KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Гуманно-личностная педагогика. О конференциях и семинарах Ш.А. Амонашвили
Гуманно-личностная педагогика. О конференциях и семинарах Ш.А. Амонашвили
25 марта 2016    Автор / Кащаева В., учитель начальных классов, КГУ ОШ № 117, г. Алматы

Средь множества пытливых глаз

Попробуй заслужить призванье.

Ребёнок – главный среди нас,

Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,

Встречая каждый день улыбкой.

И много знать, и не солгать,

Не совершать сумей ошибки.

Ш.А. Амонашвили

 

Помню, когда я училась в школе, хотела быть и геологом, и археологом, и следователем, и даже космонавтом! – в зависимости от того, какую литературу на тот момент я читала. Но однажды я решила стать учителем. Причиной тому послужил фильм «Доживём до понедельника»,  главную роль в котором сыграл В. Тихонов. Только в  отличие от главного героя фильма я решила стать учителем начальных классов. По моему мнению, ученики младших классов – самые талантливые дети. И вот уже 40 лет я тружусь учителем начальных классов.

Начальная школа, по моему мнению, является исходным звеном образования. Именно от того, что учитель вложит в образование и воспитание младшеклассников, каким качествам личности обучит, зависит их дальнейшее обучение в среднем звене. 

Так я считала до тех пор, пока не столкнулась с материалами конференций и семинаров  Ш.А. Амонашвили и отзывами о гуманно-личностной педагогике, которые словно всколыхнули все струны моей души, глубоко затронули меня. Появился энтузиазм и желание реализовать идеи гуманной педагогики в своей работе. Я другими глазами взглянула на окружающую себя жизнь, свою педагогическую деятельность, стала больше работать над собой, стараясь изменить прежде всего себя, а не моих учеников. И мне хочется сказать огромное спасибо Шале Александровичу Амонашвили, он развернул мою жизнь на сто восемьдесят градусов!

«Свет есть невидимое Пламя, которое не горит, но зажигает все, к чему оно прикасается, и дает жизнь». Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили зажигает «лампады» духа в душах людей, пробуждает в них веру, надежду, любовь. И в этом ее истина, сила и жизнь.

И теперь я с уверенностью могу сказать, что настоящий учитель просто обязан обладать следующими качествами:

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного ребёнка. Любовь к детям позволят радоваться успехам каждого ребёнка, быть с ними добрым и вежливым, не ущемляя их самолюбие и достоинство.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как достойные самого серьезного внимания и считаться с ними, проявляя к детским заботам не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться его глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, что ребенок поумнеет, проявит свои творческие способности, чтобы потом уже заняться его воспитанием. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития маленького человека.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Закончить своё эссе я хочу такими словами Шалвы Александровича Амонашвили: «Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным. Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.