KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Проблемы интеграции информационной и коммуникационной технологии в начальном образовании РК
Проблемы интеграции информационной и коммуникационной технологии  в начальном образовании РК
30 июня 2016    Автор / Кенесбаев С.М., доктор педагогических наук, профессор, директор института Педагогики и психологии, КазНПУ им. Абая, Казахстан., Оралбекова А.К., докторант 1 курса, 6D010200-Педагогика и методика начального обучения, КазНПУ им. Абая, Казахстан.

Вхождение в мировое сообщество и расширение информационного пространства дает возможность для возрастания роль образования в формировании человеческих ресурсов, как критериев уровня социально-экономического развития страны, и немаловажный  факт это ориентировать систему образования к новым требованиям.

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования. [1]

Основные пути и способы работы по повышению качества образования являются обеспечение равного и единого доступа всех учащихся образовательного процесса; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.

Жизнедеятельность человека прежде всего связана с созданием, переработкой и использованием информации и знаний, а большая часть занятого населения вовлечена в процессы накопления, хранения, поиска, обработки и распределения информации и знаний, а не производство традиционных видов товаров и услуг. Важнейший фактор структурных изменений в обществе, процесс проникновения компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности 

Современное состояние общества характеризуется информационным и техническим насыщением, обусловленным ежегодным удвоением информации, при котором темпы смены техники и технологий опережают темпы смены поколений. В связи с бурным развитием сетевых технологий наметилась устойчивая тенденция к тому, что преобладающими действиями с информацией, как основным ресурсом, становятся не ее продуцирование, а распространение и тиражирование, то есть коммуникации. При этом коммуникация понимается нами в самом широком смысле – не только в плане непосредственного межличностного общения, но и в плане взаимодействия человека с окружающей его информационной средой. Если раньше использовались отдельные, практически автономные понятия «информационные технологии» и «коммуникационные технологии», то в настоящее время целесообразнее говорить об их интегративном единстве, и обозначении этого понятия единым термином «Информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ). [2]  

Информационные технологии(информационные технологии от англ. informationtechnology, IT)имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами инфоомационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Коммуникация (от лат. «communicаtio» - сообщение, передача) – общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и.т.д.; передача того или иного содержания отодного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, заиксированых на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальнвй процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Развитие ИКТ находится в непосредственной зависимости от интеллектуального ресурса общества, берущего начало в процессе образования. Особое значение среди всех уровней образовательной системы имеет начальное образование, в котором закладываются адаптивная информационная и коммуникационная база для естественного вхождения ребенка в информационное общество. В новом образовательном стандарте начальной школы отмечено, что основной профессиональной задачей учителя начальных классов является задача научить ученика учиться, то есть организовать работу по присвоению учеником универсальных учебных действий и эффективных способов работы с информацией, которые позволят ему ориентироваться в информационно-коммуникационной образовательной среде и целенаправленно решать поставленные учебные проблемы.  [2]   

Информатизация общества закреплена как важнейший механизм формирования конкурентоспособности национальной экономики нашей Республики. В монографии «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»: монография / под.редакцией:  Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.  особо была подмечена проблема интеграции  ИКТ в начальное образование.

Одним из ключевых приоритетов ЮНЕСКО в области образования является оказание содействия государствам-членам ЮНЕСКО в выработке стратегии и реализации политики информатизации образования, модернизации национальных систем образования на основе внедрения инновационных моделей управления образовательными учреждениями, организации учебного процесса с использованием механизмов интеграции ИКТ и педагогики, а также стратегии решения проблем повышения качества образования через внедрение современных ИКТ и передовых педагогических методов в повседневную учебную практику, создание устойчивых систем подготовки и профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих формирование нового поколения педагогов, соответствующих требованиям общества знаний. Эта работа проводится на основе анализа результатов проводимых экспертами ИИТО ЮНЕСКО исследований состояния и особенностей национальных образовательных систем с целью выявления общих тенденций использования новых ИКТ в образовании, выработки соответствующих сценариев их развития и рекомендаций по внедрению инноваций на базе широкого и повсеместного внедрения современных ИКТ. [3]

Начальное образование является наиболее важным этапом формирования личности, индивидуальности, развития познавательных процессов любого ребенка. Поэтому изучение тенденций использования ИКТ в начальном образовании является исключительно важной приоритетной задачей, решение которой во многом способно повлиять на повышение ка- чества и доступности образования по нашей стране.

Роль  ИКТ в начальном образовании разнообразна и включает как технологии для эффективного обучения с инструментами для творческого самовыражения, интеллектуального развития детей средствами компьютерной техники и программирования, так и поддержку индивидуального обучения и специальных образовательных потребностей.

В результате развития технологий школа перестала быть ведущим источником информации для учащихся. Современный первоклассник с трудом представляет себе жизнь без современных средств коммуникации и мультимедийной информационной среды. А учитель начальных классов, на которого возложена миссия формирования компьютерной грамотности учащихся, зачастую проигрывая перед ними в способности использовать информационные и коммуникационные технологии в актуальных для ребенка потребительско-бытовом и игровом аспектах, соответственно перестает быть авторитетом для них во всех вопросах, связанных с использованием современных технологий.

Одним из основополагающих показателей профессиональной готовности учителя начальных классов к успешному функционированию в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).  [2] 

На основе Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» была разработана Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020». Цель этой программы, является создание условий для перехода к информационному обществу. Основные задачи этой программы: внедрение ИКТ в начальное образование, обеспечение подготовки и повышение квалификации преподавателей начальных классов для функционирования системы электронного обучения, также обеспечение детей инвалидов оборудованием и программным обеспечением.

Во многих странах уже существует так называемая политика интеграции ИКТ в начальное образование, оно уже успешно реализуется и используется как программа. На данный момент в нашей образовательной среде нету четко разработанной схемы интеграции ИКТ в начальное образование. Чтобы обеспечить грамотное и всестороннее внедрение ИКТ в начальное образование мы поставили задачи которые нужно решить в первую очередь.

Это:

1.      Профессионализм педагога и его информационно-коммуникационной  активности.

2.      Владение техникой и общей информационной культуры.

3.      Ресурсная  и методическая обеспеченность.

4.      Специальные курсы повышения и переподготовки квалифицированных

преподавателей по грамотности ИКТ

Педагоги образовательных учреждений в какой-то степени владеют техниками общей информационной культуры (общая ИКТ компетентность) в сотрудничестве с учащимися, используя для этого информационную среду внутри образовательной организации и поддержку в системе повышения квалификации.

Необходимо провести небольшое исследование и может сделать нововведение значительно более действенными. В целом, в таком исследовании требуется оценить состояние ИКТ в школах в настоящее время, уровень развития услуг, которыми могут воспользоваться школы, а также отношение к ИКТ в образовании учителей и учащихся и их опыт по использованию ИКТ.

 

Использованная литература:

1. Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020» Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464 

2. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование)Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 181 с.

3. Зайцева, С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий [Текст]: Монография / С.А. Зайцева. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 166 с.

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией:  Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.

 

Summary

In this article it is considered problems of the organization information and communication technologies in educational institutions. For this decision the main objectives are defined, and scientific prerequisites are revealed.

For increase of competitiveness of education, development of the human capital by ensuring availability of quality education, thereby providing the steady growth of economy of our republic – the State Program of a development of education of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020 was developed. One of the purposes of the program is "formation at comprehensive schools intellectual, physically and spiritually developed citizen of the Republic of Kazakhstan, satisfaction of his need for education providing success in quickly changing world, development of the competitive human capital for economic wellbeing of the country".

Due to the rapid development of network technologies the steady tendency to that the prevailing actions with information as not its producing, but distribution and replication, that is communications become the main resource, was outlined.Thus communication is understood by us in the broadest sense – not only in respect of direct interpersonal communication, but also in respect of interaction of the person with the information environment surrounding it.

Development of information and communication technologies is in direct dependence on an intellectual resource of the society originating in the course of education.Special value among all levels of educational system has primary education in which are put adaptive information and communication base for natural entry of the child into information society. In the new educational standard of elementary school it is noted that the main professional objective of the elementary school teacher is the task to teach the pupil to study, that is to organize work on assignment by the pupil of universal educational actions and effective modes of work with information which will allow it to be guided in the information and communication educational environment and purposefully to solve the put educational problems.

 

Resume

In this article problems of introduction information and communication technologies in system of primary education of the Republic of Kazakhstan and improvement of opportunities of their use in the modern world are considered.

     

Ключевые слова: интеграция, информационные и коммуникационные технологии, начальное образование.     

Keywords: integration, information and communication, technologies primary education.


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.