природы.
Целью воспитания, по его мнению, является формирование личности, которая обладает высокими достоинствами, отвечающими требованиям совершенного, добродетельного, т.е. идеального общества. Задачи воспитания раскрываются через умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Базой умственного воспитания, развития разума он считал познание окружающего мира, которое возможно через органы чувств и через разум, внутреннее познание. При этом необходимо наличие целеустремленности и активности обучающегося в учебном процессе. Показателем образованности он считал овладение науками,
Первостепенное значение Аль-Фараби придавал духовно-нравственному воспитанию и развитию личности. Он перечислил черты характера и нравственные достоинства, которые надо вырабатывать у человека: смелость, мужество, дружелюбие, щедрость, правдивость, совесть, добропорядочность, рассудительность, милосердие и др.
Воспитание, по его мнению, должно осуществляться родителями в семье, учителем в школе, добропорядочным правителем в добродетельном обществе. Воспитанию и обучению обязательно должны сопутствовать самовоспитание и самообразование. Педагогику он трактует как практическую (прикладную) философию.
Значительный интерес для нас представляют его педагогическая деятельность и суждения о том, каким должен быть учитель-наставник. Для него важны, по мнению Аль-Фараби, такие черты характера, как справедливость, требовательность, внимательность, педагогический такт, сила воли и выдержка и т.п. Нетребовательного учителя не уважают. Однако, требовательность принимается только в том случае, если сам наставник требователен к себе. По Аль-Фараби, норма поведения учителя в том, что он не должен проявлять излишней строгости, но и не потворствовать нарушениям дисциплины.
Аль-Фараби занимался и вопросами дидактики. В его работах нашли основание принципы наглядности, научности, систематичности, доступности, последовательности и прочности. Он впервые попытался дать определение понятия «обучение».
Перу Аль-Фараби принадлежит «Большой трактат о музыке», в котором глубоко и всесторонне рассмативались вопросы эстетического воспитания, акустики, инструменталистики, педагогики и психологии восприятия музыки.
Аль-Фараби известен и как педагог-методист по математике. Он показал методику решения геометрических задач, в частности, предложил оригинальную методику построения параболы, дал новое наглядное доказательство теоремы Пифагора и др.
Имя Аль-Фараби в Казахстане упоминается с 1942 года, а интенсивное изучение его трудов началось с 1960 года. Только в Казахстане о нем написано более 500 работ, издано на казахском и русском языках пять трактатов Аль-Фараби. За достижения в области науки учреждена премия имени Аль-Фараби.
Педагогическая деятельность и взгляды Ибрая Алтынсарина.
Ибрай Алтынсарин (1841-1889) - педагог-просветитель, поэт и прозаик, публицист, детский писатель, создатель казахского алфавита на основе русской графики. Родился 20 октября 1841 года в Кустанайском уезде, в зажиточной семье. Он был первым ребенком в семье, и его отдали на воспитание деду, Балгоже, который был известен своей честностью, справедливостью и грамотностью. Дед научил внука грамоте, а в 9 лет отдал его в русско-татарскую школу-интернат (1850-1857). Обучение в школе-интернате велось на татарском языке. И.Алтынсарин окончил школу с отличием. Затем 2 года работал у своего деда, войскового старшины, писарем (1857-1859).
В 1859 году переехал в Оренбург, где работал в областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика) при генерале-губернаторе. Эти годы оказали на И.Алтынсарина основополагающее влияние. У генерала была большая библиотека, к которой Ибрай имел свободный доступ.
В 1860 году И.Алтынсарина назначают учителем русского языка в городе Тургае. В 1879 году И.Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. На этом поприще он открывает 4 центральных училища, которые сам считал очагами светской культуры в казахской степи. При училищах были открыты интернаты на 30 человек при каждом. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.
Одновременно И.Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. Аульные школы с двухлетним сроком обучения открывались в виде отделений при ближайших волостных или русско-казахских школах,
По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища с пансионатами для казахских девушек. «В качестве главных учебных дисциплин в женских училищах было введено рукоделие (ручное шитье, шитье на машине, вышивка, вязание, шитье золотом и т.д.)», а также обучение русской грамоте (чтение, письмо) и арифметике.
И.Алтынсарин стал организатором первого у казахов ремесленного училища. Он открыл и первое сельскохозяйственное училище.
1. Училища: ремесленные, сельскохозяйственные, женские.
2. Типы школ: одноклассные (волостные), аульные передвижные школы, двухклассные училища с интернатом.
Обучение на родном языке.
По мнению И.Алтынсарина, школа должна давать реальные знания, помогать в умственном развитии и нравственном совершенствовании ребенка. Он считал, что естественные предметы должны составлять основу содержания школьного курса. Он составил учебный курс (программу) двухклассных училищ, куда включил: письмо и чтение на казахском и русском языках, грамматику русского языка, арифметику, историю, географию, естествознание (основы ботаники, зоологии, физики, минералогии, химии), черчение. Его перу принадлежат учебники для начальной школы «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879) и «Киргизская хрестоматия» (1879).
Добавить комментарий