KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
К вопросу об антропологической природе образования
К вопросу об антропологической природе образования
26 апреля 2022    Автор / Б. К. Кудышева, к.п.н., в.н.с., НИГРЧ, г. Алматы, ассоциированный профессор, кафедра педагогики и психологии, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск

В современной педагогике утверждается новое понимание личности, которая наряду с социальными качествами наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции. Это предопределяет ее приоритетную роль в педагогическом процессе, в котором она становится системообразующим началом. За учащимся закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью.

Создание условий для развития и осознания школьником своего субъектного опыта, индивидуально-личностных особенностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования.

В психологических исследованиях, наряду с интеоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), большое значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим механизмам индивидуального развития [1].

Антропологический смысл образования направлен на актуализацию активной роли образовывающегося человека в обретении собственного образа. Ибо, какова бы ни была культура, человек всегда сам и только сам в процессе собственной деятельности распредмечивает ее и опредмечивает себя в ней. Деятельность, лежащая в основе образования, всегда будет только и исключительно деятельностью самого человека, выражением его собственной активности.

Образование человека социально, так как является характеристикой специфически человеческого типа взаимосвязи, воплощенного в общественных отношениях и институтах. Образование отдельного человека призвано придать ему образ, который содержит в органическом единстве общие, особенные и единичные человеческие характеристики [2].

На уровне общих характеристик человек обретает в образовании свои родовые черты, некие универсальные свойства, делающие его человеком как таковым независимо от конкретного социокультурного наполнения. Он становится существом, обретающим свое собственное Я, развитым телесно, душевно и духовно, способным осваивать, воспроизводить и преобразовывать культуру, осуществлять предметную деятельность, жить в системе социальных отношений с другими людьми, общаться с ними, познавать окружающий мир и себя в мире, рационально мыслить, совершать волевые поступки, эмоционально относиться к себе и миру.

На уровне особенных характеристик образование приводит к наполнению всех указанных свойств человека конкретным социокультурным содержанием в зависимости от места, времени и условий его жизни, принадлежности к половозрастным, этнонациональным, социально-классовым, религиозно-конфессиональным, профессиональным и другим общественным группам. Иными словами, человек образовывается в зависимости от типа культуры и общества, в которых он живет. Он обретает образ, созвучный эпохе своего бытия, соответствующий определенному историческому типу личности, способному успешно реализовывать социально типические формы культурного поведения в конкретных ситуациях общественной жизни.

На уровне единичного образование оказывается неразрывно связанным с реализацией уникально неповторимых свойств каждого отдельного человека, с его самоидентификацией, самоопределением, самореализацией. На этом уровне образование предстает как генезис индивидуальности человека, простраивающего свою уникальную, неповторимую траекторию жизненного пути в рамках конкретных социокультурных условий и детерминант, потребностей и возможностей.

Реализуя себя, человек обретает тот образ, который задается социокультурным контекстом его жизни, тем контекстом, в котором и благодаря которому осуществляется само образование. Каждое конкретное общество, каждая конкретная культура несут в себе необходимые образы-образцы, обусловленные наличными социокультурными рамками. Именно к этим образам-образцам и устремляет образование становящегося человека, именно они, как правило, и определяют генезис его особенных личностных характеристик. С ними связана как возможность осуществления родовых качеств человека (общих характеристик), так и его индивидуальности (единичных характеристик).

Феномен образования в широком антропологическом смысле характеризует непрерывно-дискретный процесс становления человека. В каждый момент своего бытия человек уже образован, ибо обладает неким образом; и еще образовывается, ибо его образ меняется, имеет определенную динамику. Этот процесс и составляет антропологическую природу образования.

Трактовка образования как основного пути самопознания человека, позволяет осмыслить этот процесс как непрерывную реализацию возможностей человека, его вариативную актуализацию и самоосуществление в пространстве культуры и общества.

М. Н. Берулава отмечает, что при характеристике педагогической технологии определяющее значение имеет позиция ребенка в образовательном процессе: «Любое содержание образования, любые педагогические технологии могут быть средством саморазвития личности только тогда, когда они опосредствованы ее внутренними условиями».

Образовательная технология является личностно-ориентированной, если ее главной ценностью и целью провозглашается уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих потенциальных возможностей, и эта гуманистическая установка предопределяет содержательно-процессуальные особенности образовательного процесса. Личностная ориентация, или другими словами, ориентация на человека, предполагает, что система ценностей, целей, духа становится первостепенной по отношению к технологичности.

Личностно-ориентированный подход нацелен на приоритет индивидуальности. Он основывается на признании за учеником права выбора направления саморазвития, проживания им своего возрастного периода как самоценного и социально значимого для саморазвития и самореализации. Он нацелен на то, чтобы научить способам стимулирования, самопознания, самоопределения, самоорганизации, побуждающим к саморазвитию, определить пути преодоления препятствий, мешающих сохранить свое человеческое достоинство, самостоятельно достигать желаемых результатов.

Если традиционные педагогические технологии ориентированы на объяснение как проявление доминирующей роли педагога, то в личностно-ориентированном образовании на первый план выступает взаимопонимание.

В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом.

·      При объяснении существует только одно сознание, один субъект, монолог. Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание.

·      При понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

На практике, как правило, прослеживается определенная последовательность перехода от педагогики руководства к педагогике сотрудничества: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними.

К основополагающим идеям и принципам личностно-ориентированнного подхода относятся принципы самоактуализации, индивидуализации, субъектности, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Создание атмосферы, обращенной к человеческой личности, объективно требует построения и устойчивого функционирования такой педагогической системы, которая обеспечивала бы гуманистическое преобразование внутреннего мира учащегося во всей его целостности, многообразной субъективности.

Личность самоорганизующаяся система, способная самостоятельно и целесообразно структурировать собственную деятельность на основе гуманистических ценностей.

Основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования являются творчество, исследовательский поиск. В связи с тем, что духовные, физические, интеллектуальные возможности ребенка еще не позволяют ему самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами, он нуждается в педагогической помощи и поддержке. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Слово поддержка в толковых словарях определяется как помощь, содействие, происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:

1) придержав, не дать упасть;

2) оказать помощь, содействие;

3) выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

4) не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь [3].

Если перенести эти значения в сферу образовательную, то получается, что педагогическая поддержка – это модель СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества педагога и обучащихся в решении их жизненных и академических проблем.

Педагогическая поддержка – это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека и его САМОпроцессам, проявляемым в действии. Их великое множество:


САМОпознание,

САМОнаблюдение,

САМОлюбие,

САМОвнушение,

САМОпожертвование,

САМОкритика,

САМОпрогноз,

САМОанализ,

САМОорганизация,

САМОуправление,

САМОдеятельность,

САМОразвитие,

САМОреализация,

САМОдостаточность, САМОвоспитание,

САМОактуализация [4].


 

Педагогическая поддержка предполагает отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидания, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, выдвижение ограничивающих односторонних условий, манипулирование общественным мнением, требование беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию. Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению учащихся, замыканию их на своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности».

В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат... Но главное – обучающийся должен жить и развиваться в пространстве любви.

В современной гуманистической педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога [5].

1.    Любовь к воспитаннику и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

2.    Приверженность диалоговым формам общения с учащимися, умение говорить с ними по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать.

3.   Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого человека.

4.   Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при их решении.

5.   Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли обучающегося и его права на собственное волеизъявление.

6.   Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование к самоанализу.

7.   Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Поддержка выражает гуманистическую позицию педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.

Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. А. Амонашвили:

·       любить ребенка;

·       очеловечить среду, в которой он живет;

·       прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять, помня о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, нормы и идеалы, обращенность к человеку.

Как отмечают исследователи, такой подход сопряжен с созданием совокупности условий, обеспечивающих полноценное проявление и развитие личностных функций образовательного процесса. По образному выражению В. В. Серикова, он означает приобретение в процессе образования «опыта быть личностью».

Понимание и открытие учеником себя, начиная с обретения внутренней свободы, основывается на уважении к себе как личности и как частице всего человеческого рода, а значит и опыта, уважение к которому обогащает и придает смысл жизни. Каждый учащийся имеет право быть самим собой, реализующееся через создание условий для раскрытия его личности, при помощи веры в его творческие силы, заложенные в детской душе.

Гуманистическую суть педагогики сотрудничества известный учитель-новатор Е. Н. Ильин емко выразил в пяти глаголах: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Педагогическая поддержка – это модель СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества педагога и учащихся в решении их жизненных и академических проблем.

Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает:

·      взаимопонимание,

·      опору на лучшие стороны друг друга;

·      доброжелательные и доверительные взаимоотношения;

·      активность взаимодействующих сторон в общении и деятельности;

·      совместно осознанные и принятые цели и правила действий;

·      положительное влияние друг на друга детей и педагогов, стимулирующее их нравственный и творческий рост.

Как видим, гуманизация образования составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих отношений между ними в педагогическом процессе. Гуманная педагогика видит в поддержке ключ к построению глубокого общения, постоянным душевным контактам, доверительности и надежности, созданию условий для решения проблем обучающегося им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно.

В каждом учебном учреждении должна создаваться особая гуманистическая среда, позволяющая прожить детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия. Такая педагогическая система создает целостное пространство любви и заботы, учитывает особенности внутреннего мира каждого ребенка, ее эмоционально-чувственный и ментальный опыт.

Отношения учитель – ученик в парадигме самопознания предполагают совместное приобщение к общему полю духовности. Учитель являет собой нравственный образец, которому подражает и которому следует ученик, чтобы открыть в себе заветный духовный источник, ведущий к нравственному самосовершенствованию.

Главной миссией учителя становится педагогическая поддержка процессов самопознания и саморазвития учащихся. Преподавание и учение составляют единый процесс обучения, служащий гармоничному развитию личности учащихся.

Педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников является главным условием формирования у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

 

Литература

1.    Ли Е. П. Социально-психологические механизмы гуманизации межличностного взаимодействия детей в подростковом возрасте. – Ярославль, 2012.

2.    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

3.    Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

4.    Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М., 1999.

5.    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.