KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Интегрированные занятия по музыкальному воспитанию как одно из условий развития творчества дошкольников
Интегрированные занятия по музыкальному воспитанию   как одно из условий развития творчества дошкольников
03 февраля 2014    Автор / Л. Коробко, муз. руководитель, д/с № 16 «Алтынай»


Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека.

В.А. Сухомлинский

 

Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально – эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека.

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. Воспитание современного человека, наряду с наукой, искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств, в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Музыка является также одним из способов для реализации креативности, а также возможностей для реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. По выражению Д.Б. Кабалевского, любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует его музыкальные способности, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания.

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, одним из важнейших показателей которой является творческое развитие.

В дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности.

Обратим внимание на интегрированные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаза и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Исходя из этого, в своей работе по развитию творческих способностей детей попытаюсь обосновать значение интегрированных занятий по музыкальному воспитанию.

Актуальность выбранного направления заключается в следующем: интеграция разных видов музыкальной творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира и даёт способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.

Основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, мелодию, ритм, голос, интонацию, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Интегрированные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных, изобразительных и художественных произведений.

В подготовке и проведении интегрированных занятий я использую:

·        формы и методы программы по нравственно-духовному воспитанию предмета «Самопознание»;

·        элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,

·        приемы и методы, предложенными К. Орфом;

·        элементы психогимнастики Чистяковой.

Предмет «Самопознание», призванный возродить нравственно-духовное воспитание через знакомство с общечеловеческими ценностями, в последнее время вышел за рамки эксперимента благодаря интеграции образовательного процесса.

На интегрированных занятиях наряду с задачами эстетического воспитания решаются и задачи нравственного развития дошкольников. Дети слушают произведения русских, казахских, зарубежных композиторов. Я помогаю детям  услышать, почувствовать и полюбить мелодии своего народа, гордиться принадлежностью к своей стране, что углубляет чувство любви к Родине. Предоставляю возможность петь песни о Родине, о праздниках, о труде людей, о дружбе, о природе нашей страны. Ведь «это важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе», как утверждает С.А. Назарбаева.

Гимнастика Стрельниковой благотворно влияет на весь организм в целом. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье детей. Как пишет в своей книге «Этика жизни» С.А. Назарбаева: «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми…». На занятиях я учу детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей ребенка, дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. На занятиях дети играли в оркестры на разнообразных детских музыкальных инструментах, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцевали легкие детские танцы, превращали стихи в музыкальные пьесы, сочиняли музыку к сказкам. В ходе занятий дети придумывают различные музыкальные истории с помощью различных музыкальных инструментов, инструментов по системе К. Орфа («Продолжи сказку», «Расскажи сказку»). Особую роль уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции.

Каждое занятие начинаю с артикуляционой гимнастики. Часто провожу развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Передай позу», «В доме моем тишина», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Использую игры «Веселые превращения», «Игры с воображаемыми предметами», «Дождик накрапывает» (звучащие жесты). Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), этюды на основные эмоции «Грусть», «Радость».

В процессе интегрированных занятий дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и длительного общения детей со взрослыми.

На интегрированных занятиях у детей формируется образное мышление, накапливаются представления и впечатления о музыке, словарный запас, жизненный опыт.

Диаграмма 1.

Уровни музыкального творчества на начальном этапе






Диаграмма 2

Уровни музыкального творчества на заключительном этапе


 

Такие занятия помогают «раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверить в собственные силы, в свое предназначение! Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру Любви и Милосердия», как утверждает С.А. Назарбаева.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. Вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.