KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Физкультминутки для детей младшего школьного возраста
Физкультминутки для детей младшего школьного возраста
28 марта 2016    Автор / Дистель Р., учитель физической культуры, СОШ № 18, г. Павлодар

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий широко применяется с детьми школьного возраста. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях. Это кратковременный активный отдых для младших школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Первоначально для младших школьников предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд. Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия.

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки. Важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение. Для школьников младшего возраста наиболее удобное исходное положение для ног – стойка «ноги на ширине плеч», ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела. Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения «ноги вместе». Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение «ноги слегка расставлены, на ширине плеч» или положение «ноги вместе».

Дети младшего школьного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш» так, как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик.

 

«Пёстрые» физкультминутки

 

Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут,
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем,
Снова рисовать начнем.

(кисти рук поглаживаем, встряхиваем, разминаем)

 

Мы старались рисовать
Мы старались рисовать,
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем.

(кисти рук поглаживаем, встряхиваем, разминаем)

 

Радуга
Дети вместе с педагогом произносят:
Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пей­заж и выполняют покачивания туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем открывают и закрывают глаза. Педагог называет цвет, а дети стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет.

 

Разноцветный дождик

П. Синявский
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап
Кап-кап! Кап-кап!
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого,
Желтого и синего,
Зеленого, красного
И любого, разного.

Сказка про краски
Е. Руженцев

Если б все на свете было
Одинакового цвета, (вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (наклоны головы вперед-назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным... (руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! (прыжки на месте на левой, правой, обеих ногах)

«Оранжевые» физкультминутки

Как цвет жизненности и тепла, оранжевый цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на работу эндокринных желез. Оранжевый и мягкий персиковый оказывают благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им раскрыться. Действие оранжевого цвета вызывает у человека некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительно учащает пульс и дыхание, улучшает аппетит.

Оранжевый – это теплый, активизирующий цвет, но светлее и выше вибрациями, чем красный. Этот цвет помогает человеку по­чувствовать себя более раскрепощенным, свободным, как в физичес­ком, так и в ментальном плане. Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения. Оранжевый цвет также иногда называют рыжим.

 

Оранжевая песенка
сл.: А. Арканов, Г. Горин,

муз.: К. Певзнер
Вот уже подряд два дня (сидя за столом, разминаем кисти рук)
Я сижу, рисую. (встряхиваем руками)
Красок много у меня –
Выбирай любую. (хлопки в ладоши)

Я раскрашу целый свет (руки в стороны)
В самый свой любимый цвет: (повороты туловища влево, вправо)
Оранжевое небо, (встаем, руки вверх)
Оранжевое море, (приседаем, руки вниз)
Оранжевая зелень, (встаем, руки в стороны)
Оранжевый верблюд. (руки на пояс)
Оранжевые мамы (прыжки на левой ноге)
Оранжевым ребятам (прыжки на правой ноге)
Оранжевые песни (прыжки на двух ногах)
Оранжево поют! (хлопки в ладоши)

Рыжая лисичка (Новогодняя хороводная)

сл.: Ю. Леднев,

муз.: А. Островский
Хоровод, хоровод – (хлопки в ладоши)
Пляшет маленький народ. (приседания)
Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)
Мы готовы круглый год. (приседания)

Под кустом, под кустом (наклоны туловища влево, вправо)
Кто-то с рыженьким хвостом. (повороты туловища влево, вправо)
Это рыжая лисичка – (прыжки на месте),
Под кусточком лисий дом. (приседания)

Рыжие белочки
сл.: Л. Некрасова,

муз. 3. Левина
Листики падают, осень пришла. (махи руками вверх, в стороны, вниз)
Рыжие белочки, как у вас дела? (наклоны вперед)
– Мы набрали шишек для своих детишек. (прыжки на месте)
Листьев полное дупло – будет нам зимой тепло. (повороты туловища влево, вправо)

Листики падают, осень пришла. (махи руками вверх, в стороны, вниз)
Рыжие белочки, как у вас дела? (приседания)
– Насушили ягод, чтоб хватило на год. (махи руками вверх, в стороны, вниз)

 

Рыжие клёны
Все клёны стали рыжие, (руки подняли вверх, покачали руками)
И ни один не дразнится. (повороты туловища влево, вправо, руки в стороны)
Раз всё равно все рыжие, (руки подняли вверх)
Кому какая разница? (покачали руками)

 

«Лесные» физкультминутки

 

А ну, попробуйте! 
А ну, попробуйте, ребята,
От зайчат не отставать.
И заданья сложные
Быстро выполнять.

Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделайте наклонов.
Сколько маленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
Сколько на лугу коров,
Столько сделайте хлопков.
Приседайте столько раз,
Сколько шариков у нас.

После каждого вопроса-двустишия педагог показывает соответ­ствующую картинку. Дети считают количество нарисованных предметов, показывают на пальцах, и все выполняют указанное движение заданное количество раз.

 

Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (потягивания с вытянутыми вперёд руками)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (ходьба на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (потягивания с вытянутыми вверх руками)
Тяжело вздыхает, (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (садимся, отдыхаем)

 

В лесу
Мы шли, шли, шли, ((руки на поясе, шаги на месте)

Земляничку нашли.
Сели, поели и опять пошли. (приседаем, касаясь руками пола, смотрим вперёд.)
Мы шли, шли, шли, (руки на поясе, шаги на месте)
Наконец, куда надо, пришли.
А пришли мы в Лесную школу здоровья!

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод: черничка, голубичка, ежевичка.

 

Волк

Из положения «ноги врозь, руки на поясе» выполняются наклоны в соответствии с текстом.

Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперёд, назад,
Много-много раз подряд
Влево, вправо, вперёд, назад.

 

Как у наших у зверят
Как у наших у зверят (махи руками)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топание ногами)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки в ладоши)
А потом вприсядочку (приседания)
Пляшут звери рядышком. (прыжки на месте)
А как пустятся бежать – (бег на месте)
Никому их не догнать.

 

Мишка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад, вперёд, (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки, 

И трухлявые пеньки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, затем наоборот)

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся. (дети садятся)

 

Сели зайки
Сели зайки на пеньки,
Оттянули все носки, (сели, вытянули носки)
Спины чуть прогнули
И лопатки все сомкнули. (прогнули спинки)
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все сидят,
Руки в стороны подняли (руки в стороны)
И наклоны делать стали. (потягивания с вытянутыми вперед руками)
Столько сделали наклонов,
Сколько на поляне кленов,
Столько сделали хлопков, (хлопки перед собой)
Сколько там росло цветков.

 

Фонопедическое упражнение «Муха»
Над медведем возле уха
Целый час жужжала муха:
«Ж-ж-ж...»
Комары летят,
Летят и пищат:
«3-з-зу, 3-з-зу – укушу!»
«З-з-з...», «Ж-ж-ж...», «З-з-з...».

Дети проговаривают текст разным по высоте голосом: за мух – низким, за комара – высоким.

 

Использованная литература:

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для школьников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр – М.: ВАКО, 2005. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.