KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Искусство жить среди людей
Искусство жить среди людей
31 марта 2016    Автор / Райымбекова Т., психолог, учитель самопознания, образовательное учреждение «Ковчег», г. Талгар

Ценность: праведное поведение.

Качества: ответственность, бескорыстное служение, единство мыслей, слов и дел.

Цель: расширение и углубление представлений учащихся об умении жить среди людей, как искусстве.

Задачи:

-        раскрывать значение понятий «бескорыстное служение»,  «ответственность», «единство мыслей, слов и дел»;

-        воспитывать в учащихся умение быть ответственным за свои мысли, слова и поступки, желание быть нужным людям;

-        формировать навыки сотрудничества, умения бескорыстно служить обществу.

Ресурсы: аудиозапись мелодии Энио Морриконе из кинофильма «Профессионал», мелодии Евгения Дога «Вальс», песни «Свет и радость в моем сердце» на слова и музыку Стаса Намина, фотография Альберта Швейцера, фрагмент видеофильма «Больше чем любовь».

 

Ход урока

 

Позитивный настрой (счастье)

Учитель проводит позитивный настрой под мелодию Энио Морриконе из кинофильма «Профессионал».

Учитель: Пожалуйста, сядьте прямо. Представьте ясный летний день. Вы находитесь на солнечной полянке. Под ногами у вас шелковистая трава. Над цветами умиротворенно жужжат пчелы. Прозрачный воздух свободно проникает в легкие, насыщая тело умиротворением и спокойствием. Легкий ветерок нежно ласкает кожу, перебирает волосы. Кожа становится гладкой, чистой и упругой. Волосы впитывают силу ветерка.

Теплое солнышко мягко касается вашего тела. Свет солнышка вливается во все клеточки тела. Клеточки тела насыщаются жизненной силой и радостью. Золотая солнечная жизненная сила пропитывает кожу, органы, ткани тела.

Сила Солнца восстанавливает ваше тело, делает его здоровым, выносливым, красивым, легким, радостным.

Вы видите на фоне голубого неба легкие пушистые облака. Это облака здоровья и счастья. Ваше тело, насыщенное солнечным светом, становится всё легче и легче. Вы поднимаетесь к облакам и погружаетесь в одно из них. Вы чувствуете, какое облако мягкое, пушистое, легкое и нежное. Нежное приятное облако легко проникает в ваше солнечное тело, насыщая его умиротворением и счастьем. Облако дарит вашему телу здоровье и гармонию. Счастье проникает в ваше тело, насыщая его сиянием и красотой.

Вопросы для обсуждения:

-        Что вы почувствовали, представили?

-        Поделитесь своими впечатлениями.

(Ответы учащихся)

 

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся прочитать эссе Ольги Кеслер «Я живу среди людей» на стр. 90-94 Учебника самопознания для 11 класса и ответить на вопросы на стр. 94.

 

Позитивное высказывание (цитата урока)

Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы,  кто искал и нашел способ служить людям. (Альберт Швейцер)

Вопросы для обсуждения:

-        Как вы понимаете смысл данного высказывания?

-        Знаете ли вы, кто такой Альберт Швейцер?

(Ответы учащихся)

Выслушав ответы учеников, учитель кратко рассказывает о жизни и деятельности Альберта Швейцера.

 

Рассказ учителя

Альберт Швейцер – немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952 г.).

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберг, в Верхнем Эльзасе. Он был вторым ребенком пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и у его сестер и брата, было счастливое детство.

Альберт Швейцер своим примером доказал, что можно изменить мир, начиная с себя. Мыслитель сказал себе, что до 30 лет он вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа он непосредственно должен посвятить себя служению людям.

Интересен факт, что в 29 лет Альберт Швейцер еще не знал, как именно будет служить человечеству, и отдался на волю обстоятельств, ожидая знак свыше. Однажды ему на глаза попалась зеленая брошюра миссионерского общества. Крупными буквами  заголовок брошюры гласил: «Нужды миссии в Конго». Так Альберт Швейцер узнал, что в Конго не хватает врачей, и с этого момента начался его путь служению человечеству.

В 30 лет в ореоле званий, известности и славы Альберт Швейцер поступает на медицинский факультет Страсбургского университета и к 38-летнему возрасту успешно завершает учебу.

Альберт Швейцер стал врачом в богом забытом месте – Африканском селении Ламбарене (Французская колония). Много раз ему приходилось возвращаться в Европу, чтобы заработать деньги чтением лекций и своими концертами, но каждый раз он непременно возвращался в Ламбаране, чтобы строить больницы и лечить людей. А в 1953 году А. Швейцер получает Нобелевскую премию мира в размере 36 тысяч долларов и на эти деньги строит лечебницу для прокаженных.

Однажды, когда доктор Швейцер работал 16 часов в сутки, один из его друзей сказал, что нельзя себя так изводить, «нельзя жечь свечу с двух концов». На что Альберт Швейцер ответил: «Можно, если свеча достаточно длинная».

Мы всегда чем-то недовольны: кто-то недоволен своей судьбой, кто-то – своими близкими, кто-то – карьерой. А Альберт Швейцер был недоволен тем, что на его долю выпало несправедливо много счастья. Альберт Швейцер и был свечой, которая горела с двух концов.

 

Просмотр видеофильма

Учитель предлагает учащимся просмотреть фрагмент видеофильма об Альберте Швейцере «Больше чем любовь». В этом фрагменте рассказывается об отношениях Альберта Швейцера и его верной супруги Елены Бреслау и их стремлении к служению человечеству.

Вопросы для обсуждения:

-        О ком этот фильм?

-        Что  объединяет Альберта Швейцера и Елену Бреслау?

-        Через какую деятельность они осуществляли служение обществу?

-        Как вы думаете,  что руководило поступками героев фильма?

-        На что вас вдохновляет жизнь и деятельность Альберта Швейцера?

(Ответы учащихся)

 

Беседа

Для проведения беседы учитель рассказывает учащимся следующую притчу:

 

Строитель мостов

Однажды два брата Иван и Андрей, которые жили на соседних фермах, поссорились. Это была первая серьезная ссора за сорок лет между братьями. Братья были очень дружны, но с этой ссорой их дружбе пришел конец. Всё началось с небольшого недоразумения, которое переросло в словесную перепалку и затяжное молчание. Никто из братьев не мог простить обиду.

Как-то утром Иван услышал стук в дверь. На пороге стоял плотник, искавший подработку.

Иван сказал плотнику: «Есть у меня для тебя работа. Посмотри на этот ручей. Он разделяет наши с братом фермы. Еще неделю назад здесь был луг, но мой брат прошелся бульдозером по речной дамбе, и теперь нас разделяет ручей. Он это сделал назло мне. Так вот – ты построишь высокий забор между нами и избавишь меня от необходимости видеть лицо брата и его ферму». Плотник согласился и взялся за работу.

Он тщательно всё обмерял, пилил деревянные бруски – не терял ни минуты. К заходу солнца, когда Иван вернулся с поля, плотник уже закончил работу. Глаза Ивана округлились, он был в недоумении. Вместо забора через ручей был возведен мост!

Каково же было удивление Ивана, когда он увидел Андрея, спешащего к нему через мост. «Брат! Ты построил мост между нашими фермами после всего, что я наделал!», – воскликнул Андрей. Братья встретились на середине моста, пожали друг другу руки и крепко обнялись.

Они попросили мудрого плотника остаться у них насовсем, но тот лишь ответил братьям: «Я бы с радостью, но мне еще нужно построить много мостов».

Вопросы для обсуждения:

-        О чем эта притча?

-        Почему один из братьев попросил плотника возвести стену?

-        А что возвел плотник? Почему?

-        Что значит для вас «возведение мостов»?

-        За что мы несем ответственность в жизни?

(Ответы учащихся)

Вывод учителя: Мы несем ответственность за свои поступки, за свои слова и мысли. Эта притча учит нас возводить мосты понимания, а не строить стены ненависти.

 

Творческая деятельность, групповая работа

Учитель делит класс на минигруппы и предлагает учащимся придумать пропущенные строчки стихотворения «Жизнь – бумеранг» Олега Гаврилюка. После выполнения задания каждая группа презентует получившиеся стихотворения, а учитель читает оригинал под звуки мелодии Евгения Дога «Вальс».

 

Жизнь – бумеранг

 

К тому ведется:

Что отдаете, ...

То, что посеешь, …

Ложью пробьется …

Каждый поступок …

Только прощая …

Вы отдаете …

Вы предаете …

Вы обижаете …

Вы уважаете …

Жизнь – бумеранг:

Все и всем …

Черные мысли …

Светлые мысли …

Если не думал …

 

Жизнь – бумеранг

Олег Гаврилюк

 

К тому ведется:

Что отдаете, то и вернется

То, что посеешь, то и пожнешь,

Ложью пробьется ваша же ложь.

Каждый поступок имеет значенье,

Только прощая, получишь прощенье.

Вы отдаете – вам отдают,

Вы предаете – вас предают,

Вы обижаете – вас обижают,

Вы уважаете – вас уважают.

Жизнь – бумеранг:

Все и всем по заслугам,

Черные мысли вернутся недугом

Светлые мысли – Божественным Светом…

Если не думал – подумай об этом!

 

Групповое пение

 

Свет и радость в моем сердце

Сл. и муз.: С. Намин

 

Врeмя тaeт бeзнaдeжнo,

Мы кудa-тo всe спeшим

В суeтe зeмнoгo рaя,

В суeтe зeмнoгo рaя,

Нeбoскрeбoв и мaшин.

Усмиряя гнeв и стрaсти,

Прeд тoбoю я oдин.

Цeлoй жизни нe xвaтaeт,

Цeлoй жизни нe xвaтaeт,

Чтoб дoстичь твoиx вeршин.

 

Припeв:

Свeт и рaдoсть

В мoeм сeрдцe.

Свeт, и рaдoсть,

И любoвь!

 

В синeм нeбe Гимaлaeв,

Рaствoрив пoкрoвы тьмы,

Свeт любви твoeй сияeт,

Свeт любви твoeй сияeт

Нaд прирoдoй и людьми.

Я вoйду в твoй мир чудeсный,

Чтoбы быть всeгдa с тoбoй.

Чтoбы видeть свeт нeбeсный,

Чтoбы видeть свeт нeбeсный,

Чтoб пoзнaть твoю любoвь.

Припeв

 

Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе на тему «Искусство жить среди людей» или провести акцию, которая должна перейти в волонтерское движение. Перед тем как дать домашнее задание, учитель просит учащихся еще раз вспомнить цитату урока.

 

Заключительная минута урока

Учитель: Ребята, большое спасибо вам за урок. Постарайтесь вспомнить все хорошее, что мы сегодня узнали, увидели и поняли.

Свет – обновление дневным прибоем,

Свет наполняет наши сердца.

Пронизывая, согревает всё и всех,

Чем больше в человеке света, тем искренней он.

И пусть этот свет всегда озаряет ваш путь!

Успехов вам! Урок окончен.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.