KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Некоторые особенности использования ИКТ будущими педагогами начальных классов на уроках с детьми ограниченными возможностями
Некоторые особенности использования ИКТ будущими педагогами начальных классов на уроках с детьми ограниченными возможностями
30 июня 2016    Автор / Оралбекова Алия Курбановна, эксперт образовательных программ, ИГРЧ, Бобек ННПООЦ

Важными направлениями работы по повышению качества образования Республики Казахстан являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.

Основположником идеи инклюзивного и интегрированного обучения в педагогике и психологии является Л. С. Выготский. Он писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь [1]. Л.С. Выготский полагал, что главная задача воспитания ребенка с нарушением развития – его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсацию ученый рассматривал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. «У нас обучение и воспитание… дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания… По существу нет разницы ни в воспитательном подходе к дефективному ребенку и нормальному, ни в психологической организации их личности»  [1].

Выдающийся математик и психолог, который создал язык программирования для детей Сеймур Пейперт в своем труде «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи» создал уникальную систему  компьютеризации обучения и создал язык ЛОГО[2]. По мнению Пейперта этот язык программирования также является доступным и для детей с ограниченными возможностями.

Зарубежные развитые страны мира, используют компьютерные возможности для обучения всех детей, включая детей с ограниченными возможностями.Такая практика наглядно доказывает, что эффективное использование данной технологий на всех уроках начального звена обеспечивает более наглядное представление о предмете, глубоко ориентируется на самостоятельное решение задач, очень помогает самовыражению и изложению собственного мнения ребенка и.т.д.

Использование ИКТ для детей с ограниченными возможностями  в развитых странах осуществляется уже давно и довольно успешно. Мы проведем краткий обзор нескольких зарубежных практик по реализации  в области информационных и коммуникационных технологий. Например в Германии учителя начальных классов пытаются прежде всего понять, как ноутбуки могут быть использованы в осуществлении индивидуального подхода и для  обучения школьников с различными познавательными  способностями.

В Словении ИКТ благополучно используется для поддержки личного общения и взаимодействия. В настоящее время стало возможным с помощью ИКТ улучшить возможности обучения студентов с проблемами слуха в системе высшего образования. В этой стране очень развито электронное обучение в онлайн режиме. Был разработан полный курс  (для глухих и слабо слышащих) электронного обучения «Как получить работу?», в этой программе используются  веб-страницы и электронные учебные материалы через веб-интерфейс. Естественно используются также язык жестов. Переводчик (SLI) модуль позволяет через мультимодальный подход  извлечь информацию для глухих и слабо слышащих людей (язык переводчика жестов, аудио и субтитров). Портал электронного обучения для глухих и слабо слышащих на основе пользовательского модифицированной версии образовательной платформы с открытым исходным кодом Moodle.

Применение ИКТ для людей с ограниченными возможностями  в Соединенном Королевстве Великобритании. Они разработали программу домашнего доступа. Она является инициативой общенационального характера, которая призвана обеспечить доступ обучения на дому для всех учащихся  и для людей с ограниченными возможностями с помощью компьютера подключенного к Интернету. Кроме того, используются вспомогательные технологии и специализированное программное обеспечение для поддержки обучения для всех, в том числе предусмотрены адаптированные специальные технологии для учащихся с особыми потребностями. При финансовой поддержке эта программа является очень эффективной в инновационном использовании ИКТ.

И еще один пример из Новой Зеландии. Учительница начальных классов по имени Халси из Новой Зеландии полагает, что обучение грамоте с ИКТ поддерживает конструктивистский подход.  При этом дети с ограниченными возможностями (слабо слышащие, слабовидящие, умственно отсталые) имеют полный доступ к деятельности самовыражения в процессе обучения грамоте. Педагоги Австралии Чандлер, О'Брайен и Ансворт (2010 г.) описали, как учащиеся использовали программное обеспечение для создания 3D цифрового кино, чтобы рассказать собственные истории, что способствовало развитию их грамотности и мышления, управления и планирования.

В своей монографии Ярмахов  Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» говорил о том, что все исследователи сходятся в одном — мы должны перестать воспринимать компьютеры как технологические инструменты, относящиеся только к работе узкой группы учителей — например, преподавателей информатики. Компьютеры становятся основным инструментом познания и взаимодействия. Процесс вхождения компьютеров в образовательную практику школы неизбежен; но для того, чтобы он происходил органично и от него выигрывали бы все участники учебного процесса, необходимо создать для этого условия [3].

Анализ практик использования ИКТ в этой области показывает, что в Европе сформировались следующие направления:

•  Удобное мобильное обучение, имеющее девиз «учиться везде и повсюду».

•  Интеграция ИКТ во все предметы школьного цикла.

•  Индивидуальный подход в обучении, создание для всех школьников, в том числе и для детей с ограниченными возможностями обучаться в соответствии с их способностями, особенностями, индивидуальными учебными стратегиями.

•  Развитие форм взаимодействия среди учителей и сотрудничества между учителями и учащимися как на расстоянии так и вблизи.

•  Привлечение учителей к процессу создания цифровых и сетевых учебных ресурсов

Мы составили небольшой рисунок, где можно наглядно рассмотреть все преимущества использования ИКТ на уроках начального звена.

 

 

Основным руководящим принципом отбора средств ИКТ является их соответствие возрастному уровню, ограниченным возможностям и целям инклюзивного образования. Этот подход дает учителям начальных классов полезную общую основу для развития навыков выявления и использования наиболее адекватных инструментов ИКТ (оборудования или программного обеспечения). Общие аспекты соответствия инструментов ИКТ, которые в самом общем виде подходят для применения в условиях инклюзивного образования

 

Как бы мы не рассматривали характеристики применения инструментов ИКТ, многое зависит от самого учителя. Именно учитель выбирает надлежащие и полезные для ребенка компьютерные программы и инструменты ИКТ, критически осмысливает выбранный материал, осознанно взаимодействует со всеми техническими средствами, которые  должны помочь в усвоении материала.

На сегодняшнем этапе в подготовке будущих педагогов по использованию ИКТ в условиях инклюзивного образования необходимо решить следующие проблемы:  недостаток в учебно-методическом обеспечении по использованию средств информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ОВЗ;  отсутствие опыта учителей начальных классов по использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий; недостаток подготовленности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

Для решения названных проблем были взяты следующие индикаторы информатизации образования в аспекте ЮНЕСКО и государственной политики информатизации:  обеспечение процесса информатизации образования с нормативно-правовой стороны;  учитывая развитие информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), обеспечивать образовательные организации материально-технической базой;  обеспечение информационно-ресурсной базой, согласно государственному стандарту обучения; в системе повышения квалификации использовать передовой педагогический опыт педагогов в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе. 

Наша страна, которая входит в ЮНЕСКО, определенно считает главным долгом соблюдение этических аспектов «Образование для всех» и принимает реальные шаги в модернизации системы образования. Одной из этих ключевых задач, является, применение ИКТ в начальной инклюзивной школе. И для этого постепенно создаются все условия, которые нужны для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.


Использованная литература:

1.   Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч.: В 6 т./ Под ред. Т. А. Власовой. Т. 5. С. 34.

2.   Пейперт С.Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса.—М.: Педагогика, 1989.— 224 с

3.  Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе Москва


Презентация к учебному материалу "Некоторые особенности использования ИКТ.pptx"

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.