KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Педагогический такт как критерий профессионализма учителя
Педагогический такт как критерий профессионализма учителя
31 марта 2016    Автор / Бейсембаева А., к. п. н., доцент кафедры педагогики и психологии КазУМОиМЯ им. Абылай хана, г. Алматы

В современных условиях перед педагогической наукой, практикой воспитания стоит задача переосмыслить с гуманно-демократических позиций сущность и технологические подходы к применению педагогического такта, поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их деловое сотрудничество на фундаменте духовной общности. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Весьма актуальным для повышения эффективности педагогического процесса является раскрытие свойств и качеств личности учителя, позволяющих успешно овладевать технологиями применения такта в учебной и воспитательной работе, выявлять условия, при которых педагогические умения учителя перерастают в его профессиональную привычку тактичного воздействия на воспитанников. Следует принять во внимание, что тактичность имеет воспитательное значение не только в деятельности учителя или в общении родителей с детьми, но и во всех сферах человеческой деятельности.

В определении темы данной статьи важную роль сыграли сложные противоречия, имеющие место в современной сфере образования и воспитания подрастающего поколения. В числе этих противоречий – несоответствие между отживающими представлениями о формировании всесторонне развитой культурной личности и новыми, все более возрастающими, требованиями к образованию и воспитанию молодежи; противоречие между бурным ростом научных знаний в обществе и ограниченностью возможностей развития культуры жизненного самоопределения учащихся; противоречие между нравственно-эмоциональной культурой учителя и его умением любить детей, строить отношения с ними на фундаменте добрых человеческих отношений; противоречие между правом ученика на незнание, на ошибки в поведении и предъявляемыми к нему этическими требованиями, которые воспринимаются учеником как посягательство на его достоинство; противоречия между требованиями к профессиональной подготовке учителя и достигнутым ее уровнем и др.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие (Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.):

-  иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости;

-  тактичность – это выражение отношения учителя к обучению и воспитанию;

-  педагогический такт – это специфический инструмент влияния учителя на учеников, требующий наличия у него профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных качеств и т.д.

Рассматривая такт как меру педагогически целесообразного воздействия, A.C. Макаренко установил: выбор индивидуального подхода к воспитанникам в конкретной педагогической ситуации, деликатное прикосновение к личности ребенка позволяют устанавливать с ним добрые человеческие отношения. Педагогическое мастерство в применении такта воспитателем, по A.C. Макаренко, заключается в умении руководителя воспитательного коллектива эмоционально идентифицировать себя с каждым воспитанником, адекватно понять его мысли и переживания. Педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно». (Макаренко A.C. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. – М., 1957. – С. 325-458.)

Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.

Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, устремления к прекрасному. (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.)

В концепции Ш.А. Амонашвили педагогический такт рассматривается как важнейший показатель речевой культуры учителей, родителей: «Слово может исцелить человека. Слово может убить человека».

Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются (Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.):

-  умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

-  требовательность и уважительность к воспитаннику;

-  деловой тон общения;

-  внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

-  во внешнем облике педагога;

-  в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

-  в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

-  в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

-  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

-  в творческой педагогически оправданной изобретательности;

-  в самокритичной оценке своего труда.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – руководителя детского коллектива – высокая требовательность и искреннее уважение к детям.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.).

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все – общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагогический такт и культура учителя представляет собой целостную систему элементов, которая выражается в гармоничном сочетании морального сознания, эмоциональной культуры, нравственных убеждений и нравственного поведения. А высшим уровнем педагогического такта учителя является выработанная им способность и готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями, профессиональным долгом и моральной ответственностью перед своими учениками. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.