KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Начальная школа
Начальная школа
15 августа 2016    Автор / Ахмет Байтурсынов

Какой должна быть начальная школа с казахским языком обучения? Никто до сих пор открыто не высказывался по данному вопросу. В пра­вительственных кругах скоро намечается провести в г. Петербурге совещание российских мусульман, на котором будут рассмотрены их школьные проблемы. Делегаты, которым предстоит представлять интересы казахского народа на этом совещании, должны четко определить свою позицию относительно того, какой тип школы нужен детям-казахам. Вот почему газета «Казах» решила выступить по этому поводу со своими соображениями.

Ныне обучение детей-казахов осуществляется двумя разными путями. Одни получают начальное образование в аульных мектебах, а другие — в русских начальных школах. Таким образом, эти два типа школ составляют основу начального образования казахской учащейся молодежи. Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, какой должна быть казахская начальная школа, нужно выяснить состояние действующих школ и обосновать целесообразность выбора того или иного типа школ.

Начнем с аульных школ (мектебов) с родным языком обучения. Приходиться сразу признать, что их работа находится на крайне низком уровне. В школах отсутствуют необходимые учебные пособия, не обеспечены они и учительскими кадрами с соответствующей подготовкой. Тем не менее количество грамотных казахов в процентном отношении заметно превышает количество местных грамотных мужиков. Все грамотные казахи (сюда входят и те, кто владеет элементарными навыками чтения и письма, и те, кто участвует в издании газет, журналов и книг) являются выпускниками школ с родным языком обучения. Это свидетельствует о том, что, несмотря на крайне слабую материальную и кадровую обеспеченность, аульные казахские школы выпускают грамотных людей больше, чем местные русские школы, пользуются поддержкой и уважением населения, так как обучение в них ведется на родном языке детей.

Попытаемся проанализировать состояние русскоязычных школ. В казахской степи действуют аульные, волостные и двухклассные русские школы. Если их выпускники не продолжат образование, то они так и останутся малограмотными, с низким уровнем образования. Через год-два после окончания школы, находясь среди исключительно казахскоязычного населения, они утрачивают многое из того, что усвоили во время учебы, и получается, что их двухлетний труд пропал даром. Правда, среди бывших выпускников двухклассных русских школ немало аульных учителей, писарей, однако это не отрицает того факта, что начальное образование должны получить все дети без исключения. Любой человек нуждается в начальном образовании в такой же степени, в какой ему нужны, скажем, язык, уши и руки. В наше время состояние неграмотного человека можно сравнить разве что с Положением глухонемого или безрукого инвалида. В дальнейшем значение образованности будет возрастать еще сильнее. Учащиеся начальных школ должны стремиться не столько к карьере писаря, учителя, фельдшера, адвоката, судьи, инженера, агронома, а прежде всего к овладению знаниями, которые бы им позволяли свободно читать и писать на родном языке.

Во-первых, нужно поставить начальное образование таким образом, чтобы оно действительно стало необходимой образовательной ступенью для тех, кто желает учиться дальше. Если же выпускники начальных школ по какой-либо причине лишены возможности совершенствовать свой уровень образования, то их надо обеспечить, хотя бы такими знаниями, с помощью которых они могли бы быть в курсе литературной и культурной жизни нации.

Начальная школа — как мусульманская, так и с русским языком обучения — должна выступать как образовательная база для тех, кто желает учиться дальше. Если же выпускники начальных школ по какой-либо причине лишены возможности совершенствовать свой уровень образования, то их надо обеспечить хотя бы такими знаниями, с помощью которых они могли бы быть в курсе литературной и культурной жизни нации.

Целесообразно довести, продолжительность начального образования детей-казахов до пяти лет. В течение первых трех школьники будут учиться только на родном языке, в остальное время — только на русском. У нас имеются казахи, построившие свои поселки по образцу мужиков. В будущем наверняка появятся и те, кто построит новые деревни с учетом национальных особенностей. Есть аулы, чьи зимовья расположены компактно, есть и такие, чьи юрты находятся друг от друга на довольно больших расстояниях. Начальная школа должна непременно учитывать интересы всех этих групп населения. Все дети, желающие учиться в начальной школе, должны получить реальную возможность посещать ее. Ни в коем случае нельзя лишать их возможности получить образование. Поэтому нужно разделить начальные школы на две группы: 1) для приходящих; 2) для постоянно проживающих в пришкольных зданиях (автор, видимо, имеет в виду элементарные типы школ-интернатов). Школы для приходящих открываются в крупных и отдаленных населенных пунктах, а школы для постоянно проживающих — в местностях со слабой плотностью населения.

Во-вторых, начальные школы нужно также разделить на степные и городские. Степные школы, в свою очередь, целесообразно делить на аульные и волостные; в аульных — обучение ведется на родном языке и имеет продолжительность три года, в волостных — на русском языке, продолжительность обучения — два года. Волостные школы принимают выпускников аульных начальных школ. Городские школы могут быть — в зависимости от величины данного города — трехклассными и пяти­классными. В аульные школы с интернатом и волостные школы принимаются только дети, лишенные возможности ежедневно посещать уроки. В казахских начальных школах преподаются следующие предметы: чтение, письмо, закон божий, родной язык, национальная история, арифметика, география, обучение хозяйственной деятельности, природоведение. Содержание образования двухлетних начальных русских школ нужно построить с таким расчетом, чтобы их выпускники в дальнейшем могли поступать в младшие классы классических и реальных гимназий. При такой организации начального образования знания, полученные детьми-казахами в начальной школе, могут служить хорошей базой для повышения как мусульманского, так и русскоязычного образования.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.