KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Этапы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
Этапы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
30 марта 2016    Автор / Калиева А., учитель начальных классов, СОШ № 18, г. Павлодар

Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.

Л. Выготский

 

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, т.к. процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в настоящее время затруднён в связи с нарушениями системы социальных отношений в обществе. Это однодетность и малодетность семей, жизнь порознь со старшим поколением, утрата традиций народной педагогики, автономность общения детей и взрослого населения, социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей.

В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей известный психолог, основоположник изучения возрастной психологии Л.С. Выготский выдвинул общение. А в нормативных документах современной школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников, и в частности, коммуникативной компетенции.

Ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является именно коммуникативная компетенция. Как одна из важнейших характеристик личности, она проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность человека, ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения – значит научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Формирование этих умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения. При обучении школьника чтению выделяются задачи: овладеть оптимальным чтением, развить интерес к чтению, работать над выразительными средствами речи.

Обучение оптимальному чтению проводится с помощью пятиминуток чтения и коротких письменных упражнений с буквами, слогами, словами с допущенными ошибками. Наиболее эффективными являются многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста и хоровое чтение.

К.Д. Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой техники чтения». Упражнения со словами-анаграммами и постепенный переход к анаграммам-предложениям и текстам, упражнениям по сложению и вычитанию букв – всё это повышает скорость мышления и чтения, совершенствует звуко-буквенный анализ слов, скорость мыслительных процессов детей.

Научить ребёнка читать выразительно – достаточно сложная задача. С первых этапов формирования этого навыка следует добиваться громкого и чёткого произношения. Далее – обучение детей выразительным средствам речи: дыхание, дикция, голос. Дыхание и дикцию развиваем проговариванием на вдохе и выдохе цифр, слов и предложений, произношением гласных, а затем гласных с любыми согласными звуками. Для развития голоса произносим звуки плавно, протяжно на выдохе с разной силой.

Постановку логических ударений проводим при работе над смыслом текста чтением его вслух медленным, средним и быстрым темпом. Меняя логические ударения и интонации в предложениях, можно добиться от учеников выразительного чтения.

Важной стороной речевого общения является умение воспринимать информацию, что достигается развитием и совершенствованием умений восприятия, анализа и понимания услышанного. Обязательными условиями формирования таких умений являются мотивация учителем предлагаемого задания, установка на восприятие, контроль за выполнением задания.

Формирование у младших школьников умения слышать должно расти от класса к классу, и проводиться на межпредметном уровне с помощью цепочки слов, рецензирования ответов, дополнения к услышанному на уроке, или обсуждения тем, волнующих детей.В итоге ученики должны научиться пересказывать, записывать тезисы или спорное положение, составлять план и кодировать информацию, осмысливать и оценивать услышанное.

Особое место в развитии данных умений отводится урокам русского языка, где дети учатся воспринимать текст: глобально, детально, критически. Элементами активного, практического усвоения учениками языка на таких уроках должны стать: произношение, словарь, синтаксический строй, связность речи.

Решая задачи развития умения слушать, учитель одновременно формирует у детей навыки письменной и устной речи. Опыт показывает, что обучение учащихся не следует сводить к умению выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях. Развитие речи – это работа над речевой культурой учащихся, формирование умения создавать самостоятельные высказывания.

Обучение письменной речи состоит из этапов подготовительного и словесного творчества. Первоначально формируются умения задавать вопросы, конструировать слова, словосочетания и предложения, составляются загадки, телеграммы, короткие письма. На этапе словесного творчества применяются нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи – создание сказок и сказочных историй. Эта работа включают в мыслительную деятельность воображение и фантазию, хорошо развитые у младших школьников.

Обучение устной речи состоит из произносительного и лексического этапов. На первом этапе школьники с помощью упражнений отрабатывают технику, правильное произношение и интонации слов. Задачами лексического уровня являются количественное накопление в памяти слов с различными оттенками их значений, формирование готовности словаря школьника к речевой деятельности. Развитие устной речи школьников достигается при помощи таких приёмов: устные высказывания и сочинения по иллюстрациям книг, пересказы, составление различных диалогов, речевые зарядки, работа со скороговорками и чистоговорками, пересказ по ролям, инсценирование.

Обращение к опыту выдающегося педагога В.Я. Сухомлинского позволяет расширить методику развития речи младших школьников. Экскурсии на природу, побуждение к освоению окружающего мира через художественные образы, фантазирование – всё это стимулирует работу сознания, вызывая у детей желание передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте жизни в своих сочинениях.

Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. Это – диалогическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведения, диагностика и рефлексия, этические игры. Так дети учатся осуществлять выбор собственных действий и, главное – почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, этических норм и правил.

Успешному развитию речи способствуют и отношения между учителем и учащимися. Основанные на уважении личности ребенка, они должны создать атмосферу взаимного доверия, непринужденности и раскованности, столь необходимую для нормального протекания всякого обучения как творчества. Развитие коммуникативной компетенции младшего школьника должно включать в себя не только работу с учениками, но и работу с родителями и педагогами.

Главным результатом формирования коммуникативной компетенции младших школьников должно стать обогащение их речи, развитие более полного и выразительного уровня творческой деятельности детей, создание теплой и дружественной атмосферы в классе. Поэтому формирование коммуникативной компетенции детей должно стать важнейшей задачей педагога, т.к. это позволяет научить школьников мыслить, общаться, дружить и самосовершенствоваться, проявляя все многообразие своих творческих сил и способностей. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.