KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Читая «Книгу Слов» Абая
Читая «Книгу Слов» Абая
04 апреля 2016    Автор / Бедельбаева З., зав. библиотекой, ОСШ № 4, г. Балхаш, Карагандинская обл.

Цель: расширение представлений учащихся о значении личности Абая Кунанбаева как патриота, гражданина, поэта и мыслителя.

Задачи:

-       прививать учащимся такие нравственные ценности как доброта, трудолюбие, справедливость, любовь к Родине;

-       содействовать развитию творческих способностей учащихся;

-       развивать в учащихся навыки выразительного чтения, умения делать самостоятельные выводы, инсценировать текст.

Ресурсы: портрет Абая, выставка книг Абая, интерактивная доска, слайдовая презентация.

 

Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая – это

дыхание времени, голос самого народа. Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами, крепнет и набирает новую мощь.

Мухтар Ауэзов

 

Ход мероприятия

 

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, что у каждого народа на определенном этапе развития найдется свой гений, гордость нации, которые постоянно питают его своей живительной влагой, и творения которых выражают суть души этого народа. Таким для казахов является выдающийся поэт и мыслитель Абай Кунанбаев.

«Известно, что Абай всегда мечтал быть не сыном отца, а сыном Отечества. И сегодня он достиг своей мечты и гордо восседает на самом почетном месте нашего торжества как признанный всем миром мудрый и прозорливый Учитель, Поэт и Гений человечества», – это слова признания, произнесенные Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Ими открывается книжная миниатюра «Абай». В эту миниатюрную книгу вошли лучшие поэтические произведения Абая и его знаменитые «Слова назидания». Давно ставшие достоянием всего человечества, они, безусловно, отвечают самым высоким требованиям читателя. Сегодня глубоко современны идеи Абая о том, что народы должны жить в мире. Абай воспринимал человечество в единстве, не разделяя Восток и Запад.

(На интерактивной доске фоном к словам библиотекаря, учителя и учеников демонстрируется мультимедийная презентация об Абае.)

 

Учитель:Поэзия Абая – откровение, потрясающее сердце и разум, проза поэта – серьезный повод для размышлений как когда-то для его современника, так и для нынешнего читателя. Все созданное Абаем высокохудожественно и удивительно созвучно нашему времени. Проблемы, поднимаемые им, остаются острыми и актуальными, и он не только задает нам вопросы, но и помогает найти ответы.

Через творчество Абая Кунанбаева весь мир узнаёт Казахстан. Слово его красочно и многолико, выразительно, емко, мудро, лирично и эмоционально, его произведения неизменно вызывают отклик в душе человека, открывающего книгу Абая в разных концах света.

 

Ученик 1:Каждая страница Абая – собрание мудрых уроков.

«Слова назидания» Абая переведены на многие языки и актуальны по сей день, весь мир постигает мудрость и красоту слов великого сына казахской степи. Слово Поэта не осталось не услышанным. В философской книге «Слова назидания» Абай доверительно и проникновенно пишет о неприемлемых для человека качествах, таких как лень, праздность, невежество, о важности труда и просвещения в жизни человека. Сокровенные думы поэта о гражданском долге человека, о смысле его жизни адресованы молодому поколению: «Ты – кирпичик в мироздании, найди свое место…».

(Библиотекарь и учитель демонстрируют учащимся выставку книг Абая Кунанбаева.)

 

Ученик 2:

Будь разборчив в пути своем;

Если ты талантлив – гордись

И надежным лишь кирпичом

В стену строящуюся ложись.

Убегающий видит путь,

Догоняющий вслед спешит.

Воля с разумом их ведут.

Справедливость – вот свет души.

 

Ученик 3:Ряд «Слов назидания» представляет собой наставления мудреца, познавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, науке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания», мы видим образ гражданина-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глубоко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любовью к народу, родной стране. Он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены.

Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее».

 

Ученик 4: «Слово тридцать первое» говорит: для того чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.

·        Первое: надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.

·        Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду.

·        Третье: следует по нескольку раз повторять про себя услышанное, чтобы закрепить его в памяти.

·        Четвертое: надо держаться подальше от вещей, которое изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства. Таких вещей, кстати, тоже четыре. Это бездумность и беспечность, зубоскальство, меланхолия и пагубное пристрастие к какому-то пороку. Вот эти четыре порока способны разрушить и ум и талант.

 

Ученик 5:Если человек, хочет добиться чего-нибудь в жизни, он никогда не будет стоять на месте. Он с детства будет находиться в движении. Его не победят лень и трусость. Иди вперёд, иди к своей цели. Ничего не бойся, ибо всё в этой жизни создано для тебя.

У каждого человека своя жизнь, которая дана ему всевышними силами, и никто кроме этих сил не вправе забрать её. Главное – найти цель в жизни, быть в постоянном движении, неустанном поиске, иначе рано или поздно ты поймёшь, что прожил не зря.

 

Ученик 6:Чувство и Разум спорили о том, кто из них важнее, у кого из них есть право руководить поступками человека.

Чувство сказало: Я – Чувство, живущее в душе человека. Я – строитель человеческого характера и судьбы. Я – первое, что получает удар от столкновения с жизнью. Я оберегаю внутренний мир человека, его собственное «Я». Бывает, я заставляю идти человека на такие поступки, которые приносят боль и омрачают душу.

Разум ответил: Только я знаю, как надо поступать, чтобы не ошибиться. Я знаю, что хорошо, что плохо для человека. Я направляю моего хозяина по жизни и воспринимаю все слова и события первым. Бывает, я сковываю действия человека.

Спор Чувства и Разума услышало Сердце и сказало им: Вы должны жить в мире и согласии. Вы должны объединиться во имя добра и надежды, во имя всех светлых чувств и мыслей. Только так вы поможете человеку в том, чтобы он никогда не жалел о прожитых днях!

 

Библиотекарь:«Несмотря ни на что нужно оставаться человеком» – эти слова наставляют человека на истинный путь. Кем бы ни был человек, он должен помнить об этом. Ребёнку с детства твердят, что он должен стать хорошим человеком. Но не каждому это удаётся, потому что, взрослея, у человека появляются искушения, которым он поддаётся.

Читайте мудрые назидания, они помогают человеку жить и позволяют избежать многих ошибок.

 

Ученик 7:

Я много разных слов сказал,

Обдумав, рифмой их связал.

Дорогу к совести и чести,

И к исправленью указал.

 

Велеречива наша речь,

Ей к славе будущего течь.

А наши души нам не просто

От пустословья уберечь.

 

Храни, народ мой, слова суть,

Вперед определяя путь.

Встречай со всеми праздник жизни

Достойно, а не как-нибудь.

 

Не заблудись! А точно знай

Дорогу в ад и тропку в рай.

И, принимая опыт мира,

Свой скот пасти не забывай.

 

Учитель: Живучесть стихов Абая не только в красоте их слога, но и в том, что они несут глубокие мысли. Каждый черпает в них что-то свое. «Если найдется человек, который увидит здесь нужное для него слово, то пусть выпишет слово и сделает его делом…», – такова одна из первых строк «Слов назидания» Абая. В них простота и мудрость поэта, доступная всем.

Дорогие ребята, ищите и вы в Словах Абая мудрость, и вы непременно ее найдете. До новых встреч!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.