KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Ещё раз о воспитании
Ещё раз о воспитании
25 марта 2016    Автор / Досатаева Б., учитель самопознания, КГУ «ОШ при ЕСХК им. Ж. Кизатова», Есильский р-н, Северо-Казахстанская обл.

Цель: познакомить родителей с некоторыми подходами в воспитании ребёнка.

Задачи:

-   обратить внимание родителей на их отношения с детьми;

-   обсудить с родителями проблемы современного воспитания;

-   стимулировать потребность родителей задуматься о значимости правильного воспитания.

Ресурсы: памятка по количеству родителей «Бесценная болтовня» (М. Скотт Пек), анкета по количеству родителей «Как вы любите своего ребёнка?».


Ход собрания

Учитель:Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о воспитании детей. Самыми первыми наставниками и воспитателями для них являетесь именно вы. Воспитание личности – это вечная и самая важная проблема в жизни человечества. Р. Киплинг отмечал:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.

И в самом деле, ребёнок – наше продолжение, наша любовь и надежда, наше счастье, гордость нашей страны, опора нашей старости. Без воспитанных людей мы деградируем и исчезнем с лица Земли как бесполезный вид.

 

Групповая работа

Учитель располагает группы родителей друг против друга и задает вопрос: Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы, родители? Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, вот я в твои годы!, посмотри на старшую сестру (брата) и т.д. Бывает ли такое в вашей семье? Что вы думаете по этому поводу? (Ответы родителей)

 

Игра «Связанный ребёнок»

Учитель вызывает одного родителя и представляет, что это ребёнок.

Учитель:Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади. Этим самым мы связываем ему ноги. («Ребёнку» ленточкой связывают ноги.) Мы говорим: не трогай то, не трогай это, связывая тем самым руки ребёнка. («Ребёнку» ленточкой связывают руки.) Не слушай, это не для твоих ушей. Завяжем уши нашему «ребёнку». Не кричи, не разговаривай громко. Завяжем ему рот. Не смотри этот фильм. Завяжем ему глаза. Давайте спросим нашего «ребёнка», как он себя сейчас чувствует?

Конечно, не всё ребёнку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что же следует запрещать?

Во-первых, то, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающих людей (н-р, не выбегать на проезжую часть и т.д.).

Во-вторых, то, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (н-р, не рисовать на парте и т.д.).

В-третьих, то, что противоречит нравственным нормам (н-р, не читать чужие письма и т.д.).

 

Рассказ учителя

Дети воспитываются примером родителей, значимых для него взрослых. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих. Скажите, вырастут ли чистыми и хорошими людьми те дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери, если им подаётся   нецеломудренный пример? Будут ли честными дети, если их не учить порядочности с самых юных лет? Святой Тихон Задонский очень просто сказал: «Малое деревце, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку. А ещё мне кажется, что в малом возрасте ребёнок настолько чувствителен, что только через эмоции он познаёт мир и развивается. И если его окружить атмосферой зла, ненависти, раздражительности, то малыш получит искажённое представление о мире, он станет неправильно развиваться, у него возникнет тревожность и беспокойство – злейшие враги ребёнка, отрицательно влияющие и на его речь, и на поведение, и на способность общаться и учиться. Чтобы этого не произошло, нужно сделать свой дом интересным, наполнив его книгами и играми, сделать его счастливым для детей, пусть они приводят в него своих друзей. Да, это хлопотно – быть окружённым лишними людьми. Они добавят шума и, даже стараясь вести себя прилично, непременно устроят беспорядок. Но все эти неудобства, причинённые гостями, значат меньше, чем беспокойство о том, где ваши дети и чем они заняты вне дома. Когда детям интересно с вами, им не хочется убегать в неизвестность, им легче справляться с возникшими проблемами, потому что они знают, к кому обратиться за помощью.

А как сильно сближает всех членов семьи домашнее чтение! Вы скажете, что это уже устарело и давно не в моде. Но вы не правы. Советую, попробуйте читать дома вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой её странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. Постепенно вашему ребёнку будет не хватать такого общения, и он полюбит книгу.

«Как выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за чтением книги?» - спросите вы. А разве трудно выбрать это время? Находится же оно для совместного просмотра телевизора! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? Страница книги – такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Почему столько нареканий по поводу телевизора, скажете вы, ведь это величайший дар цивилизации, телевидение – это символ всей аудиовизуальной культуры. Однако гибельная суть этой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира. По телевидению мы были везде, на всей планете, и слышали обо всём. Но что это даёт? Общее впечатление без переживания. В подсознание – основную лабораторию человека – попадает только то, что прошло через чувства. Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни играть, ни разыгрывать друг друга, – фактически мы не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках пьём, жуём, жуём. «Мы многое из книжек узнаём, но истины передают изустно» – пел Владимир Высоцкий. Многие удовлетворяются жизнью без истины – живут как наблюдатели. Жизнь их скучна и безрадостна. Пусть не будет такой жизни у ваших детей.

В детстве каждый ребёнок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Нелегко учить чувствовать, потому что каждый родитель не может примириться с мыслью, что чей-то ребёнок может быть лучше его собственного, что самое яркое, самое дорогое должно быть только у его чада и тем самым лишь тешит свою гордыню, а что он, отец или мать, заронил в сердце своего ребёнка, то об этом пока он не задумывается, только когда пройдёт время, родитель увидит, что он воспитал потребителя без чувств, без сердца, без души.

Любой ребёнок нуждается в общении постоянно, непрерывно. Ему необходимо чувствовать свой контакт с родителями, ощущать присутствие мамы и папы, их защиту и поддержку. Потраченное на общение с ребёнком время вернётся сторицей – доверием, открытостью, тёплыми и гармоничными отношениями между ним и его родителями на протяжении всей его жизни.

Любой родитель, задавшийся целью воспитать достойного члена общества, хотел бы вложить в ребёнка весь свой опыт и все свои знания с тем, чтобы гарантированно уберечь его от различных проблем и некрасивых поступков. К счастью, сделать это невозможно – каждый ребёнок вырастает самостоятельной, единственной в своём роде личностью со своей системой ценностей и моральными принципами.

Одним из основных отличий ребёнка от его родителей в этом смысле становится набор ошибок, совершённый им. Всем мамам и папам важно помнить, что ребёнок должен совершать ошибки – только так он сможет чему-либо научиться. Практические уроки усваиваются детьми лучше всего, и именно они составляют костяк, на основе которого из личности ребёнка будет формироваться личность взрослого человека. Именно поэтому каждый ребёнок просто обязан совершать ошибки – не стоит его за это ругать, важно лишь то, чтобы из этих ситуаций он смог сделать правильные выводы.

В настоящее время много говорят о дефиците милосердия. Но порой немилосердие начинается именно с атаки на родного человека. Во многих семьях милосердие раздают разными порциями. Больше всего его достаётся маленьким детям. Им – самое тёплое, самое вкусное. Им – тишина и покой, ласковые слова. Их берут на руки, жалеют, рассказывают сказки, терпят капризы, объясняют, учат. Но ребёнок растёт, и с каждым днём доля милосердия для него уменьшается. Не все родители понимают, что ершистый подросток, причудливо подстриженный и непослушный, очень ждёт, чтобы его кто-то пожалел. Милосердие – это часть душевного богатства человека, но не каждый ведь богат душевно! В подтверждение этому приведу один случай, который произошёл зимой. Вечером мне послышался шорох за дверью. Решив посмотреть, что там, я открыла дверь. На площадке стоял мальчик лет пяти-шести, наш сосед. Промокший и озябший, он тихо плакал. Я спросила его: «Тебя не пускают?» Он кивнул и заплакал ещё больше. Я пригласила его к себе, но он не пошёл. Малыша не пускали домой собственные родители! Такое наказание придумали они для сына, если тот приходил с прогулки позже назначенного времени. Я решилась позвонить в его квартиру. Дверь открыл отец. Я в растерянности спросила: «А у вас сердце не болит за сына?» На что он мне ответил: «А у него?» После чего захлопнул дверь с такой силой, что штукатурка посыпалась.

Разве можно закрывать перед ребёнком двери родного дома? Что же, в пять лет он будет стоять на лестничной площадке. А потом? Не пускаете и не надо! И уйдёт к другу или сбежит из дома.

Когда говорят, что дурные примеры заразительны, я удивляюсь: ведь каждому из нас дана голова, чтобы мы думали, прежде чем что-то сделать. Чтобы мы поступали не так, как кто-то, а как добрый, милосердный человек.

Однако трудно быть добрым, если этого не ценят. Но вспомните: не оскудеет рука дающего. Я в это верю. Как и в то, что доброта, отданная другим, обязательно вернётся, обогреет и обогатит душу.

Однажды космонавт Герман Степанович Титов вспоминал: «Отец мне часто говорил: «Чтобы выработать характер, Гера, заставляй себя делать то, что тебе делать не хочется». И, вы знаете, отец был прав!.. Я это понял не сразу, но понял. Лучшие средства для воспитания воли, выдержки, умения работать – преодоление собственных слабостей. Подбивают тебя дружки закурить. И отказаться вроде неудобно – засмеют, а ты не поддавайся…. И так во всём – от самого малого до самого большого.

Для того чтобы ребёнок смог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, родители должны трезво оценивать успехи и достижения его, поддерживать морально, не ругать, если что-то не получилось, верить в успех и вселять эту веру в ребёнка, а самое главное, воспитать трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, – это трудолюбие». И тогда наше дерево будет плодоносить.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых и лёгких результатов нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение. Приучать детей к выполнению домашних дел просто необходимо. Ребёнка нужно приучать делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, – благороден. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, вы воспитываете привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, и настанет момент, когда ваши дети станут вам хорошими помощниками.

А ещё мы окажем огромную услугу ребёнку, если научим его понимать природу, уметь восторгаться от её созерцания. Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. А как можно воспитать у детей чувство любви к этому миру? Ребёнок – это любопытное существо. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно, прежде всего, пробудить интерес к окружающей флоре и фауне, побудить его к наблюдению за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Научите вашего ребёнка видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе – девицу в белом сарафане. Мамы, папы, бабушки и дедушки, вы являетесь первыми проводниками детей в природу. Под сенью леса постарайтесь преподнести им уроки доброты, честности, любви. В дальнейшем это поможет им преодолевать разные невзгоды, поможет не озлобиться и остаться настоящими людьми. Эти усилия не пропадут даром. Они сделают нашу жизнь и жизнь наших детей светлее, чище.

 

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: Что такое хорошо, и что такое плохо?» А что бы вы ответили своему ребёнку, подумайте? (Ответы родителей) Позволю себе дать вам некоторые советы в воспитании ваших детей.

Советы родителям:

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя плохо, неправильно. Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом. Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку.

2. Не предъявляйте ребенку требования, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания и из страха, что их отвергнут. Пример: ребенок обманывает. Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном, скорее всего, у него есть причины для вранья.

4. Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение или гнев, то необязательно это должно выливаться в физическое наказание. Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет». Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете (глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц).

5. Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физические наказания. Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не использовали.

 

Учитель раздаёт родителям памятки под названием «Бесценная болтовня» (автор – М. Скотт Пек, американский психолог):

Дети часто спрашивают, любим ли мы их. И мы отвечаем: «Да, конечно, да…» Но в чем и как проявляется наша любовь? Жесты, улыбка, интонация, взгляды… И, конечно, в том, как мы их слушаем. Слушание – работа тяжелая.

Для истинного слушания необходима полная концентрация. Невозможно слушать и делать одновременно что-то еще. Все заботы и проблемы отодвигаются на другой план. Нужны сосредоточение и попытка понять смысл того, что говорит ребенок. А понять его гораздо сложнее, чем кажется… Во-первых, ребенок чаще всего говорит о том, что взрослых не волнует; во-вторых, он постоянно соскальзывает с основной темы разговора, прерывается или повторяется. Настоящее слушание ребенка – это труд любви, без любви родители вряд ли смогут заставить себя это делать.

Что дает ребенку истинное слушание? Прежде всего, оно показывает, насколько высоко вы цените ребенка, и позволяет ему почувствовать себя высоко ценимым человеком. Чем больше ребенок чувствует себя ценным, тем более ценные вещи он говорит. Чем внимательнее вы слушаете своего ребенка, тем яснее осознаете, несмотря на паузы, пустоты, недоговаривания, повторения, что он действительно говорит важные вещи! И вам самим все чаще хочется его слушать. А слушая, вы будете все лучше узнавать сына или дочь. И наконец: чем больше ребенок будет чувствовать, что вы его цените и считаете интересным человеком, тем с большим удовольствием он будет слушать вас. А ведь только слушая взрослых, ребенок может по-настоящему развиваться. Как видите, истинное слушание – это взаимный процесс, он отражает взаимность любви. Ценность порождает ценность, любовь порождает любовь.

 

Обобщение

Одним из основных отличий ребёнка от его родителей   в том, что он ещё может совершать ошибки. Всем мамам и папам важно помнить, что ребёнок должен совершать ошибки – только так он сможет чему-либо научиться. Практические уроки усваиваются детьми лучше всего, и именно они составляют костяк, на основе которого из личности ребёнка будет формироваться личность взрослого человека. Именно поэтому каждый ребёнок просто обязан совершать ошибки – не стоит его за это ругать, важно лишь то, чтобы из этих ситуаций он смог сделать правильные выводы, а в этом должны помочь ему вы – родители.

 

Анкета для родителей «Как вы любите своего ребёнка?»

В завершение родительского собрания учитель предлагает родителям заполнить анкету:

1. Любите ли вы своего ребёнка?

2. Как вы проявляете свою любовь?

3. Хватает ли вам душевного тепла и терпения для своего ребёнка?

4. Одинаково ли вы относитесь к своим детям, если у вас их двое и более?

5. Как вы представляете себе тёплое, душевное отношение вашего ребёнка к вам?

Учитель собирает анкеты для анализа и прощается с родителями.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.