KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Другие школы
Другие школы
30 марта 2016    Автор / Жолдубаева А., профессор, д. филос. н., КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы

Наверняка большинство людей при слове «школа» представляют себе некое здание, в котором есть длинные коридоры, кабинеты с партами и тетрадями, доски с цветными мелками, книжные полки с учебниками... Все совершенно обычно и... привычно. Но есть в мире школы, которые могут поразить и удивить своими смелыми пространственными и технологическими решениями, световыми эффектами и отсутствием какой-либо нормативности. Школы, которые отходят от привычных видов обучения, а учителя придумывают все больше ухищрений для того, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.

В этой статье я хочу описать необычные школы, опыт которых крайне мало схож с тем, к чему мы привыкли. Школы эти интересны не только новаторским подходом к обучению детей, но и своим местом расположения или даже отсутствием постоянного места, когда смелые дизайнерские решения просто «переворачивают» сознание, причем здесь можно учиться не только в школьных кабинетах, а вообще где угодно: в библиотеке, в театральной студии, в мастерской, в столовой, в музее, на улице. Некоторые школы известны отсутствием дисциплины, а другие строят процесс обучения на основе музыкального восприятия детей, системе сенсорной свободы или эмоционального развития. Школы находятся в разных странах мира и все оригинальны настолько, что провести аналогию между ними невозможно.

Итак, в датской школе Open-space считается, что открытые пространства способствуют воспитанию свободы и духа сотрудничества. Исходя из этой концепции разделения помещений в привычном понимании попросту не существует, все занимаются в одном огромном зале. Также в этой школе нет учебников, ребята учатся по электронным книгам и информации, которую находят в Интернете.

Школа Vittra Telefonplan в Швеции основана на создании пространства школьников, где внешнее окружение является частью школьного развития. Эта школа также не имеет привычных классов, вместо них имеются помещения для учебы, спорта и отдыха: «Пещера» – место, где можно сконцентрироваться и побыть наедине с самим собой, «Костер» – место для группового обучения, «Водопой» – тут можно собраться с друзьями и пообщаться, «Лаборатория» – место для практических занятий, собственных открытий и исследований, «Покажи себя» – место демонстрации своих достижений и успехов.

В британской New Line Learning Academyотсутствуют традиционные кабинеты – только большие помещения-трансформеры для занятий, называемые «плазами». Любую плазу усилиями пары десятков человек можно видоизменить за пять минут: вся мебель легкая и на колесиках; стенки тоже «ездят» и по-разному компонуются; на каждой стене есть экраны – и всю аудиторию можно мигом развернуть буквально на 180 градусов. Соответственно, и учебный процесс организован совсем иначе: вместе собираются по 100-120 учеников и по 3-4 учителя, которые в зависимости от выбора делятся на группы и осваивают предметы разными способами и темпами.

Перевозная школа De kleine kapitein в Нидерландах из промышленных контейнеров может поразить даже бывалых путешественников. Построенная в 2009 году в качестве временного здания, школа из разноцветных контейнеров настолько понравилась родителям и детям, что ее решили оставить на постоянное служение образованию. Преимуществом такой школы является ее мобильность – ведь контейнерная школа всегда может быстро переехать в другой район города.

Американская школа Terraset Elementary School, расположенная под землей, была построена в середине 1970-х годов, когда в стране был введен жесткий режим экономии энергии, ограничивавший, в том числе, и отопление школ. Жители города Рестон нашли выход из сложившейся ситуации, построив школу в земляном холме, предусмотрев не только самосогревание школы, но и систему кондиционирования, вентиляции и охлаждения всех помещений в подземном здании.

Не так давно в итальянском городе Больцано была спроектирована подземная пристройка к школе Hanna Arendt с четырьмя дополнительными этажами, девятью новыми классами, шестью кабинетами для семинаров и зимним садом. Благодаря стеклянному фасаду солнечный свет проникает внутрь помещений, а система вентиляции делает внутренний климат комфортным.

Следующее, не менее экзотическое, учебное заведение располагается на воде. Адрес этой школы – Камбоджа, озеро Тонлесап, деревня Компонг Луонг. Школа является частью деревни, которая также находится на воде. В школе насчитывается около 60 учеников, 40 из которых – дети-сироты, родители которых погибли во время рыбной ловли. В учебном заведении находится всего один большой класс, где ребята учатся и проводят свободное время. В школу дети добираются в специальных лодках.

Нечто похожее есть в Бангладеш. Большие лодки, называемые Boat School, плавают по местным рекам и собирают на занятия детишек из окрестных деревень. 20 просторных деревянных лодок рассчитаны на обучение 1600 учащихся. Они имеют небольшие библиотеки, оборудованы подключенными к Интернету компьютерами, оснащены солнечными батареями.

Чтобы дети оленеводов у народов Севера получали образование, в Якутии придумали кочевые школы. Одна из таких передвижных школ – Кенелекен.Подобное учебное заведение – это два домика на колесах, один из которых является классом, а второй – жилищем для учителей. Школа насчитывает от 6 до 8 учеников, где работают 2-3 педагога. Для детей составляется специальное расписание. Домашние задание и новые контрольные ученики получают по Интернету. Выполнив задание, ученики тем же способом отправляют его обратно в ожидании оценки.

Школа приключений – не об этом ли мечтает любой ребенок? Эти мечты сбываются в американской школе Watershed. Образовательный процесс здесь построен как одно большое путешествие: если это география, то изучение ее происходит на местности, биология – в заповеднике, в непосредственном контакте с живой природой, архитектура – на улицах города. Обучающие экспедиции, по мнению педагогов этой школы – самые продуктивные методы получения крепких знаний.

Китай не перестает удивлять нас своими чудесами и одним из таких чудес по праву можно считать пещерную школу Dongzhong в провинции Гуйчжоу. Коренное население этого региона – народность мяо, низкий уровень жизни которых не позволял этим людям долгое время получать образование. Но в 1984 году была открыта школа в огромной 230-метровой пещере, что позволило расположить там учебный кабинет, спортзал, и даже класс для занятий пением. Нехватка наглядных пособий компенсировалась прогулками по самой пещере, где дети могли изучать летучих мышей, лягушек и ящерок, а также экскурсиями, которые проводили учителя по окружающей местности. На живых примерах ученики узнавали о флоре и фауне своего родного края, а также получали сведения о том, как выжить в экстремальных условиях.

В канадском Торонто есть школа ALPHA. Образовательная модель школы построена на детском интересе – он является мотивом для приобретения знаний о мире. Обучение здесь неотделимо от других аспектов жизни ребенка: общение, творчество, игра и т.п. Поэтому каждый ученик сам решает, как провести свой день, чем заняться и что нового узнать. В одном классе могут быть дети разного возраста: сверстники перенимают опыт друг у друга и учатся заботиться о младших. Уроки – а их проводят не только учителя, но сами дети и даже родители – включают в себя не только общеобразовательные дисциплины, но различные творческие занятия вроде лепки или кулинарии. В случае конфликтной ситуации собирается специальный совет из учителей и учеников, где участники конфликта высказывают свою точку зрения и обосновывают ее, чтобы комиссия могла придумать выход из сложившейся ситуации. Самое главное в этом деле – найти компромисс, который устраивал бы всех.

В американской школе Mountain Mahogany Community School обучение основывается на трех принципах – безопасность, удовольствие и эмоциональное развитие. Педагоги изучили последние неврологические исследования, согласно которым для хорошей обучаемости нужна приятная атмосфера в школе и активная вовлеченность детей. Именно это и легло в основу школьной программы. Здесь учат обычным общеобразовательным предметам, но особое внимание уделяется тому, как растущие люди должны взаимодействовать с окружающим миром. Детям прививают и практические умения – шить, ухаживать за садом, готовить. Своих учеников учителя в шутку называют «маленькими садовниками». И тому есть резонное объяснение – на территории школы уже посажены сотни деревьев, о которых дети и заботятся. А в награду им – экологически чистые фрукты, которые они сами вырастили.

Маленькой школе Waldorfschule в Германии удалось стать тем, чем сегодня отчаянно пытаются быть другие – не просто школой, а воплощенной доктриной, образцом для подражания. В школе почти до окончания школы не ставят оценок, не проводят экзаменов и не оставляют на второй год. Основное внимание уделяется развитию фантазии, творческих способностей детей, духовному росту всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный день на всех этапах обучения разделен на три части: духовная (где преобладает активное мышление), культурно-эстетическая (обучение музыке и танцу), креативно-практическая (здесь дети учатся лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить).

Каждый семестр американская школа THINK Global переезжает на новое место: за четыре года обучения дети успевают сменить 12 стран. Всякий переезд сопровождается полным погружением в новый мир, а многонациональные классы напоминают ООН в миниатюре. Каждому учащемуся выдаются мобильные устройства для фиксации впечатлений и выполнения заданий. Кроме того, у школы есть собственное виртуальное пространство – социальная сеть, файлообменник, электронная книга, календарь и дневник одновременно. Чтобы ученики не переживали из-за частой смены мест, к каждому приставлен тьютор.

Ученики в школе SchooloftheWorldдля иностранцев в южнокорейском Пусане трудятся постоянно, не покладая рук целый год. Интенсивный режим учебы, отсутствие каникул, по мнению педагогов школы, необходимы для того, чтобы дети могли быстрее приспособиться к своим новым жизненным условиям и далее успешно поступать в корейские вузы.

Школа Dalton в США также славится своим необычным подходом к учащимся. Здесь нет общей программы для всех. При поступлении подписывается договор о том, на какую оценку должен знать материал ребенок и в каком темпе его подавать. Такая программа может показаться странной, но если брать статистические данные, то мы увидим, что именно такие школы выпускают лучших узко-профильных специалистов.

В ряде российских городов созданы школы, работающие по методике Владимира Базарного. В классе рядом с партами стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами: тот, кто сидел, встает за конторку, и наоборот. Это препятствует, по мнению автора методики, противоестественному пребыванию ребенка в одной позе – сидя, что становится причиной появления сколиоза у школьников. Кстати, по той же причине в классе отсутствует доска, а все наглядные пособия и другие материалы располагаются в самых разных точках класса – чтобы зрение работало и шея у ребят не затекала.

Необычные дизайнерские решения и авторские наработки, комнаты отдыха для учеников и интерактивные доски, тренажерные залы и бассейны – это замечательно. Но, полагаю, это еще не школа. Школа – это еще и характеры, личности учеников, учителей, родителей, и потому самое главное, чтобы все они любили, понимали и уважали друг друга. Взаимопонимание и уважение учеников, родителей и педагогов поможет нам получить необыкновенную школу – школу будущего, школу, в которой ребенку будет хорошо и радостно учиться.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.