KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Во имя Отчизны
Во имя Отчизны
04 апреля 2016   

В истории каждой страны есть особые люди, память о которых хранится на протяжении многих веков после их смерти. Это – великие ученые, учителя, государственные деятели, писатели и художники, полководцы и врачи… Но в народной памяти бережно хранятся и другие имена. Может быть, память о них не так грандиозна, но их жизнь была живым примером служения на благо своего народа, примером того, как человек может полностью преодолеть все препятствия, невзгоды и трудности, которые выпадают на его долю. Их жизнь и дела представляют собой высший стандарт нравственности и духовной силы и, несомненно, составляют духовное богатство своего народа.

Батыр казахского народа

54-й размер обуви, рост 194 сантиметра, вес 139 килограммов. Эти богатырские размеры принадлежали первому казахстанскому чемпиону мира по греко-римской борьбе, Кажымукану Мунайтпасову (1871-1948 гг.). Еще в начале прошлого века Кажымукан на весь мир заявил о Казахстане, победив сильнейших борцов мира. Этот великий батыр – первый казах, ставший многократным чемпионом мира по борьбе. На родине ему дали почетное звание «Батыр казахского народа».

 

Легендарный казахский палуан Кажымукан Мунайтпасов родился в Акмолинской области. Уже в юности он прослыл непобедимым степным борцом. Случай помог попасть ему в Казань, а уже оттуда – в Петербургскую школу цирковых борцов. Искусству борьбы он учился в Одессе, Гамбурге, Киеве.

У Кажымукана не было соперников, равных по силе, упорству и выносливости. Казахский батыр выступал в 54 странах мира, завоевав 48 медалей, и везде его встречали как национального героя, восхищаясь его богатырской силой. Под именем Кара Иван борец часто защищал спортивную честь России. Он был обаятельным, добродушным человеком, дружил со знаменитыми русскими богатырями – «тремя Иванами»:  Иваном Поддубным, Иваном Шемякиным, Иваном Заикиным.

А после судьбоносного поединка с турецкими силачами, считавшимися непобедимыми, казахского палуана признали во всем мире, и в его имени появилась приставка «кажы», то есть «святой».

Казахский народ очень любил своего силача не только за его физическую силу и славу борца, но и за прекрасные человеческие качества. Ведь Кажымукан не был сказочным героем, он жил обычной жизнью среди обычных людей и сделал много добра для своего народа.

Так, в годы Великой Отечественной войны Кажымукан развлекал народ своими коронными трюками. Например, захватывающим был трюк с камнями. Борец ложился на спину, ставил на грудь огромный камень, и два молотобойца разбивали его. Впечатляющим было и зрелище, когда Кажымукан на плечи, как коромысло, брал железнодорожный рельс, а с обеих сторон на нем гроздьями висели по десять человек. Заработанные такими представлениями деньги Кажымукан перечислял в Фонд обороны. Всего в годы войны борец перечислил более 100 тысяч рублей, на которые был построен самолет-истребитель, получивший название «Хаджимукан».

Вся жизнь Кажымукана – это пример беззаветного служения спорту и своему народу. Его имя вписано золотыми буквами в историю казахстанской  школы борьбы, а все современные борцы Казахстана – наследники славы великого батыра Кажымукана.

 

«Как-то раз встретились Кажымукан и Кожамкул (лучший и искуснейший киргизский борец). Кажымукан тогда был уже очень знаменитым палуаном.

Новость о грандиозном поединке двух силачей мгновенно облетела округу. Учредили награду победителю, по обычаю состоявшую из трёх частей, по 9 призов в каждой. Собравшиеся разделились пополам и в ожидании невиданной до сей поры схватки ёрзали от нетерпения. Вот появились борцы. Оба красивые, статные, могучие.

— Кажеке, — обратился молодой киргизский палуан к старшему Кажымукану. — Мы оба сыновья двух братских народов, которые близки и неразлучны, как оба глаза на одном лице. Вы мне — старший брат, а я вам — младший. Не годится одному из нас хвастать победой, а другому лежать поверженным в пыли. Духи предков не простят мне, если я схвачусь с вами. Пусть приз будет вашим! — и Кожамкул без боя уступил приз Кажымукану.

— Я и сам ждал, как ты себя поведёшь. Теперь знаю, что ты многое в этой жизни видел, многое понял. Киргизский народ может гордиться таким сыном. Пусть счастье найдёт тебя. — Кажымукан обнял киргизского брата и поцеловал его. Получив свой приз, Кажымукан тут же отдал его нищим и сиротам.

Эти палуаны обладали не только физической силой и здоровьем, но и удивительными душевными и нравственными качествами. Духовное богатство человеческой души всегда ценилось в человеке превыше физической силы…» (По книге Ч. Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью (Исповедь на исходе века)»)

Мухтар Шаханов

 

Кажымукан,

Непревзойдённый силач казахской степи.

Весом 160 килограммов,

Съедавший за один присест целого барана,

Был в то же время нежная душа.

До слёз любил поэзию, песню,

Иногда и сам сочинял стихи.

После победоносного возвращения

С мирового чемпионата

Земляки в его честь устроили празднество,

Где расточали ему похвалы:

— Вы не только самый сильный среди казахов,

Но и самый сильный в мире.

— Постойте, — ответил им Кажымукан. —

Постойте.

В спорте есть нечто магическое,

Но порой возбуждающее слепой азарт,

И потому в нём строгая мера нужна.

Телесная сила только тогда прочна и красива,

Когда подкрепляется силой духа.

Вот кто сильнее меня — посмотрите, —

И он, похлопывая по плечу,

Вывел в круг

Застенчивого кудрявого паренька,

Ничем не примечательного на вид.

Наступило долгое недоумённое молчание…

То был молодой Мухтар Ауэзов.

Слова Кажымукана оказались пророческими.

Спустя тридцать шесть лет

Один знаменитый японский силач,

Прочитав книгу того юноши,

Взволнованно напишет в своём дневнике:

«Какая сила!

Читая его,

Я чувствовал своё бессилие».

 

 

Торговец и князь

Шел очень тяжелый для России 1611 год – «смутное» время. Один за другим на протяжении целого десятилетия сменялись цари. Последний из них – царь Василий Шуйский – был сведен с престола и пострижен в монахи. Польские войска наступали на Россию и уже заняли Москву. Патриарх был посажен под стражу. Шведы, видя, как поляки пользуются смутой в Российском государстве, завладели Новгородом. Но среди этих бед нашлись люди, которые не корысти или славы ради, а по зову своего сердца и из-за любви к своей стране смогли противостоять врагу.

В кельях Троице-Сергиева монастыря, находящегося примерно в 100 километрах к северу от Москвы, писцы составляли увещательные грамоты и рассылали их по городам России, призывая к очищению земли русской от врагов. В октябре 1611 года такая грамота пришла в Нижний Новгород и была прочтена перед всем народом. И тогда земской староста (городской глава), мясной торговец Кузьма Минин, обратился к народу: «Если помогать Московскому государству, то нечего нам жалеть имения, не пожалеем ничего. Дома свои продадим и будем просить, кто бы вступился за землю русскую и был бы у нас начальником». Вот как описывает дальнейшие события русский историк Сергей Михайлович Соловьев:

«Все с ним (с Мининым) согласились и положили скликать служивых людей и собирать деньги им на жалование. Но прежде всего нужно было найти воеводу, кто бы повел войско к Москве. В это время недалеко жил воевода известный, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, долечивавшийся от ран, полученных им в Москве при защите ее от поляков. На просьбу нижегородцев Пожарский отвечал: «Рад я вашему совету, готов хотя сейчас ехать, но выберите сначала кого-нибудь из своих, кому со мною у такого великого дела быть и казну собирать». Нижегородцы выбрали Минина. Пожарский принял начальство над войском, которое составилось из служивых людей, дворян, помещиков. Но этим дворянам нельзя было содержаться от разоренных поместий; жители городов должны были давать деньги на их содержание. Этими сборными деньгами заведовал Минин; но оба, Пожарский и Минин, были неразлучны в совете о великом деле освобождения земли.

Как скоро разнеслась весть, что нижегородцы поднялись и готовы на всякие пожертвования, то ратные люди стали собираться к ним отовсюду...» (С.М. Соловьев «Общедоступные чтения о русской истории»)

Через год ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. Уход поляков дал возможность избрания нового царя – Михаила Федоровича Романова. Закончилось тяжелое для России смутное время, длившееся 20 лет и принесшее столько горя и страданий.

Если вы бывали в Москве, то наверняка видели на Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Обратите внимание на последовательность – первым стоит гражданин, а следом за ним идет князь, дворянин! Россия должным образом оценила подвиг Кузьмы Минина. Ведь этот человек не был политическим деятелем или военным стратегом, он был обычным торговцем мясом, но необычайно любил свою страну и обладал необыкновенной силой духа. Ведь это так непросто – взять на себя ответственность за то, что никто в то время не мог сделать. Когда силы России были истощены, когда люди были измучены войнами и смутой, он силой своего духа и личным примером сумел поднять народ и создать народное ополчение, которое, в конце концов, освободило Россию.

Духовная сила и чувство личной ответственности за судьбу своей страны, проявленные Мининым и Пожарским, стали незабываемым примером для всех российских граждан. Два века спустя, в 1812 году, когда армия Наполеона стала наступать на Россию, император Александр издал манифест, в котором он обращался к народу с такими словами: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом гражданине Минина. Соединитесь все, и никакие силы человеческие вас не одолеют».


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.