KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Предмет Самопознание: состояние и перспективы развития
Предмет Самопознание: состояние и перспективы развития
28 марта 2016    Автор / Харькова Н., тренер по преподаванию предмета «Самопознание», ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по городу Астана

Познать себя… Зачем это необходимо каждому человеку? Почему это очень важно сейчас и было важно всегда, на протяжении многовековой истории развития человечества.  Вероятно, познание себя необходимо для того, чтобы дать возможность себе выявить все лучшие качества, заложенные от рождения в каждом из нас. И не просто выявить, а практиковать их, то есть проявлять доброту, милосердие, стремиться к познанию истины, к обретению внутреннего покоя, к исполнению своего долга, к проявлению бескорыстной любви ко всему, что нас окружает. И главная задача учителя самопознания – помочь каждому ребенку познать себя, свое внутреннее Я.

Одно из главных достижений нашего государства, которым мы, безусловно, очень гордимся – это мирное небо над головой, толерантное отношение к людям разных конфессий, а также великолепная возможность дать детям не только интеллектуальное, но и нравственно-духовное образование и воспитание. И для этого у нас имеются все необходимые средства. Дело осталось за малым. Как сказал Ш.А. Амонашвили: «Надо реформировать не школу, а духовный мир учителя». С этими словами нельзя не согласиться. Современный учитель имеет возможность сейчас неплохо зарабатывать. А потому жаловаться на низкую зарплату совсем неуместно. Просто необходимо другими глазами посмотреть на ребенка, помочь ему поверить в свои силы, раскрыть его внутренний потенциал, склонности и скрытые таланты. Чтобы ребенок раскрылся перед своим учителем, он должен обязательно верить ему. Отсюда следует, что учитель сам должен неукоснительно выполнять все то, чего он требует от своих учеников: соблюдать дисциплину, исполнять свой долг, вести здоровый образ жизни, с любовью относиться к тем, кого он учит, соблюдать душевное равновесие, верить в безграничные возможности ребенка и возможности собственного самосовершенствования.

Каково же на настоящий момент состояние преподавания предмета Самопознание? Хотелось бы отметить, что в обществе к нему все еще нет должного отношения. Не все дети, родители, да и педагоги верят в воспитательный и духовно-нравственный потенциал предмета Самопознание. Ведь далеко не каждый из педагогов прошел через обновленную программу повышения квалификации по новым требованиям к преподаванию самопознания. За почти два года, прошедшие после обновления требований к преподаванию предмета Самопознание, учителя, которые приходили на курсы повышения квалификации, испытывали самые большие затруднения именно в определении цели урока и формулировании задач для достижения поставленной цели. И эта неутешительная статистика говорит о том, что учитель сам не может определить путь и способы развития и воспитания ребенка. Учитель должен четко представлять результат своей работы. И самое главное, он должен быть уверен в правильности выбранного им пути.

Беседуя с учениками разных школ нашего города и проведя анкетирование в нескольких из них, я пришла к выводу: как повезло детям, у которых были квалифицированные учителя самопознания, которые не только раскрыли весь потенциал общечеловеческих ценностей, но и способствовали практическому его проявлению. Дети рассказывали, какие мудрые советы они получали от своих педагогов, как учились бережно относиться ко всему живому, проявлять любовь и заботу о близких людях, быть неравнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Для этих детей знания, полученные на уроках самопознания, были «живыми», потому что применялись на практике в повседневной жизни. Эти дети отличались своей воспитанностью, внимательным и уважительным отношением к старшим, бережным отношением к малышам и старикам. Такими детьми можно гордиться. И если в их руках будет будущее нашей страны, мы можем жить спокойно и быть уверенными в завтрашнем дне.

Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться Человеком. Ведь цель преподавания дисциплины «Самопознание» – становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.

С.А. Назарбаева говорит: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует. Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».

Для того чтобы вступить в такое взаимодействие с ребенком, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, учителю нужно вобрать в себя много Света, чтобы зажечь хотя бы искорку в стремлении ученика познать себя, проявить свои лучшие качества, самосовершенствоваться. Но где же учителю брать Свет, который будет наполнять его уроки? Прежде всего, из собственного духовного мира учителя, если этот мир населен возвышенными образами. То, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников.

Открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного развития, учащийся откроет сам все необходимое ему знания, и внутренний голос совести станет его вечным духовным учителем. «Если человек мыслит возвышенно, то к нему обязательно приходит вдохновение. Иногда вдохновение приходит и уходит. Но мы можем учиться жить во вдохновении. Мы можем жить вдохновенно всегда, и мы должны учиться этому! – говорит Ш.А. Амонашвили. – Вдохновение приходит изнутри, из ниоткуда, как детское «Я сам хочу». Дети всегда вдохновлённые. Они вдохновенно едят, вдохновенно играют, даже дерутся вдохновенно, искренне, всем сердцем. Вдохновлённый человек – это счастье для человечества. Искры вдохновения субъективны, они только для нас. Ведь у каждого своя миссия, своё предназначение».

Как же учителю самопознания справиться с такой непростой задачей? Ведь очевидно, что одного урока самопознания недостаточно для реализации поставленных целей. В этом большую помощь окажет интеграция самопознания в общеобразовательные предметы.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Главное – не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие личности через изучение предмета, ведь учительство – это не ремесло, а творчество. И самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.

Самопознание – это метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эти слова К.Д. Ушинского должны стать девизом каждого учителя, а учителя самопознания в особенности. Дорогие учителя, давайте посмотрим на свой предмет глазами любви и передадим его своим ученикам языком сердца.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.