KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовные ценности – основа культуры человечества
Духовные ценности – основа культуры человечества
04 апреля 2016    Автор / Керимбаева С., редактор, ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Культура является полем деятельности человека, ареной для сущностного проявления его духовных, художественных, эмоциональных сил, отражает становление человечества. Иначе говоря, культура является системой духовных ценностей человека и отражает процесс гуманизации человека.

Система ценностей является ядром культуры: она определяет поведение человека в обществе, его менталитет и особенности национального самосознания. Именно система ценностей определяет принадлежность культуры к тому или иному типу цивилизации, «определяет отношения людей в семье, в быту, на производстве, в социально-политической сфере деятельности, в области научно-технического творчества, а также взаимодействие между этносами, нациями, государствами, цивилизациями». (Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., 2003. – С. 330-331.)

Кроме того, система ценностей, как ядро культуры, определяет условия диалога и взаимодействия различных культур и цивилизаций. По словам Л. Подлесной, система общечеловеческих ценностей, являясь стержнем и квинтэссенцией культуры, «цементирует» и гарантирует единство человечества. Благодаря общечеловеческим ценностям культура является феноменом диалогичным; культура – это диалог с прошлым, с другими эпохами, с другими людьми. (Подлесная Л.С., Дуб С.К. Национальные и общечеловеческие ценности в условиях глобализации // Гуманитарный журнал. - № 2-3, 2012.)

Таким образом, ценности, лежащие в основе культуры, определяют моральный, нравственный, культурный облик той или иной страны, общества, семьи и каждого отдельного человека. Общечеловеческие ценности, объединяя все человеческое сообщество, способствуют целостности мира, гармоничному сосуществованию отдельных стран и регионов.

Однако нельзя не заметить и обратных тенденций – размывания нравственных устоев современного глобализованного общества и утрату духовно-нравственных ценностей. Так, современному обществу присущи: приоритет сиюминутных чувственных наслаждений над стремлением к труду и познанию, утрата установки на развитие семейно-родовых отношений, крайний индивидуализм, стремление современной молодежи вести обособленный образ жизни, позволяющий ни за что не нести ответственности. Отсутствует культура разумного и умеренного потребления, – потребительская психология отодвинула высшие духовные и гражданские ценности на второй, а то и на третий план.

Все эти особенности общественного сознания определяются тем, что развитие техники и науки намного опередило развитие этических качеств и свойств личности – умение сотрудничать, сопереживать, проявлять взаимопонимание, нести ответственность, быть честным, милосердным, стремиться к познанию и самореализации.

Наша эпоха – это эпоха невиданного расцвета научно-технического прогресса. Без научно-технического прогресса, без качественного улучшения материальной стороны жизни человека невозможно существование человечества, однако не просто существовать, но выжить человечество не сможет, в первую очередь, без духовного возрождения (Н. Чавчавадзе). Именно система духовных общечеловеческих ценностей, как ядро социокультурного строя, определяет облик культур и цивилизаций и является основой диалога между ними. (Каландия И.Д. Система общечеловеческих ценностей в динамике и диалоге цивилизаций в условиях глобализации / Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб., 2004.)

Поэтому очень актуальны сегодня размышления ученых-гуманистов о моделях развития общества на основе общечеловеческих, национальных и межнациональных ценностей, гармонично сосуществующих в едином пространстве. Только такое единство ценностей способствует движению всего человечества к равноправному диалогу, сотрудничеству и партнерству цивилизаций и стран. В связи с этим очень важно направить усилия ученых, педагогов, общественных деятелей на наполнение системы образования детей и молодежи такой системой ценностей, которая бы развивала идеи согласия, сотрудничества, диалога культур и цивилизаций. Такие идеи должны исходить из того, что каждая культура является уникальным способом выражения духа, ценностей, художественных сил народа, каждая культура самобытна и достойна права на свободу и свой собственный путь развития. Соответственно, мировая культура богата тем, что является сокровищницей общечеловеческих ценностей, целостным единством уникальных народных культур. Именно такой диалог культур и цивилизаций на основе сосуществования общечеловеческих и национальных ценностей, сохранения всего богатства мировой культуры, его красок и оттенков, является целью гармонично развивающегося человечества.

Вот что пишет об общечеловеческих ценностях как стержне мировой культуры Л. Подлесная: «…Наиболее фундаментальные «общечеловеческие ценности» стоят выше любых осознаваемых или декларируемых интересов не только отдельных людей, но и тех или иных социальных групп, этносов или государств. Общечеловеческие ценности (поскольку они связаны с породившими их духовными источниками) не всегда можно выразить рационально, их можно сравнивать с Нравственным законом, Истиной. Но постигать Истину или соблюдать Нравственный закон можно по-разному. То есть, проблема состоит не в выборе общечеловеческих ценностей или их приоритетности, и даже не в них самих, а в том, насколько адекватно они воплощены в национальных культурах и в способности планетарного взаимодействия культур». (Подлесная Л.С., Дуб С.К. Национальные и общечеловеческие ценности в условиях глобализации // Гуманитарный журнал. - № 2-3, 2012.)

Таким образом, народ, как и человек, немыслим без души. А душа народа отражается в его системе ценностей, в его культуре. Именно система ценностей является тем стержнем, вокруг которого формируется и держится народ. (Смотрицкий Е. Пространство и время ценностей. // RELGA научно-культурологический журнал - № 17(197), 2009.) Соответственно, утрата системы национальных ценностей, отказ от своей культуры ведет к утрате народом своего национального колорита, своего «культурного облика», своей самобытности. Но и гармоничное встраивание в общемировые процессы тоже необходимо, т.к. традиционная система ценностей просто несовместима с новым социально-экономическим укладом жизни. Поэтому нужна мера, не позволяющая перейти на периферию мировой культуры, и в то же время позволяющая сохранить свою национальную самобытность. Такой срединный путь возможен только в национальном пространстве, защищенном государством. В этом случае возможно развитие нации на основе национальных ценностей в реальном пространстве и времени культуры. Именно поэтому современное общество нуждается в разработке новой, адекватной современным социально-экономическим реалиям, системе общечеловеческих и национальных ценностей.

Такие ценностные установки и ориентации необходимо развивать через консолидацию общества, государственную информационную политику, комплекс национальных праздников и традиций, и прежде всего через систему образования.

В системе казахстанского образования такую ключевую роль в формировании ценностных установок подрастающего поколения выполняет программа нравственно-духовного образования «Самопознание». Несомненно, дисциплина «Самопознание» на сегодняшний день вышла за рамки отдельного учебного предмета и стала метапредметом, объединяющим все предметы гуманитарного цикла в единое целостное образовательное пространство. А, интегрируясь в предметы естественнонаучного цикла, «Самопознание» обогащает их содержание качественно новым ценностным, духовно-нравственным смыслом.

Но прежде всего, наиболее значимый аспект влияния программы нравственно-духовного образования «Самопознание» заключается в том, что она гармонично консолидирует общечеловеческие ценности и ценности национальной культуры в казахстанском обществе, таким образом обеспечивая сохранение общечеловеческих и национальных идеалов, государственной независимости и единства народа Казахстана, ценностей семьи и личности каждого гражданина.

Следует также отметить, что общечеловеческие духовные ценности познаются только через призму национальной духовной культуры. Так, каждая национальная духовная культура отражает одни и те же вечные общечеловеческие ценности: истину, любовь, совесть, справедливость, сострадание, уважение к старшим и др. А потому в процессе нравственно-духовного образования самосознание школьника расширяется от национального до мирового через изучение духовного и культурного наследия своего народа как сокровищницы общечеловеческих ценностей.  (Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. / Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013. – 128 с.)

Вектор развития Республики Казахстан определяет образ нашей страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека, ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности» (Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Февраль 2005 г.). Ясно, что такой образ предполагает становление каждого казахстанца как гармонично развитой целостной личности, а эта задача – задача гармоничного развития личности – может быть решена только через воспитание и образование, и в первую очередь через ценностное освоение человеком лучших образцов мировой и национальной культуры. Ведь именно образование обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности. (Кудышева Б. Вечная страна – вечные ценности // Самопознание.kz - № 2(50), 2014. – С. 18-20.)

В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева«Нұрлы Жол – путь в будущее» отражены главные ценности, определяющие будущий облик нашей страны, перспективы ее развития и судьбу каждого казахстанца. Утверждены идеи толерантности и межэтнического согласия, духовного единства, сплоченности народа Казахстана. Отражена национальная идея, объединяющая людей в единый народ. Именно наличие четкой национальной идеи обеспечивает развитие народа к процветанию и величию, а мощный национальный дух, основанный на богатой национальной культуре, приверженности многовековым ценностям своего народа и высоком чувстве патриотизма, способствует всестороннему культурному, интеллектуальному, экономическому, технологическому развитию страны.

Таким образом, только через единство национального и общечеловеческого возможно благополучное и гармоничное развитие потенциала общества. В нашей стране такое единство национальных и общечеловеческих ценностей обеспечивается благодаря национальной идее, выраженной Лидером нации в Посланиях народу Казахстана, а также во многом благодаря программе нравственно-духовного образования «Самопознание», направленной на воспитание в человеке чувства собственного достоинства, потребности в самосовершенствовании, умения нести ответственность за свою судьбу, и в целом – утверждающей безусловную ценность человека. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.