KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Особенности использования ИКТ будущими учителями начальных классов в условиях инклюзивного образования республики казахстан
Особенности  использования   ИКТ будущими учителями начальных классов в условиях инклюзивного образования республики казахстан
30 июня 2016    Автор / Оралбекова Алия Курбановна 2 курс, PhD докторантуры Казахского Найионального педагогического университета им. Абая, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

 

Многие дети с ограниченными возможностями в Республике Казахстан сталкиваются не только с физиологическими трудностями в передвижении, общении, обучении,но сталкиваются с одним  из самых важных проблем, это получить образование с помощью различных компьютерных программ. Для детей с ограниченными возможностями компьютерные технологии, играют особо важную роль в их жизни. С помощью вспомогательных технологии они получают возможность не только общаться и передвигаться, но и получать полноценное образование. К сожалению, на данный момент в нашей стране остро стоит проблема использования информационных и коммуникативных технологии в условиях инклюзивного образования. Многие преподаватели начальных классах недостаточно подготовлены к использованию информационных и коммуникационных  технологии на данный момент. Задача нашей статьи является исследование проблемы использования ИКТ  и  способствовать лучшему качеству образования в инклюзивной среде. Как решение таковой задачи мы подготовили специальный учебный курс программы для студентов высших учебных заведении, где подробно описаны теоретико-методологические основы инклюзивного образования, методика использования информационных технологии на разных этапах урока  для детей начальных классов в условиях инклюзии.

ABSTRACT

Many children with disabilities in the Republic of Kazakhstan faced not only with the physiological difficulties in moving, communicating, learning, but are faced with one of the most important challenges is to get an education through a variety of computer programs.For children with disabilities and computer technology, play a particularly important role in their lives. they have the opportunity not only to communicate and move around but also to receive a full education With the support of technology. Unfortunately at the moment in our country acute problem of the use of information and communication technologies in the conditions of inclusive education.

Unfortunately at the moment in our country acute problem of the use of information and communication technologies in the conditions of inclusive education. Many of the teachers in primary school insufficiently prepared to use information and communication technology at the moment. The objective of this article is to study the problem of the use of ICT and promote a better quality of education in an inclusive environment. As a solution to such a problem, we have prepared a special training course program for students of higher educational institutions, where are detailed theoretical and methodological foundations of inclusive education, methods of use of information technologies at different stages of the lesson for primary school children in the context of inclusion.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, информационные и коммуникационные технологий, будущие учителя начальных классов

Keywords: inclusive education, information and communication technologies, the future of primary school teachers

 

Глобальное проникновение  ИКТ во все сферы человеческой деятельности является важнейшей характеристикой мирового образовательного пространства. Человек является основным обладателем, генератором и потребителем важнейшего ресурса развития общества знаний. В области образования Республика Казахстан определила основную цель– сделать качественное образование реальностью для каждого ребенка, молодого человека и взрослого.

Стремительное развитие информационного общества открывает для людей с особыми образовательными потребностями новые перспективы, но в то же время несет в себе и определенную угрозу. В то время как распространение информационных технологий расширяет возможность участия людей в общественной жизни, недостаточная открытость этих технологий способствует созданию новых барьеров, приводящих к еще большей дискриминации и исключению таких людей из жизни общества. Если технологии не адаптированы к потребностям пользователей, и информация представлена в недоступном для них формате, то адаптация таких людей в информационном обществе окажется весьма проблематичной. Более того, разрыв в цифровых технологиях,в свою очередь, повлечет исключение таких людей из жизни общества[1].

По статистике и по имеющемся оценкам мирового общества существуют 186 миллионов детей с ограниченными возможностями, которые не получили начальное школьное образование.

Таким образом, дети-инвалиды составляет самую значительную наиболее ущемленную группу меньшинства в мире с точки зрения образования. Одновременно как правительства, так и органы образования сталкиваются с вызовом в форме достижения целей развития, поставленных в Декларации тысячелетия, где ставится задача к 2015 году добиться полного охвата всех детей и получения ими начального школьного образования. (2 ЦРДТ ООН, «Цель 2: обеспечение всеобщего начального образования», задача 1: «Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире – как у мальчиков, так и у девочек – была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование»[2].

Если рассмотреть эту статистику в нашей стране, то наши дети с ограниченными возможностями получают начальное школьное образование только в специализированных учреждениях. Естественно такой подход к образованию не полностью обеспечивает детей включение в социальное общество. На данный момент  в Республике Казахстан государственная политика в области  информационных и коммуникационных технологии выглядит следующим образом:

1.Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения;

2.Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры организаций образования;

3. Технологическая и техническая поддержка инфраструктуры;

4. Создание системы открытого дистанционного обучения;

5. Создание отечественных цифровых образовательных ресурсов;

6.Внедрение информационной системы управления образованием (ИСУО);

7. Подготовка педагогических и управленческих кадров [3].

Цель исследования данной статьи является изучение и практических навыков по использованию  информационных и коммуникационных технологии будущих учителей начальных классов в условиях инклюзивного образования.

Наиболее универсальна трактовка  инклюзивного образования как педагогического и социального феномена, предоставляющего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения.

Обучение детей в специальных классах организуется в соответствии с нормативными документами. В условиях школы сформирована соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя: Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы; Закон Республики Казахстан «О браке и семье»; Закон Республики Казахстан «О правах ребёнка в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; Закон Республики Казахстан «Об образовании»; Конституция Республики Казахстан; методические рекомендации по организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями (№ 730 от 24.11.2005 года); положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах Республики Казахстан; рекомендации организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (№ 4-02-4/450 от 16.03.2009 года); учебный план.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая декларация прав человека»;«Декларация о правах инвалидов»;«Декларация о правах умственно отсталых лиц»;«Конвенция о правах ребенка»;«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Сравнительный анализ отечественного и западного инклюзивного образования  выявил необходимость использования положительного опыта западных стран: создание ресурсных центров инклюзивного образования при общеобразовательном учреждении; формирование высокой мотивации всех субъектов инклюзивного обучения на реализацию практик инклюзивного образования; развитие  профессиональной компетентности учителей в области инклюзивного образования.По данным Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 - 2018 года выглядят таким образом: «Низкий качественный состав учителей: от общего количества педагогов имеют высшую категорию 16,3 %, первую категорию - 31 %. Каждый пятый работающий учитель в возрасте от 50 лет и старше. Из общего количества педагогов стаж до 3-х лет имеют 12,8 %. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь 3,3 %».

B исследованиях таких ученых, как Е.Г. Самарцева [4], Ю.В. Шумиловская [5], Быстрова Н.Н. [6], Хафизуллина И.Н. [7] рассмотрена проблема профессиональной готовности специалистов к работе с детьми ограниченными возможностями развития, а также выявлению влияния программ профессиональной подготовки педагогов в высших учебных заведениях на их готовность к реализации инклюзивного образования.

Проблема использования информационных и коммуникационных технологий в условиях инклюзивного образования рассматривается Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Работа международных организаций, таких как ЮНЕСКО ИИТО и Европейским агентством по развитию в области особых образовательных потребностей может иметь решающее значение в обеспечении этих областей.

В результате глубокого анализа проблемы нами была выделена в качестве  одной из наиболее важных задач специальной подготовки общеобразовательного педагога к работе в условиях инклюзивного образования. У него должны быть сформированы специальные  профессиональные компетенции для обучения детей с ограниченными возможностями и иметь навыки использования инновационных технологии.

Например аналитическая записка «ИКТ для инклюзивного образования» (2010 г.) ИИТО ЮНЕСКО содержит рекомендации по разработке эффективной комплексной политики, направленной на интеграцию людей с ограниченными возможностями в систему национального образования на основе использования ИКТ. Анализируя ряд документов составленными Институтом ЮНЕСКО мы пришли к тому, что в Республике Казахстан проблема использования ИКТ в инклюзивном образовании очень актуальна и требует незамедлительных шагов в решении такой проблемы, тогда как международный опыт реализации информационных и коммуникационных технологии за рубежом давно перешел на высокий уровень.  Мы решили разработать несколько методических рекомендации с учетом образовательной системы нашей страны Республики Казахстан, его интересов и этнических особенностей. Разработали специальный учебный курс для будущих учителей начальных классов, и провели его в рамках высшего учебного заведения.

ИКТ для этого – наиболее подходящий инструмент, который не только предоставляет людям с особыми образовательными потребностями доступ к информации, но и способствует реализации своих прав в области получения образования, трудоустройства, а также участия в социальной жизни и непрерывного обучении на протяжении жизни. Предоставление средств ИКТ людям с особыми потребностями для доступа к образованию становится частью международного законодательства о правах человека [8].

Результаты нашего исследования и анализ психолого-педагогической литературы позволили нам предположить, что важнейшим условием реализации образовательного процесса в подготовке будущих учителей начальных классов является учебно-методическое обеспечение по использованию информационных и коммуникационных технологии, которые включает комплекс основных учебников, учебно-методических пособий, комплекс методических рекомендаций, материально-технические условия для реализации инклюзивного образовательного процесса. В целях улучшения знаний и практического использования ИКТ в инклюзивном образовании у будущих учителей начальных классов и формирования у них адаптированных навыков и умений организации инклюзивного учебного процесса, нами подготовлено учебная программа специального курса «Использование информационных технологии в работе учителей начальных классов с детьми ограниченными возможностями здоровья».

Задачами учебной программы являются:

-получить базовые знания об ИКТ в инклюзивном образовании, в том числе изучить международный опыт;

-изучить нормативно-правовые акты и изменения в информационных системах образования РК, Закон РК «Об образовании», ГОСО ;

-развить компетенции, необходимые для углубления навыков по использованию ИКТ будущих учителей начальных классов с учетом опыта и новых тенденций использования ИКТ в инклюзивном образовании;

-выработать самостоятельный подход к отбору программно-методического обеспечения;

-получить навыки эффективного использование программ, научить создавать учебно-практические занятия с помощью информационных технологий;

-развить компетенции, необходимые для построения эффективных программ обучения в открытой информационной образовательной среде.

Программа спецкурса рассчитана на 90 часов и предполагает использование в ходе лекций, семинаров, практических занятий активных методов обучения: проблемные лекции и семинары, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, решение педагогических задач, использование компьютерных программ,  составление заданий, тестов, кроссвордов.

Темы лекции разработаны с целью дать теоретические знания об инклюзивном образовании и разработать практические навыки по использованию информационных и коммуникационных технологии на занятиях в начальных классах при инклюзивной среде. Темы семинарских и практических занятии посвящены практическим навыкам по использованию компьютерных средств и интерактивных программ на разных этапах урока. Например, лекция первая: Исторический анализ развития инклюзивного образования, посвящена глубокому анализу становления понятия «инклюзия», экскурс по историческим событиям связанным с инклюзивным образованием и.т.д. Предлагаю вашему вниманию таблицу из учебной программы, где подробно описаны темы, лекционных, семинарских и практических занятии.

Как было указано в программе спецкурса, особенно уделяется внимание разным инструментальным программам. Эти программа предоставляет преподавателям, а в нашем случае это студенты специальности 5В010200-Педагогика и методика начального обучения, возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и  самоконтроля  учащихся без знания языков программированияипривлеченияспециалистовв области программирования.С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Применение ИКТ и развитие информационной компетентности учителей начальных классов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего учитывая образования детей с особыми потребностями у которых зачастую возникают трудности при общении, обучении, передвижении. Современные ИКТ  отлично способствуют: развитию информационной компетентности учащихся как с равными, так и с ограниченными возможностями; развитию  учебной, познавательной, творческой, коммуникативной  мотивации; повышение интереса к познавательной деятельности учащихся; развитию способности к самостоятельной работе;  укреплению веры ученика в свои силы; развитию «без барьерной» среды между учащимися и учителями .

Учебная программа «Использование информационных технологии в работе учителей начальных классов с детьми ограниченными возможностями здоровья»снабжена практической работой по материалам информатизации казахстанского  образования. Для выполнения практической работы для студентов к каждому модулю  выложены  практические задания  и электронные материалы, представляющие опыт и практики реализации общих тенденций и международных концепций использования ИКТ в казахстанском образовании. Данные материалы предназначены для выполнения практической  работы, а также выявления передового педагогического опыта, выработка собственной практики, способствовать развитию компетенции, необходимые для построения эффективных программ обучения в открытой информационной образовательной среде. В учебной программе представлен перечень  материалов к каждому модулю, демонстрирующие не только казахстанский опыт, но и опыт зарубежных стран

Основной тенденцией образовательной политики Республики Казахстан является стремление к инклюзивному образованию. Каким бы ни было экономическое состояние страны, доступные ИКТ могут в значительной степени расширить права и возможности детей с ограниченными возможностями, с тем чтобы они участвовали на занятиях, общались и более активно познавали мир.

Список литературы:

1. ИКТ в образовании людей с особыми потребностями: Программа специализированного учебного курса / Токарева Н.Г. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.

2. http://www.un.org/millenniumgoals/education.shtml  )

3. Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор /  – СПб.: ГУАП, 2009.  – 160 с.: ил.

4. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста– Диссертация на соискание канд.пед.наук, Орел, 2012 Шуя, 2011. -  195 с. 

5. Шумиловская, Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. – Диссертация на соискание канд.пед.наук, Шуя, 2011. -  175 с.

6. Быстрова, Н.Н. Особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования. - Диссертация на соискание канд.пед.наук, Хабаровск , 1999. -  233 с.

7. Хафизуллина И.Н.  Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной поготовки - Диссертация на соискание канд.пед.наук, Астрахань, 2008. -  215 с.

8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании :  монография / Под.редакцией:  Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.