KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Подготовка будущих учителей начальных классов к использованию информационных и коммуникационных технологии в условиях инклюзивного образования
Подготовка будущих учителей начальных классов к использованию информационных и коммуникационных технологии  в условиях инклюзивного образования
30 июня 2016   

По статистике и по имеющемся оценкам мирового общества существуют 186 миллионов детей с ограниченными возможностями, которые не получили начальное школьное образование.

Таким образом, дети-инвалиды составляет самую значительную наиболее ущемленную группу меньшинства в мире с точки зрения образования. Одновременно как правительства, так и органы образования сталкиваются с вызовом в форме достижения целей развития, поставленных в Декларации тысячелетия, где ставится задача к 2015 году добиться полного охвата всех детей и получения ими начального школьного образования. (2 ЦРДТ ООН, «Цель 2: обеспечение всеобщего начального образования», задача 1: «Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире – как у мальчиков, так и у девочек – была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование»[1].

Если рассмотреть эту статистику в нашей стране, то наши дети с ограниченными возможностями получают начальное школьное образование только в специализированных учреждениях. Естественно такой подход к образованию не полностью обеспечивает детей включение в социальное общество. На данный момент  в Республике Казахстан государственная политика в области  информационных и коммуникационных технологии выглядит следующим образом:

1.Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения;

2. Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры организаций образования;

3. Технологическая и техническая поддержка инфраструктуры;

4. Создание системы открытого дистанционного обучения;

5. Создание отечественных цифровых образовательных ресурсов;

6. Внедрение информационной системы управления образованием (ИСУО);

7. Подготовка педагогических и управленческих кадров[2].

Цель исследования данной статьи является изучение основных проблеми выявление практических навыков и умении по использованию  информационных и коммуникационных технологии будущих уителей начальных классов в условиях инклюзивного образования.

Наиболее универсальна трактовка  инклюзивного образования как педагогического и социального феномена, предоставляющего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения.

Обучение детей в специальных классах организуется в соответствии с нормативными документами. В условиях школы сформирована соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя: Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы; Закон Республики Казахстан «О браке и семье»; Закон Республики Казахстан «О правах ребёнка в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; Закон Республики Казахстан «Об образовании»; Конституция Республики Казахстан; методические рекомендации по организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями (№ 730 от 24.11.2005 года); положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах Республики Казахстан; рекомендации организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (№ 4-02-4/450 от 16.03.2009 года); учебный план.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая декларация прав человека»;«Декларация о правах инвалидов»;«Декларация о правах умственно отсталых лиц»;«Конвенция о правах ребенка»;«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Сравнительный анализ отечественного и западного инклюзивного образования  выявил необходимость использования положительного опыта западных стран: создание ресурсных центров инклюзивного образования при общеобразовательном учреждении; формирование высокой мотивации всех субъектов инклюзивного обучения на реализацию практик инклюзивного образования; развитие  профессиональной компетентности учителей в области инклюзивного образования.По данным Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 - 2018 года выглядят таким образом: «Низкий качественный состав учителей: от общего количества педагогов имеют высшую категорию 16,3 %, первую категорию - 31 %. Каждый пятый работающий учитель в возрасте от 50 лет и старше. Из общего количества педагогов стаж до 3-х лет имеют 12,8 %. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь 3,3 %». [3].

В результате глубокого анализа проблемы нами была выделена в качестве  одной из наиболее важных задач специальной подготовки общеобразовательного педагога к работе в условиях инклюзивного образования. У него должны быть сформированы специальные  профессиональные компетенции для обучения детей с различными  потребностями, которые должны основываться, не только на межличностных отношениях и ценностях, но и на знаниях и компетенциях, которые требуют  использовать современные инновационные технологии.

Например аналитическая записка «ИКТ для инклюзивного образования» (2010 г.) ИИТО ЮНЕСКО содержит рекомендации по разработке эффективной комплексной политики, направленной на интеграцию людей с ограниченными возможностями в систему национального образования на основе использования ИКТ. Анализируя ряд документов составленными Институтом ЮНЕСКО мы пришли к тому, что в Республике Казахстан проблема использования ИКТ в инклюзивном образовании очень актуальна и требует незамедлительных шагов в решении такой проблемы, тогда как международный опыт реализации информационных и коммуникационных технологии за рубежом давно перешел на высокий уровень.  Мы решили разработать несколько методических рекомендации с учетом образовательной системы нашей страны Республики Казахстан, его интересов и этнических особенностей. Разработали специальный учебный курс для будущих учителей начальных классов, и провели его в рамках высшего учебного заведения.

Для  достижения поставленных задач и проверки исходных положений была применена совокупность теоретических (сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой и учебно-методической документации, анализ, синтез, обобщение, моделирование), эмпирических (изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; тестирование студентов и педагогов, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов, рейтинг-контроль успеваемости, оценка результатов участия в студенческих межвузовских олимпиадах, эксперимент) методов.

Результаты нашего исследования и анализ психолого-педагогической литературы позволили нам предположить, что важнейшим условием реализации образовательного процесса в подготовке будущих учителей начальных классов является учебно-методическое обеспечениепо использованию информационных и коммуникационных технологии, которые включает комплекс основных учебников, учебно-методических пособий, комплекс методических рекомендаций, материально-технические условия для реализации образовательного процесса. При этом, методическое обеспечение процесса формирования готовности  учителей начальных классов к использованию ИКТ в условиях инклюзивного образования должно быть реализовано на основе системного подхода, т.е. последовательного развития готовности в достижении профессиональных навыков в условиях инклюзивного образования.    С учетом данных требований нами были разработаны учебные и методические пособия. В целях совершенствования знаний и практического использования ИКТ в инклюзивном образовании у будущих учителей начальных классов и формирования у них адаптированных навыков и умений организации инклюзивного учебного процесса, нами подготовлено учебная программа специального курса «Использование информационных технологии в работе учителей начальных классов с детьми ограниченными возможностями здоровья».

Задачами учебной программы являются:

-получить базовые знания об ИКТ в инклюзивном образовании, в том числе изучить международный опыт;

-изучить нормативно-правовые акты и изменения в информационных системах образования РК, Закон РК «Об образовании», ГОСО, ;

-развить компетенции, необходимые для углубления навыков по использованию ИКТ будущих учителей начальных классов с учетом опыта и новых тенденций использования ИКТ в инклюзивном образовании;

обучение программам;

-выработать самостоятельный подход к отбору программно-методического обеспечения современного процесса обучения, в том числе с учетом международного опыта;

-получить навыки эффективного «Использование программ -научить создавать учебно-практические модули с помощью информационных технологий;

-развить компетенции, необходимые для построения эффективных программ обучения в открытой информационной образовательной среде.

Программа спецкурса рассчитана на 36 часов и предполагает использование в ходе лекций, семинаров, практических занятий активных методов обучения: неимитационных (проблемные лекции и семинары, дискуссия); имитационных (анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач; использование компьютерных программ,  составление заданий, тестов, кроссвордов).

Темы лекции разработаны с целью дать теоретические знания об инклюзивном образовании и разработать практические навыки по использованию информационных и коммуникационных технологии на занятиях в начальных классах при инклюзивной среде. Темы семинарских и практических занятии посвящены практическим навыкам по использованию компьютерных средств и интерактивных программ на разных этапах урока. Например, лекция первая: Исторический анализ развития инклюзивного образования, посвящена глубокому анализу становления понятия «инклюзия», экскурс по историческим событиям связанным с инклюзивным образованием и.т.д. Предлагаю вашему вниманию таблицу из учебной программы, где подробно описаны темы, лекционных, семинарских и практических занятии.

 

Таблица 1. Учебный план занятии спецкурса

 

 

Как было указано в программе спецкурса, особенно уделяется внимание разным инструментальным программам. Эта программа предоставляет преподавателям, а в нашем случае это студенты специальности 5В010200-Педагогика и методика начального обучения, возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и  самоконтроля  учащихся без знания языков программированияипривлеченияспециалистовв области программирования.С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Внедрение этого спецкурса происходило на протяжении двух месяцев, в Казахском Национальном педагогическом университете им. Абая, более 60 студентов по специальности 5В010200-Педагогика и методика начального обучения прошли этот курс, и по окончании этого курса показали  хорошие знания и практические навыки.

Применение ИКТ и развитие информационной компетентности учителей начальных классов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего учитывая образования детей с особыми потребностями у которых зачастую возникают трудности при общении, обучении, передвижении. Современные ИКТ  отлично способствуют:развитию информационной компетентности учащихся как с равными так и с ограниченными возможностями;реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так  и при использовании ИКТ на предметных уроках;развитию  учебной, познавательной, коммуникативной  мотивации (интерес к предмету, интерес к общению, повышение самопознания, самооценка);активизации познавательной деятельности учащихся; развитию способности к самостоятельной работе; укреплению веры ученика в свои силы; развитие творческого потенциала учащихся, развитию оценочных умений и др.

Учебная программа «Использование информационных технологии в работе учителей начальных классов с детьми ограниченными возможностями здоровья»снабжена практической работой по материалам информатизации казахстанского  образования. Для выполнения практической работы для студентов к каждому модулю  выложены  практические задания  и электронные материалы, представляющие опыт и практики реализации общих тенденций и международных концепций использования ИКТ в казахстанском образовании. Данные материалы предназначены для выполнения практической  работы в форме анализа, критической оценки, выявления и сопоставления  результатов программ информатизации в казахстанском образовании, а также выявления передового педагогического опыта,выработка собственной практики, способствовать развитию компетенции, необходимые для построения эффективных программ обучения в открытой информационной образовательной среде.

В учебной программе представлен перечень  материалов к каждому модулю, демонстрирующие не только казахстанский опыт, но и опыт зарубежных стран (государственные программы, зарубежные образовательные порталы, государственные открытые образовательные ресурсы, государственные стандарты, сайты с подборками педагогического опыта, видеоматериалы, электронные образовательные СМИ, сетевые педагогические сообщества), которые предназначены для выполнения практической работы по ознакомлению с этими ресурсами и анализу их встраивания в педагогическую практику.

Учебная программа включает в себя 4 модуля и набор тем.Каждая тема  тщательна продумана и описана глубоким содержанием и структурой материалов к ней. Рассмотрены актуальные вопросы использования ИКТ в инклюзивном образовании и сформирован с учетом направленности и менталитета нашей Республики. Материал к программе разработан доктором педагогических наук, профессором Кенесбаевым С.М. и PhD докторантом 2 курса Оралбековой А.К. Казахского Национального педагогического университета им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан.

 

Использованная литература:

1. http://www.un.org/millenniumgoals/education.shtml )

2. Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор /  – СПб.: ГУАП, 2009.  – 160 с.: ил.

3. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года № 258

4. Оралбекова А.К. Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Международной  научно-практической  конференции. 20 марта 2015 г., г. Уфа.: Аэтерна, 2015. – 240 с.

5. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005)

6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании :  монография / Под.редакцией:  Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр

7. http://web.uvic.ca/hcmc

8. http://www.mholmes.com

 


Summary

Many children with disabilities in the Republic of Kazakhstan are faced not only with the physiological difficulties in moving, communicating, learning, but are faced with one of the most important challenges is to get an education through a variety of computer programs. For children with disabilities and computer technology, they play a particularly important role in their lives. With assistive technologies, they are able not only to communicate and to move around and receive a full education. Unfortunately at the moment in our country acute problem of the use of information and communication technologies in terms of inclusive education. Many primary school teachers are not adequately trained to use information and communication technology at the moment. The objective of this paper is to study the problem of the use of ICT and promote a better quality of education in an inclusive environment. As a solution to such a problem, we have prepared a special tutorial program for students of higher educational institutions, which are described in detail the theoretical and methodological foundations of inclusive education, the methodology of using information technology in the different stages of the lesson for the children of initial classes in the conditions of inclusion.


Ключевые слова: инклюзивное образование, информационные и коммуникационные технологии, учитель начальных классов.     

Keywords:inclusive еducation, information and communication technologies, primaryof school teacher.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.