KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в образовательном процессе
Проблемы духовно-нравственного воспитания личности  в образовательном процессе
04 апреля 2016    Автор / Газукина Н., учитель начальных классов, СШ № 28 им. А. Молдагуловой, г. Тараз

Нравственное воспитание учащихся – одна из важных задач современной школы. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

В конце 80-х – начале 90-х годов в постсоветском обществе произошло много социальных, экономических, политических и культурных трансформаций. Для постсоветских регионов наступило время рыночных реформ, политической модернизации, государственной независимости. С выбором суверенного пути развития, ориентацией на рыночное хозяйствование Казахстан встал перед проблемой трансформации общественного знания.

Изменились ценности жизни (например, коллективизм стал заменяться корпоративностью и индивидуализмом, ценности личного плана стали важнее ценностей общественных, групповых), появился новый рыночный общественный уклад. Эти обстоятельства привели к поиску ценностей, которые могли бы способствовать становлению между нашими согражданами отношений добра, справедливости, взаимопомощи, терпимости, а также ценностей, которые бы способствовали раскрытию и реализации творческих возможностей каждой личности. В этих условиях изменились общественные идеалы и стереотипы поведения людей, поэтому потребовалось коренное преобразование содержания знаний, обновление методов и совершенствование технологий обучения и воспитания молодежи.

Казахстанская педагогическая наука оказалась перед сложной проблемой поиска, выбора и реализации педагогической доктрины воспитания личности нового типа. Основными чертами такой личности должны были стать: умение выбрать свой индивидуальный путь в условиях разнообразия жизненных условий, творческое и критическое мышление, толерантное отношение к другим, гуманизм, способность к самореализации, самоактивность, ответственность.

Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что без нравственно-духовной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

Именно поэтому в последнее десятилетие перед казахстанским обществом в целом и конкретно перед учителями, воспитателями, родителями со всей очевидностью встала проблема духовно-нравственного воспитания новых поколений.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме невежества? От этого зависит наш завтрашний день. (Рубинштейн С.Я. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981)

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее- синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30 и даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Характерными причинами данной ситуации явилось: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое снижение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, недостаточность патриотического воспитания; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для Казахстана, направленной на детей пропаганды жестокости, агрессивной рекламы. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и, соответственно, среди ценностей детей преобладают узколичные, «статусно-вещевые». (Харисов Ф. Школа как центр культуры – духовной и физической. // Воспитание школьников. – № 6. – 2000)

На нынешнем этапе обновления системы образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы в нашей школе был обеспечен приоритет воспитания, чтобы образование молодежи всегда опиралось на развитие ее добродетелей и созидательных качеств.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каким должен быть идеал? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Казахстан, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народа Республики Казахстан. Ведь основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям современной массовой культуры. (Кожахметова К.Ж. Этносоциальные основы нравственно-духовного воспитания школьников. // Евразия. – № 3. – 2003)

На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства.

Требования, предъявляемые к воспитанию поколения, отражены в Послании Президента страны народу Казахстана 1997 года «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 2007 года, в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка», в Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике». Были приняты «Концепция воспитания в системе непрерывного образования в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Указ Президента РК «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы» и т.д.

Наработан большой образовательный и пропагандистский ресурс, посредством которого организована воспитательная работа. Этот ресурс формируется из системы образовательных и воспитательных программ, а также внеучебных мероприятий.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

-       готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-       укрепление нравственности, основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-       формирование морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-       развитие нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-       принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

-       позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

-       готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-       способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-       трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

-       свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

-       сформированность идентичности гражданина Казахстана на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

-       готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

-       развитие патриотизма и гражданской солидарности;

-       укрепление целостности казахстанского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

-       повышение роли институтов гражданского общества, традиционных религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

-       укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

-       сформированность отношения к семье как к основе общества;

-       приобщение к ценностям и традициям семьи;

-       бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

-       законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

-       преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

-       укрепление и совершенствование правового государства;

-       повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

-       повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

-       укрепление национальной безопасности.

Содержание воспитания в школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимися, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что есть правовое государство? В чем состоит долг человека перед Отечеством, старшими поколениями, семьей? Почему необходим закон и правопорядок? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу.

Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию предмета «Самопознание», общеобразовательных дисциплин; произведений искусства, литературы и кино; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных религий; фольклора народов Казахстана; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в ражах педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не должны быть локализованы в содержании одного лишь «Самопознания», они должны пронизывать весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. В своей книге «Стратегия независимости» Н.А. Назарбаев пишет: «Пришло время определиться, каким мы хотим видеть свое будущее и будущее своих детей... Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми».

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившееся в последние годы, представление о школе как об учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающегося. Обучение – только один из компонентов личностного развития.

Новая казахстанская школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина Республики Казахстан, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни ребенка.

Тогда результатами системы духовно-нравственного воспитания станут:

-       повышение эрудиции и интеллектуальное развитие школьников;

-       осмысление отечественной истории и современных проблем Казахстана, исходя из самобытности его духовного исторического пути;

-       углубление духовно-нравственных ценностей воспитанников;

-       проявления ответственности, инициативности, милосердия в поступках учащихся;

-       формирование здорового эмоционально-психологического климата в школьном коллективе;

-      эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами художественной культуры;

-       социальная адаптация, подготовка учащихся к встрече с различными проявлениями религиозности в окружающей действительности.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.