KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Осенняя симфония
Осенняя симфония
30 марта 2016    Автор / Е. Дуленко, учитель ИЗО и самопознания, КГУ ОШ № 121, г.Алматы

Цель: развитие в учениках чувства прекрасного, любви к природе методами изобразительного искусства.

Задачи:

-       воспитывать чувство прекрасного в учащихся и умение видеть и чувствовать красоту окружающей природы;

-       развивать умение учащихся описывать красоту природы;

-       формировать практические навыки работы кистью при помощи широких мазков и метода примакивания.

Ресурсы: аудиозапись концерта А. Вивальди «Осень», песни «Осенняя мелодия» на слова Л. Завальнюка, музыку Ю. Саульского, пьесы П. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь», репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», картин А. Белюкина, принадлежности для рисования по числу учащихся, лист бумаги формата А3, кисть и краски для учителя.

 

Ход урока

 

Позитивный настрой

Под аудиозапись концерта А. Вивальди «Осень» учитель читает текст об осенних картинах природы, а учащиеся мысленным взором представляют себя гуляющими по осеннему саду и любующимися картинами природы.

Учитель: Ребята, давайте мысленно представим, что находимся в прекрасном осеннем парке. Перед вами деревья и кусты, окрашенные яркими красками осени. Желтые листья одних деревьев перемежаются с оранжевыми красками других деревьев. Они словно светятся, озаряя нас светом. Недаром осень в народе называют «золотой». Пройдите по аллеям парка и посмотрите вокруг – вы в сказочном осеннем мире. Под ногами шуршат опавшие листья… Теплый ветерок ласкает наши лица… Вот он играючи поднял с земли упавший листок и понес его к вершинам деревьев… Помашите ему на прощание рукой. Пойдемте дальше, к озеру, которое видно вдали. Озеро похоже на зеркало, в котором отражаются деревья, одетые в сказочные наряды. Они словно одеты в золотую парчу и золотые украшения. От этого озеро кажется окаймлённым в золотую корону. Полюбуйтесь этой очаровательной картиной осени. Прислушайтесь к тишине, которая окружает вас. Почувствуйте, как ваше сердце наполняется любовью. Постойте еще минутку среди этой красоты, насладитесь покоем и тишиной. Вдохните чистый теплый осенний воздух… Ваша душа счастлива от переполняющей вас радости общения с природой. Взгляните еще раз на окружающую вас красоту. Сохраните ее в своем сердце.

А теперь тихонько вернемся в класс и откроем глаза.

 

Учитель задает вопрос: «Что вы увидели, почувствовали?» (Ответы учащихся)

Комментарий учителя: Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и трава стоят в осеннем наряде. Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки.

 

Позитивное высказывание (цитата урока)

Осень – это вторая весна, когда каждый лист – цветок. (Альбер Камю)

Справка для учителя: Альбер Камю (1913-1960 гг.) – французский писатель и мыслитель, один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957 г.). При жизни он получил нарицательное имя «Совесть Запада».

Вопросы для обсуждения:

-       Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

-       Почему Альбер Камю сравнивает каждый осенний листок с цветком?

(Ответы учащихся)

 

Рассказ учителя

Золотые бабочки Осени

притча

По земле ходила белая Зима. У нее была пушистая шуба из снега, в глазах сверкали голубые льдинки, а на щеках горел розовый румянец. Ей нравилось, когда в небе светило солнышко, а мороз крепчал и щипался все сильнее и сильнее.

В городском парке замерзали деревья. Им надоела холодная Зима, они с нетерпением ждали теплую Весну. Наконец, вдоволь нагулявшись, Зима ушла отдыхать.

А на смену ей пришла Весна. Она была одета в легкое ярко зеленое пальто, а на голове у нее был повязан светло-голубой шарф. Весна посмотрела на застывшие от мороза деревья в парке и улыбнулась своей теплой и очень доброй улыбкой.

– Сейчас я вас отогрею, – сказала она, снимая с головы легкий, как паутинка, шарф. Все увидели, что в ее волосах распустились белые подснежники. Весна взмахнула шарфом, и на деревьях, как по волшебству, набухли и лопнули почки. А из почек быстро, словно на дрожжах, выросли маленькие ярко-зеленые листочки.

– Вот и хорошо! – сказала Весна. – Теперь мне нужно заняться другими растениями.

Она уже хотела уходить, но тонкий зеленый листочек тополя, слышавший и видевший все это, набрался смелости и спросил у Весны:

– Весна! Я очень хочу летать, как вон та бабочка! – Он махнул в сторону красивой маленькой бабочки, порхающей над желтой головкой одуванчика.

– Подожди! – отвечала ему Весна. – Когда-нибудь ты тоже полетишь!

И она ушла. Тополиный листок огорчился. Он хотел полететь не когда-нибудь, а прямо сейчас. Он рванулся, но ветка крепко держала его за стебелек. И листочку ничего не оставалось, как висеть на дереве и только смотреть вокруг себя.

Он видел, как в парке на клумбах распускались яркие цветы, как на ветки деревьев садились птички, чтобы спеть о чем-то на своих птичьих голосах. Тополиный листочек переговаривался с такими же листочками как сам, что росли на тополе и на других деревьях. Им не было скучно, но всем почему-то очень хотелось полетать, чтобы посмотреть на окружающий их мир.

Незаметно все вокруг расцвело, а тополя даже сбросили с себя пуховые одеяла.

– Что это за пух? – спрашивал зеленый листок у тополя.

– Это мои семена, – отвечал тот. – Пух разнесет их по земле, и где-нибудь вырастут маленькие деревца.

– Понятно. Но как же я? Я тоже хочу полетать! – крикнул листок.

– Потерпи до осени, – отвечал ему тополь.

И вот уже Весна устала гулять по свету. Она ушла, а на ее место пришла девушка Лето. Красавица была одета в тонкое цветастое платье, а на голове у нее была шляпа из соломки, украшенная яркими полевыми цветами. Она принесла с собой жару и грозы. Все лето листок трепетал на своей веточке, то нагреваясь от горячего солнца, то умываясь теплой дождевой водой. Листок не знал, сколько прошло времени. Но ему показалось, что это была целая вечность, потому что он ждал осени, когда можно будет улететь, как бабочка, далеко-далеко.

Наконец, прилетел Ветерок и пропел тонким голоском, что уже очень скоро придет Осень. Деревья тяжело вздохнули. Им не очень хотелось, чтобы уходило Лето, и приходила холодная дождливая Осень. Но листок еще не понимал, что такое осень. Он ждал чуда.

И вот Осень пришла. Она поправила свои длинные пушистые рыжие волосы и весело посмотрела на деревья в парке.

– Что приуныли! Я сейчас сделаю из вас настоящих красавцев!

Осень взмахнула ярко желтым шелковым платком, который был у нее в руке, и все листья на деревьях вмиг окрасились в светло желтые, бордовые и золотые цвета.

Тополиный листок огляделся и не узнал себя. Он превратился из зеленого в золотой!

– Ну а теперь летите! – сказала Осень и подула на деревья легким ветерком.

Тополиный листок почувствовал, как он оторвался от ветки и полетел…

Он летел, словно маленькая золотая бабочка, то порхая, то кружась, то плавно паря в воздухе. Ветер подхватил его и унес далеко-далеко.

А вслед за ним с деревьев один за другим начали слетать точно такие же желтые листочки и улетать по воздуху кто куда.

И все, кто гулял по парку, видели, как в небе долго-долго кружились и летали маленькие золотые бабочки Осени…

Вопросы для обсуждения:

-       О чем эта притча?

-       Вам нравится листопад? С чем еще можно его сравнить?

-       Вам нравится осень? Почему?

(Ответы учащихся)

Комментарий учителя: Это притча о разных временах года. Все они прекрасны. Но осень – особое время года. Только осенью падающие листья можно сравнить с летающими золотыми бабочками.

 

Показ репродукций

Учитель показывает учащимся репродукции художников на осеннюю тематику (звучит аудиозапись песни «Осенняя мелодия» на слова Л. Завальнюка, музыку Ю. Саульского).

Учитель: Ребята, предлагаю вам посмотреть на репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». Нравится ли вам эта картина, почему? Как вы думаете, почему художник назвал ее так? (Ответы учащихся)

Далее учитель показывает учащимся репродукции картин художника А. Белюкина на стихи А. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Вопрос для обсуждения:

-       Как поэт и художник передают свои чувства и отношение к природе осенью?

(Ответы учащихся)

 

Творческая деятельность, групповая работа

Учитель: Сегодня на уроке мы будем рисовать осенние деревья осенью. Выразите в своем рисунке ваши впечатления от позитивного настроя и от услышанной притчи «Золотые бабочки Осени». Работать мы будем под музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он написал «Альбом пьес для фортепиано», который назвал «Времена года». В нем 12 пьес, по числу месяцев в году. Мы с вами прослушаем пьесу «Осенняя песня. Октябрь». (Звучит музыка. Учащиеся приступают к рисованию.)

Во время выполнения творческого задания, учитель знакомит учащихся с понятиями «пейзаж», «художник-пейзажист», «теплая гамма цветов», «широкий мазок» и «примакивание кистью», демонстрируя на листе, прикрепленном к доске, последовательность работы с красками.

 

Домашнее задание

Учитель предлагает учащимся закончить дома рисунок, начатый на уроке.

(На следующем уроке будет организована минивыставка рисунков на тему «Деревья осенью» и их обсуждение.)

 

Заключительная минута урока

Учитель благодарит учеников за плодотворную работу на уроке, просит их запомнить все, что они делали и о чем говорили на уроке, сохранив в своем сердце любовь к красоте осени, и прощается с ними до следующего урока.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.