KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Музыка как составляющая духовного мира ребёнка
Музыка как составляющая духовного мира ребёнка
31 марта 2016    Автор / Рысбаева А., начальник отдела внедрения НДО, ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», д.п.н., профессор, г. Алматы

Сфера образования является первоочередным приоритетом социально-экономического развития страны, именно качество образования предопределяет долгосрочную конкурентоспособность любого государства.  В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана отмечается необходимость принятия мер по осуществлению модернизации системы образования, а именно:

-       внедрение в процесс обучения современных методик и технологий;

-       повышение качества педагогического состава;

-       создание независимой системы подтверждения квалификации;

-       усиление воспитательного компонента процесса обучения.

«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. У нас нет таких учебников, таких преподавателей, которые работают с молодежью именно по таким вопросам. Нашей молодежи это жизненно необходимо» (Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» //Казахстанская правда).

Поставленные цели и задачи ориентируют педагогов на системные и последовательные изменения в профессиональной деятельности, повышение квалификации и переподготовку, обновление содержания учебных дисциплин, разработку широкого круга дидактических материалов, обеспечение методического сопровождения, ускоренное освоение инноваций, способствующих развитию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.

Деятельность Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бөбек» направлена на разработку и внедрение уникальной программы нравственно-духовного образования «Самопознание», идея которой принадлежит Саре Алпысовне Назарбаевой.

Соответственно внедрение учебной дисциплины «Самопознание» в систему непрерывного образования страны определяет необходимость изучения вопросов, связанных с обоснованием оптимальных методов, приёмов и форм организации процесса обучения и воспитания.

Целью профессиональной деятельности учителя является выявление и раскрытие природного потенциала учащихся, развитие творческих способностей, воспитание гуманного человека.

Учитель являет собой образец самопознания, самоактуализации и саморазвития творческих сил и способностей. Своими мыслями, словами и действиями он показывает ученикам, как следует учиться, трудиться, общаться с людьми разных возрастов и категорий, как надо относиться к человеку, который находится рядом, проявляя внимание и заботу.

Известный французский просветитель Жан-Жак Руссо считал, что в нравственном воспитании есть три главные задачи:

1. выработка добрых чувств,

2. развитие добрых суждений.

3. воспитание доброй воли.

Прежде всего, у ребёнка необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Всё это достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Жан-Жак Руссо говорил, что искусство преподавания заключается в том, чтобы ученик находил удовольствие в учении. Великий гуманист ратовал за то, чтобы учащийся в процессе обучения радовался жизни, самостоятельно осязая и наблюдая окружающий мир, удовлетворяя жажду познания (Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. – М.: Знание, 1962).

Как сделать уроки самопознания «живыми» и интересными? Как организовать процесс обучения, чтобы взаимодействие на уроке доставляло радость общения, способствовало развитию качеств доброты, ответственности, толерантности у учащихся?

Вне сомнения, одним из ответов на поставленные вопросы является умелое использование музыки на уроках самопознания. Организуя хоровое пение и слушание музыкальных произведений, учитель должен обратить внимание на ценностно-смысловое содержание текстов песен, на потенциальные возможности урока в развитии эмоционально-сердечной сферы, привитии музыкально-эстетического вкуса, воспитании нравственно-этических качеств детей и подростков.

Издревле музыка занимала особое место в развитии человека. Древнегреческий философ Платон образование делил на две категории – музыку и гимнастику. Он считал, что будущим воинам нужно дать двоякое воспитание – мусическое и гимнастическое. «Первое – для души, второе – для тела.         При этом воспитание души следует начинать раньше воспитания тела. Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны привести к гармонии человека с самим собою. Они должны сделать так, чтобы развитие сил телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и мягкости характера, мужества и доброй нравственности.

Гимнастика должна приучить человека к простому и строгому образу жизни. Музыка же должна развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также нравственную зрелость…» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. Часть 1. Учение Платона об искусстве. Теория искусства. – М., 2000).

Интеграционный характер уроков самопознания и музыки обеспечивает достижение цели гармоничного развития человека. Хоровое пение на уроках самопознания должно быть исполнено грамотно, в соответствии с элементарными требованиями к соблюдению музыкального ритма, темпа, динамических оттенков. Допускается соединение пения с движениями, которое также способствует активизации взаимодействия и взаимопонимания участников педагогического процесса.

Совместная работа учителей самопознания и музыки в поиске оптимальных форм организации уроков - залог успеха в нравственно-духовном развитии учащихся.

По аль-Фараби, при музыкальном исполнении очень важно, чтобы ритмы доставляли приятное ощущение слушателю. Ритм – это пульс, свидетельствующий о гармоничности музыкального произведения. Гармония и ритм, отвечающие врожденному чувству человека, создают поэзию, способную облагородить душу, вести к высокой цели.

Поэзия развивает это врожденное качество человека и вместе с музыкой, выполняет свое назначение – нравственное воспитание человека.

Исследователи Л.Б. Соколова, Е.А. Попова и др. определяют учителя как творца культуры, а педагогическую деятельность характеризуют как культуросообразную деятельность(Соколова Л.Б. и др. Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт и перспективы развития. – Оренбург, 2001).

Реализация принципа культуросообразности предполагает необходимость восприятия педагогического процесса как культурно-исторической ценности, максимальное использование региональной и духовной культуры, обеспечение единства национального и интернационального в воспитании подрастающего поколения, развитие творческих способностей учащихся, формирование внутреннего духовного мира, понимания необходимости сохранения и создания новых культурных ценностей.

Использование музыки на уроках самопознания обогащает духовный мир человека. Взаимодействие при групповом исполнении песни или в ходе музыкальной игры формирует уверенность, творческое отношение к осмысливанию понятий общечеловеческих ценностей. Так, музыка стимулирует творчество, поэтому на уроках самопознания можно сопровождать тихой музыкой занятия учащихся творческой работой. К примеру, дети могут писать эссе, заниматься лепкой, рисованием, проектной деятельностью. Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные инсценировки также являются прекрасными способами воспитания в детях доброты, культуры взаимоотношений, двигательной культуры, любви к музыкальному искусству.

Методический приём «позитивный настрой» используется на фоне музыкального сопровождения текста. Здесь важен интонационный строй голоса учителя, отбор музыкального материала. Музыка помогает учащимся концентрировать внимание, способствует релаксации. В этих целях следует обратиться к классической музыке или к сокровищницам музыкального народного творчества.

Использование музыки для самопознания и саморазвития способствует приятному расслаблению, успокаивает нервную систему человека, стимулирует творчество, развивает интуицию, пробуждает чувство любви. Особо следует отметить такую деятельность на уроках самопознания как слушание музыки.

Слушание музыки следует проводить регулярно, развивая интерес детей к музыке и ее пониманию. Для прослушивания следует подбирать классические музыкальные произведения. Необходимо подсказывать родителям, что для полноценного развития ребёнка, необходимо уже на раннем возрастном этапе приучать его слушать хорошую музыку. Однако наблюдения показывают, что, к сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми, ссылаясь на свою занятость. Между тем, давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и в слушании музыки.

На уроках самопознания в процессе совместного восприятия музыки у учащихся возникает желание поделиться своими чувствами с одноклассниками и с учителем. А это очень важно для установления духовного контакта между участниками педагогического процесса. Ясно, что учителю следует самому быть подготовленным, предварительно слушать произведения, планируемые для урока, собирать фонотеку классических музыкальных произведений, народных песен, инструментальной музыки и т.п. Одним словом, заниматься саморазвитием в аспекте музыкального искусства.

Следует отметить, что дети с удовольствием слушают произведения в исполнении оркестров народных инструментов. Это инструментальные произведения песенного, танцевального жанра или разные виды кюев и др.

После прослушивания музыки должна состояться беседа о том, какое впечатление имело произведение. Главное, чтобы оно нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка. Можно попросить детей описать прослушанную музыку в цветовых образах. В настоящее время существует множество научных исследований, в которых устанавливается корреляция (определенное соотношение) цвета и звука.

Школьникам доставляет удовольствие рисовать под музыку. Учителям и родителям следует поощрять стремление детей фантазировать под музыку, проявлять творческое воображение. Можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя, пение птиц и попросить учащихся узнать воспроизведённые в музыке явления.

При слушании надо объяснить детям, чтобы они сидели спокойно, расслабленно, желательно с закрытыми глазами и внимательно слушали музыку. Это помогает развивать внимание, концентрацию на определенном объекте, успокаивает нервную систему, способствует общему расслаблению тела, гармонизирует внутреннее состояние ребенка.

Музыка является неотъемлемой составляющей образования ребенка. Основатель школы в Вальдорфе Рудольф Штайнер (1861-1925) писал, что образование должно быть основано на уважении к «каждому ребенку как к живой душе, чье предназначение – в один прекрасный день вполне осознанно войти в духовный мир. Музыка несет в себе концентрированный образ мира: отсюда её ценность для пробуждения тех знаний о духовном мире, которые душа получает ещё до того, как мы появляемся на свет. Поэтому никогда не может быть слишком рано для того, чтобы сделать это искусство неотъемлемой и любимой частью жизни ребёнка» (Джослин Гудвин. Гармония неба и земли). Попытаемся и мы это сделать.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.