KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовные потребности и источники их насыщения
Духовные потребности и источники их насыщения
03 февраля 2014    Автор / Р. Халилов к.фил.н., член редколлегии Международного научно-теоретического журнала «Язык и литература», г. Баку


«Чем соедините вы людей для достижения ваших

гражданских целей, если нет у вас основы в

 первоначальной великой идее нравственной?

Созидается общество началами нравственными»...

Ф.М. Достоевский

 

Проблема самосознания личности в окружающем ее мире – это проблема, волнующая человека на протяжении всей его истории. Каждая эпоха конструировала свою картину мира, формируя тем самым отличные друг от друга социально-политические модели и культурно-исторические пласты. Желая понять настоящее, мы всегда обращаемся к опыту прошлого.

В наши дни мир живет странным образом. В каждой сфере жизни – физической, моральной, духовной и материальной – безудержно растет загрязненность. Мы находимся в нерешительности по поводу того, куда катится мир. Положение дел одновременно удивляет и опечаливает нас.

За пять с половиной тысяч лет истории, зафиксированной в Писаниях, было более 15 тысяч войн. Эти-то войны и обесчеловечили постепенно людей и вытравили всякое уважение к истинно чеовеческим ценностям и качествам. Среди людей заметно возросли дурные качества, злые действия и проявления жестокости. Войны, которые позволяет себе человек, показали, что гнев, ненависть, зависть и вожделение – это постоянно преследующие его злые силы. Сегодня в мире царствует анархия  и беззаконие, хаос и преступность, терроризм. Даже болезни типа СПИДа и то, что в домах людей не найти покоя, есть следствие вирусов вожделения, гнева, ненависти и зависти. Люди во всех странах говорят о мире, но действия их противоречат их заявлениям. Они говорят о мире и держатся за атомную бомбу. Вся земля страдает от загрязнения окружающей среды. А в разговорах о «звездных войнах» содержится угроза зарязнения и космического пространства.

Мир, в котором мы живем, в начале XXI столетия вступил в полосу глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестраивается и будет перестраиваться весь уклад нашей жизни. Новый век не имеет себе равных во всемирной истории по масштабам и основательности преобразований, совершаемых людьми. И все же нынешнее время, похоже, раскручивает маховик перемен до максимальных оборотов. Перемены эти так или иначе затрагивают разные сферы существования человека и человечества – отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства: взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути и будущее и вместе с тем не может не считаться с интересами других народов и государств; борьба соперничающих общественных классов за достижение своих целей и противоречия разнородных социальных сил, во взаимоотношениях которых, пусть не всегда последовательно и зримо, пусть  с отступлениями и понятными движениями, пробивает себе дорогу, осознание, того, что у человечества в наши дни одна судьба и что общечеловеческие ценности и идеалы должны выйти на первое место, стать руководством во взаимодействиях между людьми; бурные темпы научно-технического прогресса, выплескивающего на нас все новые знания и технологии и далеко не однозначно воздействующего на условия нашей жизни, да и на нас самих…

Логически осмысляя мир, рациональная наука упрощает его, так как может что-то постичь, только разорвав единое целое на части и  изучив их по отдельности. И ученые разорвали мир на тысячи суверенных наук, ибо времени технического прогресса требовались не философы, объясняющие мир, а люди, его изменяющие, узкие специалисты, досконально знающие только свою, отдельную от других сферу. Это привело к тому, что ученые перестали видеть мир в его целостности, в его объеме.

Испанский философ Ортега-и Гассет писал по поводу такого специалиста: «Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не касается его специальности. В то же время он в глазах общества не невежда, так как он «человек науки», и знает в совершенстве свой крохотный участок знаний.  Его нужно назвать ученым невеждой…  эти люди символизируют власть науки и осуществляют реальную власть, формируя общественное мнение. Их варварство – непосредственная причина деградации знаний и самого общества».

И то, что сегодня многие образованные люди,  зачастую специалисты с высшим образованием, продолжают отвергать существование незнакомого им мира, объясняется только их невежеством, связанным с узкой специализацией.Бернарда Шоу по поводу специализации говорил: «Специалист – это человек, натренированный не понимать ничего выходящего за пределы  его специальности…Но, пожалуй, самое страшное в том, что  технологическая цивилизация воспитывает у людей нежелание  думать и нежелание понимать. Люди потихоньку превращаются в роботов, нажимающих кнопки. Не случайно любая самая малая необходимость в изменении  условий, например, в компьютерной программе, является для большинства  работников непреодолимой трудностью, преодолеть которую можно только за счет покупки новой, более подходящей программы. Поскольку для науки, обеспечивающей материальное благополучие общества,  они были не нужны, ученых подобные «мелочи» не интересовали.И все бы шло по-прежнему, но в начале ХХ века ученые, занимаясь исследованиями в области квантовой физики,  с изумлением  обнаружили, что сознание экспериментатора, его мысль влияют на поведение элементарных частиц. Возникла необходимость изучения сознания, и наука со свойственной ей уверенностью занялась исследованием этого необычного феномена хорошо освоенными ею методами. Но не тут-то было!Благодаря синтезу интуитивного и рационального методов познания мира наука пришла к принятию Бога и к признанию божественных иерархических уровней Мироздания.Еще в апреле 1981 года академик М.А. Марков на Президиуме АН СССР докладывал: «…Информационное поле Вселенной слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более   высокими слоями, вплоть да Абсолюта, и является кроме банка информации еще и регулятором начала в судьбах людей и человечества».

Общество, лишенное общечеловеческих ценностей не сможет оставаться человечным. Чем сильнее будут процветать общечеловеческие ценности, тем интенсивней будет развиваться общество, нация и мир. Нас не устраивает образовательная система, направленная лишь на приобретение академических достижений, параллельно с этим должны культивироваться и человеческие добродетели. Основной проблемой нынешнего образования является возрождение духовных и культурных традиций.

Испокон веков люди задавались вопросами о том, является ли наука и духовность понятиями противоположными друг другу. На самом деле между наукой и духовностью не существует конфликта. Наука это дисциплина и в процессе развития науки происходит модернизация, что влечет за собой развитие открытости мышления и поиска гармонии. До тех пор, пока мир нуждается в науке необходимо понимать, что наука сама по себе  не может создать рая на земле. Нам следует поддерживать нашу древнюю культуру страны и ее богатое наследие. Наука духа ответственна за развитие общечеловеческих ценностей. Национальное единство и национальная интеграция должны стать образом жизни, а не пустыми лозунгами о которых вспоминают тогда, когда единство людей и целостность нации находятся под угрозой. Студенты, учителя и полномочные представители в образовательных учреждениях должны избавиться от узости мышления и быть готовы служить обществу и миру. Если все образовательные институты, объединившись, будут стремиться культивировать общечеловеческие ценности среди студентов и преподавателей учебного заведения, тогда Индия станет идеальной страной и вдохновляющим примером для всего мира.

Древние индийские сообщества жили и процветали согласно ведической традиции гласившей: «Давайте будем жить сообща, двигаться и расти сообща. Давайте делиться своей силой и успехом, чтобы развивать братство и жить без препятствий». Они поистине явились пионерами провозгласившими «новый мир без границ». Человеческая природа такова, что она всегда стремится к взаимодействию в социуме, что является важным элементом в цивилизованном обществе. По словам Зигмунда Фрейда: «Цивилизация – это процесс, целью которого является объединение индивидуума, семьи, расы, людей и нации в единое целое – единство человечества». Ключом к такому грандиозному объединению, несомненно, является сам человек. До тех пор пока человек не впитает в себя такие благородные достоинства как, способность к приспособлению, жертвенности и т.д. то ни о каком объединении не может быть и речи.

В учебных заведениях древней Индии (гурукула) осознавали важность воспитания характера, и поэтому была разработана целая образовательная система.

Границы знаний постоянно расширяются, но при этом мудрость увядает. Подобная проблема очень экспрессивно изложена Томасом Элиотом: «Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений? Циклы небес за двадцать столетий удаляют от БОГА и приближают к Праху».

Нам не нужны слащаво-сентиментальные книжки, не имеющие ничего общего с действительностью или сочинения, пропагандирующие  заскорузло-консервативный  быт,   паразитизм, беспринципность и ханжество. Нам как воздух необходимы книги, имеющие настоящую художественную ценность, воплощающие духовные и этические идеалы нашего народа, его представления о добре и справедливости, созвучные с реальными запросами нашего времени, народной героикой, красотой родного края, с трудом и мыслями простого человека.

Роль духовной науки в гражданских делах, в устранении неприятностей, которые человек приносит человеку, не во многом уступает другим ее заслугам в борьбе с теми трудностями человеческой жизни, которые создаются самой природой. Эти заслуги великолепно изображены в мифологическом сказании об Орфее, повествующем о том, как различные животные и птицы собрались вместе и, забыв о своих врожденных инстинктах, стремлении к добыче, борьбе и драках, дружески и мирно стояли рядом, потрясенные гармонией и сладкозвучием кифары; когда же звуки ее прекращались или когда их заглушал какой-то другой, более громкий звук, то сразу же все эти животные вновь обретали свой природный характер. В этом мифе тонко изображаются нравы и характеры людей, волнуемых множеством необоримых страстей – наживы, сладострастия, мести; но до тех пор, пока они прислушиваются к наставлениям и увещеваниям религии, законов, учителей, прекрасно и красноречиво изложенным в книгах, проповедях и речах, до тех пор они уважают и сохраняют мир и союз; когда же все это молчит или грохочут смуты и возмущения, все разваливается и впадает в анархию и смятение.

Богатое духовное наследие было оставлено нам великими сынами человечества, которые на практике осознали значимость духовных знаний. Особо это можно наблюдать на примере восточных поэтов, сумевших отобразить в своей поэзии всю сладость и безграничность духовной составляющей человека. Блестящее поэтическое  мастерство  восточных поэтов  очаровывает  не количеством строчек, а силой своего воздействия на человеческие сердца, ну а секрет поистине волшебного очарования поэзии заключается именно в ее высокой духовности, красоте и своеобразии ее языка. Зорко подмечающая даже самые, на первый взгляд, незначительные детали, она  содержит  много  остроумных наблюдений, верных и тонких мыслей и всегда исполнена глубокого нравственного смысла, чтобы постигнуть который необходимо не только внимательно прочесть, но и обязательно глубоко осмыслить прочитанное.

 С непревзойденным мастерством воплощения богатой гаммы человеческих чувств в разное время творили Низами Гянджеви, Абай Кунанбаев, Алишер Навои, Фирдоуси, чьи поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира. По-разному воплощаются в их стихах, поэмах и песнях раздумья о жизни, родине, смерти и любви, однако все они были едины в главном: это были верующие люди, все их творчество было пронизано животворящим светом высокой духовности. Их понятия о поэзии были чисты и возвышенны, они воистину  были  совестью  мусульманского  мира, возглавляя борьбу передовых людей своего времени с варварством и бесчеловечностью, всех их объединяла неустанная погоня за знаниями, впечатлениями и правдой, что по достоинству ценили современники, с восторгом встречая каждое их произведение, а также благодарные потомки, по праву относящие их стихи к числу лучших созданий восточного поэтического гения. Как много можем почерпнуть с вами из этого источника.

Общечеловеческие ценности, составляющие сущность человека, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Ценность личности зависит от ее культуры. Духовность – это понимание и открытие своих внутренних возможностей самим человеком, через свое «Я», это уровень такого нравственного развития, когда субъект при любых обстоятельствах остается высшим проявлением добродетели.

Каждый родитель и учитель хочет видеть своих детей и удачными, и счастливыми. Поэтому очень важно соединить академические знания с духовно-нравственным компонентом, чтобы образование и развитие стало гармоничным. Поэтому большой интерес для нас представляет система образования, осуществляемая ННПООЦ «Бобек» Республики Казахстан.

  Думаю, что и у нас, в Азербайджане есть все шансы помочь этому осуществиться.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.