KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Роль информационно-коммуникативных технологии в деятельности учителей начальных классов
Роль информационно-коммуникативных технологии в деятельности учителей начальных классов
30 июня 2016    Автор / Бегалиева С.Б., доктор педагогических наук, профессор, КазНПУ им. Абая, Казахстан., Оралбекова А.К., докторант 1 курса, 6D010200-Педагогика и методика начального обучения, КазНПУ им. Абая, Казахстан.

В современном обществе нельзя представить образование без новейших образовательных технологии, и особенно без применения  информационных и коммуникационных технологий. Мы не можем представить даже свою повседневную жизнь без технических средств, и конечно же они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступного образования.   

На современном этапе развития общества происходят глубокие образовательные, социальные и экономические преобразования, что накладывает свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В Послании Президента страны  народу Казахстана  "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев (2010 г.) говорится, что одним из приоритетов является:  "Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти  в рейтинги ведущих университетов мира. К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году она должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране" [1]. 

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Вся  деятельность человека прежде всего связана с созиданием, творчеством, использованием информации и знаний, а большая часть занятого населения вовлечена в процессы накопления, хранения, поиска, обработки и распределения информации и знаний, а не производство традиционных видов товаров и услуг. Важнейший фактор структурных изменений в обществе, процесс проникновения компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Естественно это не обошло и образовательную сферу деятельности всего человечества.

В данном случае, мы хотим рассмотреть систему начальной образовательной школы и их использование информационных-коммуникационных технологии (ИКТ). Рассмотрим с точки зрения преподавателей, которые внедряют эту технологию на своих уроках и пользуются всеми спектрами этой технологии. Рассмотрим проблему с постанавление такого вопроса как: какие же причины есть для того чтобы побудить учителей к использованию ИКТ в практике начального образования?

На этот вопрос каждый может ответить исходя их разных точек мнений. Но мы хотим предложить вам несколько вариантов таких причин:

1) В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.    

2) С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.

3) Совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.

4) Внедрение информационных технологий в учебный процесс ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

5) И последнее компьютер  может отвечать разным интересам школьника:  к рисованию, музыке, конструированию, наукам. Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка. Применение компьютера на уроках развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной, развивать психологические процессы (внимание, мышление, память, творческое воображение, восприятие).

Наше исследование показывает, что интеграция ИКТ в начальное образование существенно влияет на стиль преподавания и на всех учащихся учебной деятельности. В отношении педагогических подходов, ИКТ позволяет учителям создавать собственные цифровые учебные материалы и размещать их в разных учебных ситуациях. Следовательно, ИКТ используется в субъектах и через субъектов. Поэтому, учителям важно понять новые образовательные, дидактические, культурные и социальные потенциалы ИКТ, которые они их интенсивно используют. ИКТ существенно трансформируют способы, в которых работают педагоги, в таких жизненно важных дел как общение, созидание,и мышление.

Применительно в учебной деятельности, учителя  широко используют эту технологию в производстве своих планов занятий, а также учебных материалов и в учебной  деятельности, часто инициируя производство цифровых материалов самими учащимися. Учащимся также предоставляется возможность представить свое понимание по-разному, показывая их обучение согласно тому, как они это понимают, разрабатывают различные домашние задания или свои какие-то конкретные идеи и главное учатся  сотрудничать, а также использовать технические навыки своих товарищей. Когда они представляют свои проекты в классе, у одноклассников есть шанс узнать своего другого одноклассника, исходя из собственных взглядов на этот проект.

Под информационной технологией обучения понимается научная концепция, основанная на информационном подходе к анализу строения, функционирования и управления системой образования, представления знаний в учебных курсах, совершенствование методов обучения, применение новых средств обучения на основе информационных технологий [2],

Информационная технология обучения должна соответствовать основным принципам педагогической технологии и способствовать решению задач, которые ранее в дидактике не были теоретически и практически решены. Основным средством подготовки и передачи информации обучаемому в информационной технологии обучения является компьютер [3].

Реализовать информационную технологию обучения возможно только при условии подготовки специалистов, умеющих решать задачи, связанные:

-с созданием и использованием технологий ориентированных на формирование умений по осуществлению разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору обработке, хранению, передаче, продуцированию учебной информации [4];

-с функционированием "виртуальных" открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа, обеспечивающих социальную адаптацию к жизнедеятельности в информационном обществе [5]

- с применением информационных технологий в управлении образовательным учреждением разработкой политики их внедрения в учебно-воспитательный процесс.

При таком подходе могут быть реализованы следующие дидактические функции: мотивация и активизация самостоятельной деятельности интенсификация учебного процесса;  объективная оценка процесса обучения [6]

Современные информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, который приведет к повышению уровня информационной компетентности, реализация которого предполагает:

-улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;

-повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;

-разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на персонифицированное образование;

-достижение необходимого уровня профессионализма во владении средствами информатики и вычислительной техники;

-интеграцию различных видов деятельности (учебной,исследовательской, методической, научной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;

-подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;

-повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей

-преодоление кризисных явлений в системе образования.

Проведенный опрос в рамках исследования ЮНЕСКО по интеграции ИКТ в начальное образование выявило, несколько важных причин. Они указаны ниже:

Внешние причины выявили несколько различных видов использования ИКТ в начальном образовании:
● Существует поддержка с точки зрения системы образования к использованию ИКТ в начальной школе;

● Цифровые технологии становятся все более важной частью нашего общества;

● В образе жизни детей постоянно использование таких технологии очень высоко;

● Утверждено, что детский мозг очень быстро умеет учится посредством технических средств обучения;

● Школа становится основной частью где используются ИКТ;

● Множество ИТ-компании, которые предоставляют огромные возможности использования компьютерных средств обучения.

Внутренние причины учитывают отношение руководителей школ и учителей к использованию ИКТ. В этих причинах стоит основа осознания ценности технологии, и какую все таки огромную пользу она приносит. Внутренние причины были названы так, потому что исходили от самих сотрудников начальной школы.
● Новое руководство в школе ориентирована на стратегическое развитие ИКТ;

● Информатика/вычислительная техника/технологии эти средства педагоги представили его как часть их подходу к  развитию мышления;

● Преподаватели больше делают новых открытии и исследований посредством разработок новых технологии и больше используют  цифровые технологии для поддержания своего творчества;

● ИКТ способствует повышению эффективности и результативности работы педагогов;

● ИКТ ускоряет  процесс письменной работы, которой так  много для нынешних преподавателей школ, и устраняет лишнюю бумажную волокиту;

● Молодым учителям больше границ для творчества и его развития нежели работать без информационных технологии

Образовательные причин, самая мощная причина использования компьютерных и информационных средств в жизнедеятельности ребенка и учителя,так как учителя и руководители стали осознавать спектр возможностей, открываемых для улучшения преподавания и обучения с помощью технологий.
● Группа преподавателей видели, что они могут сделать для учебной программы; если они будут использовать использовать междисциплинарные проекты, и изучить то, что может быть сделано в различных аспектах преподавания учебной программы

● Потенциал ИКТ для разработки  пособий детям и их семьям очень высокий;

● Она служит основным аспектом учебного плана и навыков непрерывного обучение и является мощных инструментом для развития таких качеств деятельности как учиться, творить, общаться, сотрудничать, и думать;

● ИКТ актуальна во всей нашей жизни и дети должны понимать, как правильно его использовать, например, чтобы получить глубокое понимание чего-то с помощью взаимодействия с ИКТ; не доверять всякой информации, которая находится в интернете, и не доверять всем информации СМИ; понимать ответственность за то что они находятся в социальных сетях (это очень важно).

● ИКТ повышает качество и эффективность обучения для всех детей (инклюзивное образование);

● Она делает возможным доступ к некоторым учебным опытам, которые в противном случае не осуществимы (например, с помощью виртуальных миров и цифровых симуляций).

● Дети могут использовать коммуникационные технологии, чтобы общаться с детьми со всего мира;

● ИКТ поддерживает и поощряет детей развивать навыки самостоятельного обучения.

Профессиональные качества преподавателя в существенной мере зависят от готовности осваивать и использовать в своей работе новые методы, формы и средства обучения, в том числе, на базе информационных технологий, способности интегрировать их со своим профессиональным опытом с целью повышения эффективности образовательного процесса. По мнению Кисель Н.В. (2003) требования к информационной компетентности преподавателя включают: знание индивидуальности ученика, умение ставить цели, адекватные реальным условиям, умение составления программы индивидуального обучения ученика по теме, владение компьютерными технологиями [6].

В итоге мы готовим детей для общества в котором технология становится все более распространенной. Наши дети с использованием различных форм техники на дому и в школе и должны понимать важность и серьезность использования ИКТ. Мы приходим  к выводу, что ИКТ должны использоваться в начальной школе, так как они широко используются во всех сферах жизни человека. Правильное применение ИКТ является одним из основных и необходимых результатов начального образования.

И так мы рассмотрели процесс использования ИКТ и выявили причины  применения их в начальной школе.Есть много способов педагогической поддержки по вопросам ИКТ, но ясно одно, что учителям всегда нужна будет помощь с изучением новых форм педагогики, потому что технологические инновации будут продолжать производить широкое разнообразие возможностей для улучшения преподавания и обучения.

 

Использованная литература:

1. Государственная программа «Информационный Казахстан –2020» Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464

2. Чернилевский Д. Креативный подход к использованию компьютерной техники // Высшее образование в России. – 2002. №6 -С. 157-159.

3. Зайцева, С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий [Текст]: Монография / С.А. Зайцева. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 166 с.

4. Филатов О. К. Информатизация технологий обучения в высшей школе. М.: Старорусская типография, 2001. - 283 с.

5. Христочевский  С.А. Информатизация образования //Информатика и образование. - 1994. -№1.-с. 13-19.

6. ICTinPrimaryEducationAnalyticalsurvey, UNESCO 2014.

 

 

Summary

 

In this article discusses the basics of using ICT in primary school teacher.

Processes of modern society informatization and closely related processes of informatization of all forms of educational activities are characterized by the process of improving and mass distribution of modern information and communication technologies (ICT). Similar techniques are used extensively for communication and interoperability of the teacher and the student in modern open and distance education. The modern teacher must not only have knowledge of ICT, but also to be an expert on their application in their professional activity.

All human activity is primarily associated with the creation, creativity, use of information and knowledge, and most of the working population is involved in the processes of accumulation, storage, retrieval, processing and distribution of information and knowledge, rather than the traditional production of goods and services. The most important factor of structural changes in society, the penetration of computer technology and telecommunications in all spheres of human activity. Naturally, this is not spared and obrazovvatelnuyu activity of all mankind.

As a result, we are preparing children for the society in which technology is becoming more common. Our children through various forms of technology at home and at school and should understand the importance and seriousness of the use of ICT. We conclude that ICT should be used in elementary school, as they are widely used in all spheres of human life. Proper use of ICT is one of the basic and necessary results of primary education.

In this case, we want to rasssmotret initial educational school system and their use of information and communication technology (ICT). Consider the terms of prepodaveteley that implement this technology in their lessons and enjoyed the entire spectrum of this technology.

 

Resume

In this article discusses the basics of using ICT in primary school teacher.Terms of use of ICT in primary education system

 

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, начальное образование.     

Keywords:information and communication technologies, primary education.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.