KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Роль нравственно-духовного образования в процессе коммуникации и социализации подростков
Роль нравственно-духовного образования в процессе коммуникации и социализации подростков
26 апреля 2022    Автор / Л. К. Мирманова, специалист отдела стратегии и корпоративного управления, НИГРЧ, г. Алматы

Человек создан для общества.

Он не способен и не имеет

мужества жить один.

Уильям Блэкстон,

английский политик, юрист,

философ, историк права

 

В современном мире развитие науки, техники и информационных технологий достигло высочайшего уровня. Однако следует признать, что нравственные устои, морально-этические нормы и принципы в современном обществе низведены до критически опасного показателя.

Ситуация в мире становится все более напряженной: террористические акты, военные конфликты, рост суицидальных настроений, загрязнение окружающей среды, социальное неравенство и сиротство, брошенные на произвол судьбы представители старшего поколения и т. д. К великому сожалению, этот печальный перечень можно продолжать очень долго…

Уже давно стало аксиомой, что научные достижения без духовности, знания без нравственности, бизнес без малейших понятий о морали и социальной ответственности наносят непоправимый вред обществу.

В связи с этим нравственно-духовное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенное, первостепенное значение. Одновременно с социально-экономическими и общественно-политическими преобразованиями в нашей стране идет активный процесс формирования нового поколения – людей миллениума и XXI столетия. И этот процесс во многом зависит от дальнейшего развития воспитательной системы, основанной на вечных, незыблемых и непреходящих общечеловеческих ценностях.

Научить подростка жить оптимально комфортно в современном обществе – важная и архисложная задача. Ее решение заключается в том, чтобы помочь юному человеку найти, познать себя, определить свое место в этом мире. Это требует осмысления и в профессиональном самоопределении и самореализации в избранной сфере деятельности.

Развитие любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии представителей подрастающего поколения в общественной жизни страны. Это возможно только через формирование у молодежи высоких нравственно-духовных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, природе, уважения к культуре своего народа и самобытности всех наций, этносов и этнических групп, населяющих территорию нашей многонациональной страны. Это требует выработки новых подходов к образовательному процессу.

В этой связи возрастает личная и социальная ответственность педагогических коллективов учреждений среднего образования. Результаты нравственно-духовного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в их работе. Предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все чаще происходят социальные вызовы, влияющие на состояние общественных настроений, стабильность и даже государственную и гражданскую безопасность…

Чтобы наши дети смогли понять и принять правила бесконфликтного сосуществования в социуме, необходимо учитывать современные реалии и новые подходы к воспитательному процессу. В системе образования должна быть создана личностно-развивающая и воспитывающая среда – пространство, в котором имеются все условия для саморазвития, самоактуализации (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей) и самореализации учащихся.

При организации образовательного процесса необходимо способствовать освоению ребенком культуры и опыта, наработанного человечеством; формированию личности, которая бы умела самостоятельно планировать и строить свою жизнь в будущем. Необходимо научить детей самостоятельно или при помощи старших (педагогов, родителей) решать возникающие проблемные ситуации. Уже с младшего школьного возраста важно воспитать в ребенке стремление к самостоятельному выбору, размышлениям о своем будущем.

В современных социокультурных условиях требуется отношение к формирующейся личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает личностная социализация, в ходе которой ребенок пытается приспособиться к социальным условиям, которые часто сопровождаются давлением на него, и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий и именно они стимулируют внутренний прогресс. Эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребенка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства к учреждениям образования.

Современное состояние общества ставит перед образовательной системой задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, т. е. адаптировать его к активной деятельности в социуме, получению и накоплению им социального опыта.

Социальная адаптация – это совместная работа личности, среды, окружения, сверстников, воспитателей, педагогов и родителей. Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для их самореализации.

Основы успешного процесса социализации закладываются уже в раннем возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок. Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу физического, психического и духовного здоровья (потребность в безопасности, любви, внимании, границах своего личного жизненного пространства, признании и т. д.), закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.

Основное назначение нравственно-духовного образования как раз и заключается в формировании системы ценностей личности, ее целеполагания, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающим людям, обществу, миру, практических навыков, без которых невозможно сосуществование в обществе.

Утверждение о том, что человек не может жить в обществе и быть свободным от общества, принадлежит В. И. Ленину. С этим трудно не согласиться, потому что именно жизнь в социуме и взаимодействие с разными людьми помогают человеку адаптироваться в нем, развить у себя социально значимые и важные черты характера.

Человек находится в обществе постоянно, начиная с самого рождения. В первые годы жизни общество для ребенка представлено, как правило, только членами семьи и близкими родственниками. Но со временем контактная среда постепенно расширяется. Когда малыш идет в детский сад, он вынужден подчиняться требованиям, принятым в данном дошкольном учреждении. И этот факт становится самым первым социальным опытом жизни в обществе, когда необходимо подчиняться общепринятым нормам и правилам поведения.

Но для социализации личности наиболее значимую роль играет все же школа. Ведь именно в этом образовательном учреждении дети впервые знакомятся с понятиями ответственность, уважение, чувство долга, взаимопомощь и др. Именно в школьные годы формируются крепкие дружеские связи между одноклассниками, которые часто сохраняются в течение всей дальнейшей жизни человека…

Одним из наиболее эффективных средств воспитания гуманности и развития социального опыта является волонтерская деятельность, направленная на вовлечение обучающихся в социально значимые мероприятия по оказанию прямой практической помощи тем, кто в ней нуждается. Именно волонтерская деятельность способствует формированию таких качеств, как милосердие, отзывчивость, сострадание, доброжелательность, уважение, внимательность и др.  

Представляя личность как биосоциальное явление, нельзя забывать о ее индивидуальных особенностях, а именно: потребностях, интересах и увлечениях, характере, мировоззрении, силе воли, уровне физического, интеллектуального, психологического и морально-нравственного развития, объеме знаний, способности ориентации в обществе и т. д. Необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир, понимает структуру общественных отношений, как он общается с другими людьми.

Социально-личностное развитие современных подростков – процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребенка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, отточенных профессиональных знаний, в том числе основ детской физиологии и психологии.

Основой полноценной социализации современного подростка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший и его любят. Взрослым необходимо заботиться об эмоциональном благополучии детей (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы и возможности), уважать и ценить их независимо от достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с ними доверительные отношения; способствовать развитию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время и т. д.).

В конечном итоге подобное активное участие взрослых в процессе социализации подростка влияет на формирование его личностных качеств, раскрытие потенциальных возможностей, помогает развивать чувство самоуважения и собственного достоинства, направлять его на совершение благородных поступков во благо людям и обществу.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.