KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Душа и тело
Душа и тело
28 марта 2016    Автор / Турсунов Б., г. Алматы

Душа человека – это бесконечный и

таинственный Мир, неподвластный времени.

 

Изучая окружающий мир, человечество с каждым годом приходит к новым и новым открытиям, успехам и результатам. Но те из исследователей, кто изучает самого человека, рано или поздно приходят к мысли, что сам человек является огромным и неисследованным пространством, и прежде всего, это касается внутреннего мира человека, его сознания, его ума и души.

Было время, когда сторонники идей материализма рассматривали человека и его жизнь, как чисто биологическую модель, отрицая при этом духовную сущность человека, и тем самым отнимая у человека понятие «личности». Но в том и дело, что каждый человек – это личность со своими чувствами, мыслями и представлениями, со своим характером и взглядом на внешний окружающий мир. Внутренний мир любого человека чрезвычайно интересен и находится в постоянном изменении и развитии. Люди не похожи друг на друга, они отличаются характерами, поведением, темпераментом и т.д. Приглядитесь, и вы заметите, что человек ощущает жизнь (счастье, радость, печаль, горе...) прежде всего через свой внутренний мир, через свой разум, через свое сердце, через свою Душу. Внутренний мир человека не виден, но, в конечном счете, только он во многом и определяет «лицо» человека, его личность. Поэтому основой основ человеческой личности является его Душа.

При этом, Душа – это не религиозное понятие. Еще в древние времена, до зарождения христианства, ислама и других мировых религий, человечество пришло к твердому убеждению о существовании человеческой души. И на протяжении всей истории человечества это признавалось и философами, и мыслителями, и учеными. Так, поиски нравственной истины и смысла человеческой жизни в свое время привели Сократа к окончательному убеждению, что душа важнее тела: «Ведь я только и делаю, – говорит Сократ о себе, – что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде всего не о теле, не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше».

Другой великий философ древности Платон, рассматривая человека как гармоничное соединение тела и души, отдавал предпочтение человеческой душе. Он говорил и писал: «Прекрасное начинается с любви к прекрасным телам, но красота души выше, чем красота тела. Полюбив красоту нравов, собственных душевных качеств, человек осознает ничтожность телесной красоты».

В дальнейшем мудрейшие из Учителей человечества доводили до сознания людей истину о Душе. Это и Аристотель, и Иисус, и Мухаммед, и Яссауи, и Иби Сина, и аль-Фараби, и Толстой, и Лермонтов, и Абай, и Шакарим и многие другие. Но, к сожалению, не все люди понимали это, тем самым заведомо отрицая в себе личность.

В свое время к совершенно правильному выводу пришел философ Лютце, который сказал, что из всех заблуждений человеческого ума самое парадоксальное, самое удивительное и самое непонятное – как же мог дойти человек до отрицания самого себя, ибо «душа» это и есть наше «Я», ибо «душа» – это мы сами в самой сокровенной глубине своего существа! И чем более гармонично развит человек в умственном, духовном и физическом плане, тем он больше ощущает себя не просто биологическим существом, которое пьет, ест и размножается, а ощущает себя Человеком через свое развитое сознание, через разум и душу.

Всем известно, что тело человека имеет определенные потребности в пище, питье, физической нагрузке и т.д. Ум человека так же нуждается в «пище» – умственной нагрузке и умственных упражнениях, направленных на его развитие. Точно так же и наша Душа имеет потребность в «пище», имеет потребность в своем развитии. Человеческой душе требуется, по крайне мере, уделять столько же внимания, сколько и телу. К сожалению, многие люди больше всего обращают внимание на питание своего тела, не заботясь о «питании» и росте своей души. В результате чего духовный и нравственный прогресс людей значительно отстает от прогресса экономического и социального, что в свою очередь является причиной недостатка в человеческом обществе милосердия, любви и просто добрых отношений.

Человеческая душа нуждается в «пище» и в развитии: она нуждается в живой и высоконравственной литературе, поэзии и драматургии; нуждается в искреннем, ярком и доходящим до самого сердца музыкальном, изобразительном и театральном искусстве; нуждается в нравственно-религиозном просвещении. Но наша душа должна не только впитывать в себя нравственно-духовные ценности, самое главное – душа должна сама трудиться и отдавать другим людям свою энергию, свои душевные ценности, и этот момент является, пожалуй, основным условием роста нашей личности. Труд души – это, прежде всего, ваша бескорыстная помощь нуждающимся – больным, инвалидам, малоимущим. Это – ваше творчество, ваше трудолюбие и честность, ваше доброе, сострадательное и мирное отношение ко всем людям.

Поэт Шакарим писал, что «...человеческому существу свойственны два вида устремления, один из них – устремление плоти (тела), а другой – устремление души... Поиски человеческого достоинства и благородного тружения и есть устремление души».

А русский поэт Николай Заболоцкий в своем известном стихотворении призывал:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь...

Душа – хранитель и одновременно источник чувств, нравственно-духовных ценностей и намерений человека. Она есть основа личности человека. Душа человека непосредственно связана с его умом, и они взаимно питают друг друга, обогащая человеческую личность. Соединение развитого ума и развитой души и есть Разум. И если тело имеет свои размеры и в силу физических законов имеет свою ограниченность в пространстве, то душа человека по своим масштабам, по своему времени действия может не иметь границ и преград. Задумайтесь: тело Пушкина или тело Абая наверняка уже давно растворились в сырой земле, а их творчество, сотворенное их душами, живет среди нас сегодня и будет жить после нас. Следовательно, их творческие души не имеют границ во времени. Точно так же и любая высокоразвитая человеческая душа, которая отдает себя и служит другим людям, фактически живет вечно.

Абай писал о том, что сила Души обладает тремя особенными свойствами, которые нужно ценить и беречь в себе, потому что без них человек превращается в животное:

·     Первое свойство души – это живое, чувственное (через сердце) осмысление всех жизненных явлений.

·     Второе свойство души – это ее способность сравнивать встречающиеся жизненные явления между собой.

·     И третья способность души – это ее впечатлительность, основанная на чистоте сердца и души, что позволяет человеку иметь правильные понятия обо всем на свете.

Действительно, не все явления в окружающем нас мире можно понять только умом. Если, например, умом можно понять какое-либо математическое уравнение или физический закон, то, не имея доброго сердца и доброй души, вы не сможете понять силу и неотвратимость нравственных законов; вы не сможете понять всю глубину произведений Абая или Пушкина; вы не сможете понять, почему сила человека заключается в его добром и милосердном отношении к другим людям. Только человек с развитой душой и бескорыстным сердцем может понять, почему Иисус простил своих убийц, почему маленькое добро всегда победит большое зло, почему счастливая жизнь человека – это лишь честная и искренняя жизнь, полная сострадания и любви к другим людям.

Более восьми веков назад восточный мудрец и ученый Ибн Сина писал, что человек является человеком благодаря своей душе, душа является сущностью человека, и страдания, и радости относятся к ней. Действительно, в человеческом существе только душа обладает монопольной способностью любить, сострадать, радоваться, быть счастливым. И если для человеческого тела требуется здоровье, то для расцвета души и личности требуется Дух добра и любви, который способен озарить и возвысить человека.

У всех народов есть понятие об этом Духе добра и любви, оживляющем человека. У казахов он называется «Рух», у русских – «Святой Дух». Счастлив тот человек, который взрастил в своей душе этот Дух добра и любви, взрастил этот Свет, взрастил Жизнь, с избытком льющуюся через край.

Несомненно, что в человеке должна быть гармония – это и развитое тело, и его незаурядный ум, и его светлая душа. Но задумайтесь, что важнее для человека: тело, ум или душа? Так, еще две с половиной тысячи лет назад древнегреческий философ Демокрит говорил прямо и недвусмысленно, что телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрываются ум и, конечно же, добрая душа.

Некоторые из людей неправильно понимают пословицу «В здоровом теле – здоровый дух». В данном случае под словом «дух» подразумевается слово «воля». Да, здоровое тело, как правило, формирует крепкую нервную систему – волю, но воля – это вовсе не душа человека, и вовсе не Дух добра и любви. Здоровое тело может сформировать сильную волю, но оно никогда не сможет взрастить в человеке цветы нравственности, цветы человечности. Именно поэтому мы еще раз говорим о необходимости гармонии и желательном сочетании в человеке силы тела, силы воли, силы ума и, конечно же, развитой, доброй и человеколюбивой души, сильного и благородного сердца. Помните слова Абая: «Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас именно по этому признаку».

Сегодня многие из людей, заботясь об общем развитии свое личности, много времени уделяют укреплению своего тела, укреплению и развитию своей воли (нервной системы), психомоторных качеств, психической устойчивости. Для этого используются различные виды методик. Однако при этом часто упускается нравственная подготовка сознания человека, упускается работа над его человечностью, над его душой. Можно с увлечением закаливать свой организм в ледяной воде, часами заниматься медитацией, можно руками гнуть железные прутья, лежать на гвоздях или ударом ноги ломать кирпичи, но если при этом в сердце отсутствуют миролюбие, доброжелательность и человеколюбие, то такой человек будет просто опасен для общества, как машина без тормозов.

В отличие от животных человек рождается дважды: первый раз рождается его тело, второй раз человек рождается духовно. И именно духовное рождение человека, когда в его душе зарождается дух человечности, Дух добра и человеколюбия, и есть истинное рождение Человека. В этом, собственно, и состоит одна их главных жизненных задач человека – возродиться духовно, возродиться своей душой, расцвести и засиять благородным и теплым цветом человечности.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.