KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА ШКОЛЬНИКА
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА ШКОЛЬНИКА
18 апреля 2022    Автор / Исламгулова Светлана Константиновна, д.п.н. ведущий научный сотрудник научно-методического отдела НАО «Национальный институт гармоничного развития человека» Омарова Галия Бисеновна к.п.н. доктор PHD, начальник научно-методического отдела НАО «Националь

Мир, в котором мы живем, соткан из противоречий.

Школа должна подготовить ребенка к успешной социализации во взрослой жизни, а какой эта жизнь будет через 5–10 лет, мы не знаем.

Перед школой ставятся задачи воспитания творческой личности, способной критически мыслить, самостоятельно решать проблемы, а оценивают работу педагогов по результатам итогового тестирования.

Социальные институты призваны воспитывать патриотически настроенное поколение, а телевидение, интернет и прочие СМИ транслируют уничижительное отношение к стране некоторых общественных деятелей. «Часть правящей и интеллектуальной элиты, видя комфорт, свободы и защищенность личных интересов в рыночной цивилизации, начинает смотреть на свою страну как на что-то ущербное, неполноценное, подлежащее радикальному и быстрому исправлению. В результате элита утрачивает способность видеть реальные национальные интересы, а также моральную готовность твердо и настойчиво их защищать» [1]. Мы являемся свидетелями, а порой и участниками информационных войн за умы и души, прежде всего, молодежи. 

Наши дети воспитываются в условиях глобализации. Интернет оплел землю своими коммуникативными каналами. Мы общаемся с друзьями детства, с которыми последний раз виделись на выпускном, а сейчас они живут где-то в Канаде. Мы знакомимся с людьми из разных стран и становимся друзьями. Виртуальными. Мы путешествуем, учимся и работаем в разных странах. Люди стали ближе друг другу? Наверное, но те, кто очень далеко. У нас нет времени для общения с родными и друзьями, с которыми живем в одном городе, которые нам очень дороги.

Стране нужны ученые, учителя, врачи, инженеры, работники культуры и искусства, квалифицированные рабочие... Нужны те, кто создает социально-экономические условия, в том числе и для воспитания и развития современной молодежи. Телевидение же навязывает совсем других «героев». Здесь высмеиваются учителя и поднимаются на пьедестал «труженики» шоу-бизнеса.

Трудно в таких условиях определиться с ценностными приоритетами не только ребенку или молодому человеку, но и люди постарше испытывают некоторую растерянность. В СССРбыли востребованы ценности, четко сформулированные в «Моральном кодексе строителя коммунизма», и все организации, ответственные за «гармоничное развитие личности», вели целенаправленную системную работу. Работала «пропагандистская машина» и достаточно результативно. Воспитание было поистине «дидактической машиной» (по П. П. Блонскому).

Конечно, тех, кто хотел бы вернуть советское прошлое, становится с каждым годом все меньше. Изменились люди, общественные отношения, общество в целом. Часть ценностных приоритетов утратила свою актуальность, была дискредитирована политической подоплекой. Вместе с тем и такие смыслы как «прежде думай о Родине, а потом о себе», «сам погибай, а товарища выручай», «не в деньгах счастье» и пр., высмеиваются и разрушаются. 

Безусловно ценности и ценностные ориентации всегда привлекали внимание учёных, занимающихся исследованиями в области философии, социологии, психологии и других наук. Однако, с конца ХХ века проблема осмысления ценностей человеческого бытия вышла на первый план научного познания, что объясняется особым сдвигом базовых ценностей. Р. Инглхарт называет источником ценностей постмодерна – чувство экзистенциональной безопасности: «Впервые в истории люди в массе своей – значительная их часть – выросли, усвоив ощущение, что выживание можно принимать как должное» [2].   

Анализ научных работ, посвященных данной проблеме, показывает    плюрализм к дефинированию самого понятия «ценность», классификации ценностей и определению их детерминант с национальным менталитетом, религиозными убеждениями, социально-культурной средой, гендером, возрастом и пр. К примеру, М. Рокич классифицирует ценности по критерию «цель-средство» и выделяет термальные и инструментальные ценности. Первый класс ценностей – это жизненные цели, т.е. конечные цели существования для индивида или общества в целом, к которым нужно стремиться. Ко второму классу отнесены ценности-средства. В этом случае с личной или общественной точек зрения определённый образ действий является предпочтительным в любых ситуациях [3]. 

М. Рокич подчёркивал, что ценность является устойчивым убеждением в том, что определённый способ поведения или основная цель существования предпочтительней как с личной, так и с социальной точки зрения [4].   

Исследования ценностей имеют большое значение, поскольку, как отмечал М. Вебер, ценности определяют мотивы социального поведения, поскольку оно основано на вере «в самодовлеющую ценность определённого поведения как такового независимо от того, к чему оно приведёт» [5].   

 Осознавая огромную роль национальной системы ценностей в масштабных преобразованиях страны, Н.А.Назарбаев особое внимание уделяет проблеме опережающей модернизации общественного сознания.  «На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее», – подчеркнул Первый президент РК [6].   

Общественное сознание неразрывно связано с сознанием индивидуальным. Процесс формирования индивидуального сознания очень сложен и пролонгирован во времени. Поэтому важно особое внимание уделять вопросам нравственно-духовного образования, привития «правильных» ценностных приоритетов у детей в детских садах, школах и других социальных институтах.

Какие же нравственные ценности нужны сегодня государству, обществу, человеку?  Какие ценности должны стать приоритетными? Без чётких ответов   невозможно сформулировать цель педагогической деятельности, определить педагогический идеал, поскольку «в системе образования ценности, явно или неявно, выступают ведущим целевым ориентиром. Определённая группа базовых ценностей может быть положена в основу образовательных целей (выраженных в форме ожидаемых образовательных результатов) на различных уровнях образования» (А.М. Кондаков, И.С. Сергеев) [7].    

При определении базовых ценностей особенно актуальной представляется озабоченность В. И. Вернадского, который в 1918 году записал в своем дневнике: «Где искать опоры? Искать в бесконечном творческом акте, в бесконечной силе духа… Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет – «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов…» [8]. 

Проблема образовательного идеала носит статус одной из центральных и в некотором смысле «вечных» проблем философии образования и педагогики. Образовательный идеал школьника рождается, изменяется и умирает вместе с породившими его исторической эпохой и организационными формами педагогического сообщества.  «Образовательный идеал выражает определенные общественные потребности государства и общественного производства в социальных типах людей с заранее заданными качествами и функциями. В этом случае сопряжение общественного и образовательного идеалов фиксируется понятием «социальный заказ», являющимся важнейшим структурообразующим элементом педагогической системы» (Г. К. Ахметова) [9].

П. Ф. Каптерев считал, что педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие. Основными характеристиками педагогического идеала являются: добрый общественник, у которого развито уважение к своей собственной личности и личности другого, самодеятельность, способность инициативы, готовность жить по совести, по Божьи [10].

Главной задачей воспитания, считает В. П. Вахтерев, «должно служить развитие и укрепление общественных и национальных связей настолько, чтобы гражданин, в силу присущего ему национального самосознания и общественных стремлений, добровольно, свободно и самопроизвольно, а не по принуждению и насилию, поступал сообразно с интересами целого».

Одного чувства любви к родине мало. «Нужно знание, и нужен развитой разум. Но надо не только знать, но и делать. Без дел мертва не только вера, но и любовь. Мы любим больше то, куда внесли хоть капельку своего труда, забот и усилий. Нам нужна не досужая созерцательная любовь, а деятельная, если мы хотим возродить родину сами, собственными усилиями, а не ждать, что это сделает за нас кто-то другой» [11].

М. М. Поташник   предлагает свой вариант педагогического идеала школьника: «Высокое самосознание личности, ориентированной на вечные человеческие ценности, переведенные в собственные убеждения и жизненные принципы. Физическое и нравственное здоровье как гармония телесного и духовного развития. Широкая образованность, не только свободное владение основами знаний, но и непрерывное самообразование, ставшее потребностью и привычкой на всю жизнь. Высокая воспитанность – интеллигентность, активное неприятие зла, хамства, пошлости, фальши, стремления жить честно. Чувство родины, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству» [12].

Г. Драйден и Д. Вос считают, человек должен быть гражданнином мирового сообщества, активно участвующим в жизни, обладающим широким кругозором, хорошо знающим культуру своего народа, и при этом способным понять и оценить другие национальные культуры [13].

Главным результатом образования, как указывает П. Г. Постников, рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благосостояние общества. [14].

О. Е. Лебедев отмечает, что школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. «В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности» [15].

В. Франкл утверждает: «… быть человеком значит выходить за пределы самого себя, сущность человеческого существования заключается в его самотранстенденции» [16].

Б. С. Гершунский, исследуя проблему смены ценностно-целевой парадигмы, пишет: «Видимо иерархически высшие ценности и цели образования должны восходить к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам. Только на таком – смыслообразующем – уровне можно оценивать его истинную эффективность» [17].

Проблема определение содержания «жизненных идеалов и приоритетов» стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Она волнует каждого, кто способен задуматься о смысле жизни. Эрих Фромм обозначил водораздел двух разных смыслов жизни – «иметь» и «быть»: «…различие между бытием и обладанием, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования» [18]. 

На переходных этапах развития государства и общества, когда происходит девальвация прежней системы ценностей, определение ценностных ориентиров становится первостепенной задачей государственных и общественных социальных институтов, политических лидеров и общественных деятелей. Необходимо разобраться в соотношениях материального и идеального, рационального и иррационального и на этой основе чётко обозначить результаты обучения, воспитания и развития.

Определение ценностных ориентиров – задача сложная, а их воплощение – сверхсложная. В. П. Вахтерев полагал, что выполнить ее можно, если «сообщить воспитанию жизненный характер, удалив из него все искусственное и  условное, но в то же время оградить ребенка от деморализующего влияния современной среды» [11]. С такой позицией трудно не согласиться, вот только оградить растущее поколение «от деморализующего влияния среды» в условиях современного информационного пространства не возможно. В этом контексте интересно высказывание Б.Т. Жумагулова о том, что «в мире усиливаются, зачастую целенаправленно, негативные тенденции в вопросах человечес­ких ценностей. На этой основе деструктивные силы посягают на морально-нравственные устои, а транснациональные «ловцы неокрепших душ» пагубно воздействуют на молодежь» [19].

Поэтому так важно наряду с целенаправленной работой школы по воспитанию молодого поколения в соответствии с определенной системой ценностей, развивать у обучающихся критическое мышление, готовность и способность противостоять соблазнам легкой жизни, «деморализующему влиянию среды».

Воспитательная деятельность социальных институтов нуждается в информационной поддержке. Нужна эффективная политика в регулировании работы СМИ.

Не решив проблемы определения ценностных приоритетов и не разработав технологию их реализации, трудно надеяться на светлое будущее. Оптимизм внушают ряд государственных программ, ориентированных    на личностное развитие, национальную идентичность, международное позиционирование и развитие гражданского общества.

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», реализуемая в Казахстане с 2000 года, автором которого является С.А. Назарбаева, в своем становлении и развитии прошла ряд взаимосвязанных этапов, наполненных конкретным содержанием общечеловеческих ценностей. [20].

 За время своего существования программа «Самопознание» подтвердила свой потенциал в нравственно-духовном образовании учащихся. В дошкольном возрасте – через формирование первичных представлений об общечеловеческих ценностях, знакомство с основами самопознания, нормами достойного поведения в семье и в ближайшем окружении. В начальной школе – через расширение представлений и более углубленное изучение общечеловеческих ценностей, выработку навыков позитивного мировосприятия и миропонимания. В старших классах – через дальнейшее постижение многогранных аспектов самопознания, человеческих ценностей, воспитание нравственных качеств и навыков конструктивного общения. В студенческом возрасте – через понимание этических аспектов жизни и профессиональной деятельности, рефлексию смысложизненных вопросов и человеческого предназначения. Практическая направленность программы на всех этапах обучения связана с активным участием детей и молодежи. За время своего существования программа «Самопознание» подтвердила свой потенциал в нравственно-духовном образовании учащихся. [21].

 В дошкольном возрасте – через формирование первичных представлений об общечеловеческих ценностях, знакомство с основами самопознания, нормами достойного поведения в семье и в ближайшем окружении. В начальной школе – через расширение представлений и более углубленное изучение общечеловеческих ценностей, выработку навыков позитивного мировосприятия и миропонимания. В старших классах – через дальнейшее постижение многогранных аспектов самопознания, человеческих ценностей, воспитание нравственных качеств и навыков конструктивного общения. В студенческом возрасте – через понимание этических аспектов жизни и профессиональной деятельности, рефлексию смысложизненных вопросов и человеческого предназначения. [22].

Практическая направленность программы на всех этапах обучения связана с активным участием детей и молодежи в служении обществу служении обществу.

 



Литература

1.Психология менеджмента. // Под ред. Г.С. Никифорова. – Харьков: изд. Гуманитарный центр, 2009.

2.Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. // Полис. – 1997, № 4. – С. 18–28.

3.Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco. – 1972. – 214 p. – Р. 160.

4.Rokeach M. The Nature of Human Values. NewYork. – 1973. – 438 p. – Р. 5.

5.Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс. – 1990. – 808 с.

6. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. 12 апреля 2017 г.

7.Кондаков А.М., Сергеев И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу. //Педагогика. – 2020. - № 6. – С. 5–23.

8.         Вернадский В. И. // Антология гуманной педагогики. – М., 2001. –С. 159–161.

9.         Ахметова Г.К. Современное образование Казахстана в поисках идеала // Творческая педагогика. –2004. –№ 2. –С. 16–26.

10.    Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. – М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – 384 с.

11.    Вахтерев В.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1987. –С. 324–384.

12.    Управление развитием школы / под ред. Поташника М.М., В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. –C. 36

13.    Драйден Г. Революции в обучении / пер. с англ. Гордон Драйден, Джа­нет Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. –672 с.

14.    Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. –2005. –№ 8. –С. 38–44.

15.    Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. –2004. –№ 5. –С. 3–12.

16.    Франкл В. Человек в поисках смысла. М.., 1990. – С. 51.

17.    Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования //Педагогика.–2003. –№ 10.–С.3–7.

18.    Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М.: 000 «Фирма «Издательство ACT», 2000. – 448 с.

19.       А. Кенжегулова. Ключевые ценности общества. // Казахстанская правда. 5 апреля 2021 г.

20.Кудышева Б.К. Предмет «Самопознание»: на пути к внедрению // «Самопознание.KZ», № 4, 2010, стр.17-21.

21.Концептуальные основы воспитания. – Астана, 2015 // https://skbis.kz/images/2018/files/konceptualnye-osnovy-vospitania-rus.pdf.

22. Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»). - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК. 2002.

Добавить комментарий



Комментарии (1)


Goar Parulava
11 июня 2020 в 02:11
Комментировать

<3