KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Высокая нравственность – ценность страны
Высокая нравственность – ценность страны
18 марта 2016    Автор / Рысбаева А.К., доктор педагогических наук, профессор Института гармоничного развития человека ННПООЦ «Бобек»

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» предложена научно обоснованная модель развития нашего государства. Глава государства определил этапы, возможности достижения стратегической цели по вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира, выделил ключевые приоритеты предстоящей работы.

В Послании выделены главные ценности, созданные за 22 года суверенного Казахстана. Этими ценностями должен дорожить каждый казахстанец: Независимость Казахстана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка. Эти ценности объединяют и составляют фундамент будущего нашей страны.

В Послании отмечается, что «наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?» Отвечая на поставленный вопрос, Нурсултан Абишевич подчёркивает значимость качества образовательной системы.

Для педагогов и сотрудников Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бөбек» вопрос повышения качества образования тесно связан с реализацией программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Целью программы «Самопознание» является всестороннее целостное развитие ребёнка. Задача состоит в гармоничном развитии интеллектуального и духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.

На протяжении более 10 лет шёл эксперимент по апробации теоретических и практических материалов программы. В настоящее время обновлены концептуальные основы и началось повсеместное внедрение программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в систему непрерывного образования Республики Казахстан.

Вне сомнения актуальность и своевременность этой программы. Наблюдения показывают, что мы увлеклись заботой о развитии познавательных возможностей наших детей. Мы позаботились о том, чтобы наши дети освоили различные компьютерные программы, знали несколько языков и умели критически мыслить. И упустили из виду духовный мир ребёнка. Вопросы развития нравственно-духовной сферы учащихся незаметно отошли на второй план.

Наши дети развиваются неплохо в интеллектуальном направлении. Они могут принять активное участие в дискуссиях, дебатах, хорошо отвечать на различные вопросы тестов, составлять кроссворды и отгадывать ребусы, у них хорошо развито критическое и аналитическое мышление.

Но достаточно ли они добры и милосердны? Насколько они внимательны к людям, которые находятся рядом? Способны ли они оказать в любую минуту помощь человеку, который в этом нуждается? Почему среди учащейся молодёжи участились случаи суицида? Как решить проблему воспитания личности с богатым внутренним миром? Как воспитать просто добрых людей?

На эти и другие вопросы мы пытаемся ответить реализацией программы нравственно-духовного образования «Самопознание», её интеграцией в другие учебные дисциплины. В Национальном научно-практическом, образовательном и оздоровительном центре «Бөбек» осуществляется разработка учебников, учебно-методических материалов, повышение квалификации и переподготовка педагогов и руководителей системы образования.

Достижение цели и решение задач программы нравственно-духовного образования «Самопознание» зависит от создания в педагогическом процессе благоприятных условий для раскрытия нравственно-духовной природы учащихся, развития навыков поисковой познавательной деятельности с опорой на позитивное мышление, саморазвития и самореализации потенциальных способностей каждого.

Велика роль Учителя в нравственно-духовном образовании, его способность мыслить сердцем, умение «оживить» уроки так, чтобы внутренний свет его души отражал радость Детства.

Руководствуясь принципами гуманной педагогики, учителя самопознания стремятся взрастить в ребёнке благородного человека. Они верят в его талант, в развитие его творческих способностей, в возможность раскрыть его природную самобытность. От доброты и щедрости сердца учителя зависит, оживут ли в его руках зёрнышки истины, отзовётся ли его слово в душе ученика.

Гуманную душу ребёнка возможно воспитать только в таком обществе, где заботятся о душевном комфорте людей, где каждому ребёнку уделяется достаточно внимания, добра, поддержки и любви. Можно сказать, что для казахстанского общества забота о ребёнке, поддержка и развитие благополучного Детства являются основополагающей ценностью, а воспитание высоко одухотворённой личности – нашей единой целью.

Реализация программы нравственно-духовного образования «Самопознание» является одним из ответов на вопросы, поставленные перед всем казахстанским обществом в Послании Президента страны. Наш путь в будущее связан с людьми высокой нравственности, способными честно трудиться, быть ответственными за каждое слово и поступок, быть инициативными и активными в совершении добра, служении Человеку. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.