KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Организация досуга детей с девиантным поведением
Организация досуга детей с девиантным поведением
31 марта 2016    Автор / Жакупова Г., педагог-организатор, ГКПП «Центр Занятности Детского Творчества», г. Павлодар

Для многих учреждений дополнительного образования профилактика девиантного поведения детей и подростков – одна из самых актуальных и болезненных проблем, которая требует много сил, труда и большой ответственности, но зачастую оказывается малопроизводительной.

Проблема подростков с девиантным поведением – это всегда проблема занятых родителей, перегруженных бытовыми проблемами,  которые не могут уделять детям достаточного внимания. Вследствие этого дети оказываются предоставлены сами себе. Из-за высоких цен, из-за сокращения подростковых клубов, спортивных секций многие подростки не знают, чем заняться в свободное время. А отсутствие созидательного труда среди детей и подростков ведет к росту агрессивности, неуважению к закону и старшим людям. Подростки с девиантным поведением зачастую демонстрируют неуспеваемость, нежелание учиться, получать дополнительное образование, нередко они образовывают криминогенные компании, совершают правонарушения.

Сама жизнь заставляет педагогов, врачей, психологов, юристов, общественные и государственные структуры обратиться к проблеме профилактики девиантного поведения детей и подростков.

Подростковые клубы остаются одними из немногих организаций, которые организовывают досуг таких учеников. И свою задачу как педагога-организатора детского досугового учреждения я вижу в том, чтобы объединить усилия педагогов клуба, семьи, школы, общественности и создать благоприятный морально-психологический климат в клубе, который обеспечил бы полноценное развитие каждого ученика.

Социологические, психологические и педагогические исследования показали, что необходима комплексная программа, которая всесторонне изучала бы детей и подростков с девиантным поведением, корректировала и предупреждала бы их противоправные действия. И большую роль в профилактике девиантного поведения детей и подростков играет, прежде всего, организованный досуг учащихся. Эффективность работы детских досуговых учреждений зависит от многих причин, которые необходимо решать на государственном уровне, но есть и такие, которые посильны педагогам клуба. Важно только выбрать правильное направление в этой работе и иметь желание каждый день открывать маленькому человеку ворота в новый и неведомый для него светлый мир.

Педагог в своей деятельности должен во главу угла ставить принцип любви, согласно которому весь процесс образования следует наполнить энергией любви. В особенности это относится к детям, проявляющим девиантное поведение, – следует не столько требовать, сколько помогать, не столько учить, сколько любить, или, говоря словами великого педагога Я.А. Коменского, «сначала любить, а потом учить».

Когда ребенку недостает любви, он замыкается в себе, становится агрессивным, теряет веру в людей. Но к счастью, недостаток любви можно восполнить, и именно в этом заключается роль педагога, работающего с детьми, проявляющими социально неприемлемое поведение.  

Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили пишет: «Януш Корчак помог мне понять еще одну мудрость, связанную с вопросом: что есть гармоничное развитие. Сколько ни философствовали по этому поводу педагоги, считавшие себя учеными-законодателями: левое полушарие, правое полушарие... физическое, умственное, нравственное, эстетическое... высвободить всю полноту скрытых возможностей... А Корчак иронически улыбается: «Наивный, попробуй! Общество дало тебе маленького дикаря, чтобы ты его обтесал, выдрессировал, сделал удобоваримым, и ждет…» А как же с гармоническим развитием, гармоническим воспитанием?

Корчак дает простой, но от Высшего Педагогического разума, совет: «Заповедь: люби ближнего своего – это гармония, простор, свобода. Оглянись вокруг и улыбнись!» Эта мысль освободила меня от лишнего научного мудрствования. Действительно: гармония – в любви к ближнему. Если кто хочет быть гармоничной сущностью, пусть научится любить; если кто хочет воспитывать гармонию в детях, пусть научит их любить» (Ш. Амонашвили Основы гуманной педагогики. Кн.2. Как любить детей. – М.: Амрита-Русь, 2012).

Дети и подростки с девиантным поведением – это и есть маленькие дикари, которые ждут от взрослого человека любви, понимания, терпения и поддержки. Поэтому нельзя сводить роль педагога всего лишь к передаче знаний, нужно всегда помнить о том, что успешно социализировать ребенка с девиантным поведением можно только при помощи искренней любви к нему, внимания и доброты.

Также мне хотелось бы немного рассказать о педагогических приемах и методах, которые эффективны в работе досуговых организаций образования с детьми с девиантным поведением.

Педагогические приемы, развивающие коммуникативные умения у детей:

·     «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа;

·   «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся;

·    «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего;

·    «Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Педагогические приемы, связанные с организаторской деятельностью и направленные на совершенствование совместной деятельности детей:

·    «Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Они определяют, в каком порядке и с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают статус всех его участников;

·      «Распределение ролей». Это четкое распределение функций учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания;

·     «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка);

·      «Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе;

·      «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

На современном этапе развития практики организации досуговой деятельности широко применяются тренинги. Проведение тренингов является профессиональным делом психологов. Сущность и содержание тренингов глубоки, а их психологические механизмы достаточно сложны. Так, в организации досуга часто применяются игровые тренинги. Под игровыми тренингами следует понимать систему игровых упражнений по обучению общению, развитию психических функций. Цель игрового тренинга, прежде всего, психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике, но главное в них – те установки, которые задает педагог в каждом конкретном игровом упражнении.

Игровые тренинги могут выполнять несколько функций:

-        коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;

-        релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

-        развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;

-        воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.

Игровые тренинги проводятся по одной модели, которая включает в себя:

-        предварительную инструкцию, выполненную в форме дикторского текста. Инструкция, как правило, повторяется дважды;

-        словесный сигнал к началу тренинга, например: «Начали», «Гонг» и т.д.;

-        непосредственно игровой тренинг. По мере выполнения игровых действий при необходимости включается музыка;

-        словесный сигнал к окончанию игровых действий, например: «Стоп», «Закончили» и т.д.

Старшим подросткам очень интересно узнать мнение окружающих о себе, поэтому для них можно организовать так называемые «психологические игры». Цель таких тренингов следует довести до понимания ребят, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя. Педагогу в этих тренингах важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других людей. Такой цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников может быть от 7 до 20 человек.

Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даст результатов. К таким условиям относятся:

-        высокая доброжелательность и доверие друг другу;

-        при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения;

-        впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя тотчас.

Еще раз подчеркнем, что успешность игровых тренингов полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игр и ее участниками, поэтому педагогу необходимо добиваться высокого уровня доверия между своими воспитанниками, создавать дружественную атмосферу в подростковом коллективе.  

Можно предложить следующие игровые тренинги:

1.      «Интервью»

У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Например, могут быть заданы следующие вопросы:

·         «Любишь ли ты стихи?»;

·         «Твой любимый цвет?»;

·         «Твое любимое высказывание, цитата?»;

·         «Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты захотел сыграть?» (артистические данные значения не имеют);

·         «Есть ли у тебя хобби, какое?»;

·         «Что ты больше всего любишь?»;

·         «Что ты больше всего ценишь в людях?».

Каждому участнику игры следует задавать не более 5-7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать по 3-4 человека. На первых занятиях участникам можно дать следующую установку: «Отвечать в любой степени откровенности: можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно вообще «в маске» – отвечать, «будто не про себя, а про кого-то другого». Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у тех подростков, которые затрудняются рассказывать о себе. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» у таких подростков постепенно отпадет само собой.

Необходимо, чтобы все участники занятий прошли «интервьюирование». Возможен усложненный вариант интервьюирования. Участники игры задают вопросы «в ролях»: от имени космонавтов, марсиан, Красной Шапочки, Чебурашки, директора школы, учителей, родителей интервьюируемого и т.д. Для старших школьников такой прием эффективен для вовлечения в игровое состояние. «Ролевое интервьюирование» на каждом занятии длится 2-3 минуты в качестве разминки.

2.      «Мнения»

Все участники игры по очереди называют одно, лучшее на их взгляд, качество другого участника. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников игры более восьми человек, то игру следует проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.

В дальнейшем можно использовать другой вариант этой игры – «Метафоры». В этом варианте мнение об участниках выражается при помощи метафор, например: «вечный двигатель», «настоящий друг», «душа компании» и т.д.

3.      «Мимика и жесты»

Эта игра необходима для развития паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а также для выработки свободного, раскованного общения. Варианты игры:

а) каждый участник только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость;

б) то же самое проделывается при помощи мимики, без жестов;

в) то же самое проделывается при помощи и мимики, и жестов. Этот вариант игры только для добровольцев, так как он достаточно труден для выполнения;

г) все участники игры разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т.д. Получивший записку должен передать эти задания напарнику жестом и мимикой. Второй участник выполняет перед всеми то, что он понял. Затем выполненное сравнивается с написанным.

4. «Видение других»

Игра на внимательность друг к другу, которая предполагает два варианта развития действия:

а) один из играющих садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь и т.д.;

б) называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, высказывания, настроение с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).

5. «Стратегия в диалоге»

Это игровое упражнение направлено на тренировку вербального общения – умения говорить и слушать другого. Например:

а) двое участников вызываются ведущим, и каждый из них получает втайне от аудитории и друг от друга задание. Задание первого участника – поддерживать диалог в своей обычной манере. Задание второго – во что бы то ни стало удержать «лидерство» в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией или выбирается самими действующими лицами, например, это может быть обсуждение нового фильма или телепередачи, возможность контакта с инопланетянами, решение экологических проблем и т.д. Затем стратегия диалога обсуждается всеми участниками игры;

б) то же самое, но второй участник получает противоположное задание: заставить напарника стать лидером разговора;

в) оба участника получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый, соответственно, должен повторить (желательно дословно) высказанное партнером, а затем продолжить обсуждение темы. Такой диалог длится 5-7 минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений, сделанных каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.

При работе с детьми с девиантным поведением всегда нужно помнить, что такое воспитание нередко является результатом пренебрежения детьми взрослых по тем или иным причинам. Ни один ребенок не рождается с негативными поведенческими установками, причины девиантности всегда кроются в семейных и возрастных кризисах, переживаемых ребенком. И задача педагога заключается в поддержке детей, проявляющих социально неприемлемое поведение, их социализации, создании благоприятной дружественной атмосферы в детском коллективе. Необходимо помочь девиантному подростку стать полноценным членом общества, реализовать его индивидуальный потенциал.

Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее, - основополагающий принцип работы с детьми с девиантным поведением, выработанный выдающимся педагогом А.С. Макаренко. Это лучшее в ребенке и является тем зерном, которое, прорастая, формирует в нем пози­тивные качества, веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение. И только чуткий и внимательный, неравнодушный и гуманный, высокопрофессиональный и требовательный к себе педагог способен оказать благотворное социализирующее влияние на травмированную душу ребенка, проявляющего негативные формы поведения. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.