KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Живое знание (эссе)
Живое знание (эссе)
06 августа 2018   

Автор в своей работе руководствуется принципом необходимости понимания духовного мира ребенка, усиления его веры в свои силы, стремлении к бескорыстной любви и хорошим делам. Живое знание одухотворяет человека, помогает постичь науку, способствует стремлению человека к новому и развитию.

В эссе А.Т.Казтаевой говорится об интеграции предмета «Самопознание» с другими предметами,  что является  в первую очередь, обновлением знаний, обобщением всех предметов на основе общечеловеческих ценностей и  умением видеть разнообразие предметов. При интеграции самопознания и предметов естествознания большой вклад вносят внеклассные творческие работы учащихся. Использование на уроках гуманитарного цикла национальных традиций и обычаев, достижений мировой культуры в качестве темы урока способствует формированию любви к своему народу, знакомит с культурой других народов. При обучении биологии, анатомии и физиологии человека рассматриваются темы здоровья, здорового образа жизни. Здоровье человека является главной ценностью. Только здоровый человек может внести свой полезный вклад в развитие общества.

Эссе М.Тикей «Живое знание» посвящено проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в кокторм важную роль играют родители и учителя. В настоящее время перед системой образования стоит задача создания условий, направленных на  формирование личности на основе национальных, общечеловеческих ценностей, на достижениях науки и практики. Целью «Живого знания» при интеграции общечеловеческих ценностей в содержание школьных предметов является воспитание ребенка в национальном духе, раскрытии  смысла жизни, создание условий для самопознания и самореализации, воспитание ответственности за  свои мысли, слова и поступки, воспитание гармоничной личности, трудящейся во имя интересов  своей станы. Живое знание дает детям возможность найти свой путь в жизни, развивает общечеловеческие ценности в сердце ребенка, ведет к достижению цели.

Статья Ж.Б.Шанкозовой посвящена роли предмета «Самопознание» в   духовно-нравственном воспитании детей. «Самопознание» воспитывает детей самоувжению, самосовершенствованию, ответственности за свои действия. На семью и  учителя возлагается задача  правильно ставить цель, воспитание хорошего поведения. Если раньше учитель играл главную роль в процессе воспитания, то в настоящее время учащийся должен проявлять активность в учебном процессе, а учитель выполнять роль собеседника, консультанта, программиста. Учащиеся должны в стенах школы овладеть инновационными технологиями познавательного процесса. По мнению автора, на уроках «Самопознания» эффективна технология обучения. Например, при изучении темы гармонии в семье учащиеся в предложенных заданиях  узают о том, что уважение и воспитанность являются важными, рассматривают пути решения возникающих проблем.

Досанова К.С.

Воспитатель, КГУ Областная специализированная школа –интернат №4 «Болашак», Город Степногорск.

«Обретая мудрость жизни и счастье служении человечности»

Мир, в котором мы сегодня живем, – глобальный, интегральный. Это значит, что все его части полностью взаимозависимы, и каждая часть определяет судьбу всех. Таким он проявился благодаря прогрессу. Начиная с того момента, нет места распрям между частями мира, потому что все, что противоречит интеграции, противоречит прогрессу,  и совершенству.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело­века с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

16 ноября – Международный день толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Давайте обратимся к истории, как и где, возник этот термин толерантность. (ИКТ)

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

«Толерантность» является актуальной, призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения учеников. Наиболее эффективным способом развития толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо развивать такие качества личности учащихся, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине.

Ермуханова Инара Ибраимовна

учитель Самопознания, КГУ «Капитоновская СШ», Буландынского района Акмолинской области

«Нравственный пример гуманного педагога Януша Корчака»

«Я никому не желаю зла. Не умею.

Просто не знаю, как это делается…»

Януш Корчак, из Дневника.

Читать произведения Януша Корчака и не проникнуться духом действительного гуманизма не может только очень черствый и равнодушный человек. Когда читаешь книги Януша Корчака, ощущаешь себя частью огромного, светлого, чистого мира Ребенка. Чувствуешь принадлежность к чему- то святому и хрупкому и в то же время мудрому и сильному. Понимаешь величие безграничной любви к Ребенку, когда это не просто слова, а образ жизни. Являясь врачом по образованию и педагогом по призванию, Януш Корчак раскрывал чудесный мир Ребенка, начиная с физиологических особенностей и заканчивая высшей духовной сущностью ребенка. Хотя слово «заканчивать» не подходит, когда говоришь о Януше Корчаке и его Любви к детям. Дети были его единственной Любовью, Любовью всей его жизни. Он не стеснялся учиться вместе с детьми и просить прощения у детей. На первое место он ставил уважительное отношение к детям. Он воспитывал в детях любовь к правде, к трудолюбию, к чистоте. Если во всех других детских домах ведра, тряпки и швабры прятались подальше, то в Доме сирот Януша Корчака они висели на самом видном месте, может поэтому дети этого дома чистоту и гигиену соблюдали добровольно и с охотой.

Свои наблюдения он  отразил в своих работах: «Как любить детей», «Каким путем?», «Дитя улицы», «Правила жизни», « Право ребенка на уважение», «Дитя гостиной», всего более 20 трудов. Немного, но он не любил писать долго и нудно. И получалось у него точно и метко.

Чего стоят слова Януша Корчака о таинстве родства матери и ребенка «…биение крохотного, словно персиковая косточка, сердца – эхо твоего пульса. Твое дыхание несет кислород и ему. Одна кровь течет и в нем, и в тебе – и ни единая алая капля крови еще не знает, останется она твоей или его или прольется и умрет, как дань, взимаемая таинством зачатия и родов. Кусок хлеба, который ты жуешь, - материал ему на созидание ножек, на которые он встанет  и побежит, кожицы,  которая их покроет, глаз, которыми он будет смотреть, мозга, в котором вспыхнет мысль, ручонок,  которыми он к тебе потянется  и, улыбаясь, назовет «мама». И ты,  и он подвластны сотне тысяч неуловимых, легких  и дивно точных импульсов, дабы, забирая свою долю жизни, вы не взяли больше, чем принадлежит вам по праву, всеобщему и извечному….»

Нереальным, на мой взгляд, является «вечный подвиг» Януша Корчака, когда вместе с детьми их Учитель вышел из Дома сирот под конвоем нацистов. Дети не знали, что идут в последний путь. Они вместе приехали  на вокзал, вместе сели в вагон и вместе шагнули в газовую камеру. Всю дорогу до Треблинки Януш Корчак рассказывал своим детям сказки. Теперь на месте газовых камер – каменные плиты, на одной из которых высечена память об этом подвиге. Если бы мне удалось ознакомиться с биографией этого удивительного человека лет 15 назад, под воздействием подросткового максимализма, я бы без сомнения  воскликнула « Да! Я бы тоже так сделала». А сейчас, став мамой двух прелестных детей, я подумаю… Но буду, буду к этому стремиться…..

Достичь такого уровня духовного сознания  является высшей степенью совершенства. И примером такого нравственного подвига является Януш Корчак.

Для нас, учителей Самопознания, Януш Корчак является примером истинного учителя – гуманиста, тем человеком, который уважает чистое, ясное, непорочное детство. И память о Старом Докторе будет жива всегда.

Икомашкина Галина

На уроках «Самопознания»

«К чему ведет твое призвание, то и созидай». Абай.

Каждый из нас о чем-то мечтает. Кто-то хочет покорить высокую гору, отдохнуть на море, стать олимпийским чемпионом или получить пятерку по геометрии…А вот мечты учащихся Новопервомайской ОШ  - мечты о будущем, о выборе профессии.

«Я понимаю, что в 12 лет сделать такой выбор очень сложно, поэтому сейчас можно только предполагать и строить планы. Профессию выбирают на всю жизнь. И для меня важно, чтобы я мог приносить пользу.  Мне очень нравится профессия водителя-дальнобойщика. Раньше задач у водителя было гораздо больше. Заводить машину надо было снаружи, а не внутри, как сейчас. Приходилось бегать от одной стороны машины к другой: то слить лишний бензин, то дергать изогнутую ручку стартера, то открыть подачу бензина. И это только часть работы. Сегодня все проще. Каждый человек, так или иначе, связан с этой профессией.  И везде важен профессиональный опыт и умение принимать вовремя правильные решения» – пишет Изибаев Алексей.

«Пожалуй, трудно назвать более нужную, героическую и ответственную профессию, чем профессия врача. Человек в белом халате вызывает безмерное уважение, его ежедневный труд направлен на облегчение страданий и спасение жизни людей. Тому, кто принял решение стать врачом, надо пройти очень сложный период обучения, который будет продолжаться всю жизнь. Врач должен понимать, что от каждого его решения зависят здоровье и жизнь его пациентов.Но главное, чем должен обладать врач – любовью к людям. Научиться любить людей, вникать в их проблемы, прислушиваться и быть внимательным далеко не просто. Для этого необходимо быть по-настоящему добрым и сильным человеком, и тогда добро вернется к тому, кто каждый свой день посвящает помощи страдающим людям. Таким человеком является моя старшая сестра – врач Жолымбетской поликлиники БахытЕркеш. Мне очень бы хотелось быть похожей на нее, - пишет БахытГаухар.– А может быть я стану стюардессой…»

А вот мечта ученика 8 класса АйкенаАлтынбека: «Несмотря на то, что профессия программиста считается одной из наиболее современных, на самом деле происхождение этой специальности берет начало из 80-х годов прошлого века. Хороший программист обязан быть предельно внимательным и вдумчивым. Он должен быть человеком практичного характера и уметь находить кратчайший путь к цели. Эта профессия перспективна  и широко востребована во всем мире».

«С раннего детства  эта профессия  привлекает как мальчишек, так и девчонок. Так профессия милиционера представляется многим полной увлекательных приключений, тогда как на самом деле защита порядка требует ежедневного и монотонного труда и рутинной работы, - пишет АсылбекБайсултан - Конечно, нельзя отрицать и наличия опасных моментов в жизни милиции. Тот, кто стоит на страже безопасности, должен быть очень выносливым и ответственным  потому, что от его четких и уверенных действий  зависит не только порядок, но и жизнь граждан и товарищей по работе».

«Педагоги день за днем осваивают новые знания, вкладывают силы в учеников, воспитывают в них стремление к постоянному самообразованию. Неоценим вклад учителей, которые подарили так много талантов нашей стране. Значительный вклад в развитие страны внесла династия Мариневич. Три поколения посвятили себя профессии учителя. Мои дедушка и бабушка – Мариневич Ахмед Мамедович  и Валентина Петровна – проработали учителями до выхода на пенсию. В нашей школе работает учителем истории мой дядя – Мариневич Андрей Ахмедович.  Педагогический стаж моей мамы – Салтыковой Светланы Ахмедовны – учителя математики – больше 10 лет. Моя старшая сестра Виктория является студенткой 3 курса педагогического гуманитарного лицея г. Астаны. Общий стаж династии Мариневич насчитывает около 110 лет. Наверное, умение работать с детьми, понимать их дается богом. Главное, на мой взгляд, не делить детей на своих и чужих, любить всех и стараться передать им весь свой опыт. Нужно понимать их  душой и сердцем, болеть за их интересы. Тогда  и дети к тебе потянутся. Было время, когда я тоже хотела стать учителем. А теперь хочется быть парикмахером» - пишет Салтыкова Николь.

«В мире существует множество профессий. У каждой свои достоинства и недостатки, свои требования и особенности. Учитель, строитель, врач, менеджер, шофер и другие – каждая интересна по-своему. Чтобы найти свое призвание, в первую очередь, нужно понять, чем больше всего хочется заниматься, какое занятие может принести пользу и тебе, и обществу. После этого необходимо оценить свои физические возможности, позволят ли они добиться поставленных целей.Есть много разных интересных профессий, но, какая бы работа ни была, начинать придется с самого начала, с самых мелочей. Главное –смело идти к поставленной цели, не пугаясь проблем. Тогда работа будет приносить радость и хорошую зарплату» - так размышляет ХурметбекАйбек.

«В мире есть очень много интересных профессий, но какаю из них выбрать? Моя будущая профессия должна в первую очередь нравиться мне. Нет ничего лучше, чем каждое утро вставать и радоваться тому, что идешь на работу. Не все люди работают с удовольствием, многие даже переживают стресс, когда идут на работу, для них это настоящая каторга. Многие выбирают денежную работу. Что лучше: получать много денег или получать много радости от любимой работы? Большинство выберут первое, так как деньги в нашем обществе играют самую главную роль. Любимое дело будет приносить и деньги, и радость, - рассуждает Березанская Влада. - При выборе профессии нужно разобраться в себе, понять, что интересно. Не стоит спешить с выбором профессии, многие люди годами ищут свое призвание. Кто ищет, тот всегда найдет. Выбрать себе профессию по душе не так легко, поэтому к этому вопросу нужно подходить очень серьезно».

Кайржанова К.Б.

Учитель самопознания СОКШД Асан, ЗКО, Зеленовский район.

«Общечеловеческие ценности и традиции казахского народа»

Мы ждем с нетерпением месяц – март. Он несет с собой массу положительных эмоций: все чаще появляется солнышко, чувствуется окончание долгой зимы. Для нас, педагогов этот месяц ценен еще и тем, что в нем есть дни, когда мы делаем важный акцент на воспитание в наших детях общечеловеческих ценностей. 1 марта – Алғыс күнi – День благодарности. В нашей школе в этот день была организована « Фотосушка». Были развешаны на импровизированной веревке фотографии из школьной жизни, висели они, закрепленные настоящими прищепками. Здесь можно увидеть учеников в разных ситуациях: на уроке, на природе, на концерте, или принимающие участие в благотворительной акции. Ну и какая школа без учителей. Они тоже не только на уроке, а везде там, где их дети, будь это субботник или внеклассное мероприятие. Дети с удовольствием разглядывают эти фото и радуются, когда находят себя и одноклассников или любимого учителя. И спешат сказать « спасибо» учителям, а иногда подбежать и просто к нему прижаться. Учитель благодарит учеников за их старание, проявленное активное участие в том или ином мероприятии. В День Благодарности был организован также « Почтовый ящик», куда ученики опускали свои записи с пожеланиями  и словами благодарности.

Благодаря такому дню, у детей развивается такая ценность, как Любовь, во всех ее проявлениях: любить не только себя, но и окружающих, будь это твой одноклассник или учитель, твои родители, соседи, т.е. быть благодарными. И мы говорим детям, что совершенный ими добрый поступок, обязательно вернется к тебе, тем же. Ученик по имени Мурат в таких случаях, поднимает руку и говорит громко : « Это бумеранг, бумеранг!»

Еще в этом месяце есть праздник, который отмечается только в нашем, западном регионе Казахстана. Называется он  - көрісу. Эта древняя и красивая традиция символизирует наступление новой жизни и нового года. В этот праздник принято ходить в гости друг к другу и обязательно при этом пожимать руку, произнося: «Бiр жасыңмен!». Специально в гости приглашать не принято, однако в каждом доме готовится мясо в казане, а в воздухе витает чудесный запах домашней выпечки. К празднику обычно готовят национальное блюдо — небольшие хрустящие и поджаристые булочки «баурсаки», которыми угощают всех, кто приходит в дом. Без этого любимого всеми казахского угощения не бывает ни одного национального праздника. Во время Көрісу особенно ярко проявляется традиционное казахское гостеприимство, с самого раннего утра все ощущают счастливую и радостную атмосферу домашнего очага. Вот и мы в этот день, с учениками пошли поздороваьтся с одной из уважаемых жительниц нашего села Асан Гумаровой Розой.  Бабушка очень обрадовалась приходу гостей, глаза ее засветились радостью. Сначала дети угостились вкусными баурсаками, затем хозяйка дома рассказала о своей жизни, трудностях, которые пришлось пережить ее поколению. А когда давала « бата» - благославление, напутствовала обрести прочные знания, которые пригодятся в будущей жизни. « Цените нашу Независимость, берегите мир на земле» сказала она на прощанье. Я считаю, что эта встреча, ее значение, ничем не уступает уроку в школе. Ведь здесь идет живое общение, по глазам учеников было видно, полученное от этого впечатление. Уважение к старшим, помочь им в разных ситуациях ( перейти дорогу, донести тяжелый пакет, уступить место в транспорте)  - эти дети наверняка так и поступят. Они растут и вместе с ними развивается такая общечеловеческая ценность как «праведное поведение». А плодами этого дерева ценностей будет « ненасилие», т.е. не причинить вреда никому не мыслью, ни словом, ни делом. И это наша главная цель.

Самый главный весенний, значимый праздник – Наурыз. Здесь можно охватить все пять общечеловеческих ценностей: истина, любовь, праведное поведение, внутренний покой, ненасилие. Воспитать человека, обладающего этими ценностями –общая большая задача школы, семьи, окружающих, никто не должен остаться в стороне.

Мурашкина Татьяна

Дружба делает человека счастливым

Что делает человека счастливым? В одной телепередаче сообщались результаты исследования, в ходе которого ученые пришли к выводу, что счастье человека не зависит от возраста или материального положения. Как оказалось, самые счастливые люди те, у которых есть семья, друзья, вера. Ведь действительно так получается, что наше душевное состояние зависит от трёх этих факторов. Когда у нас есть хотя бы что-то одно: крепкая семья, верные друзья или искренняя вера, жить становится легче, потому что в трудной ситуации появляется надежная опора. На самом деле, семья, дружба и вера очевидным образом взаимосвязаны между собой. Модель поведения, выстроенная в одной из этих «систем» автоматическим образом переносится на другие.  

Я хотела бы поразмышлять о дружбе. С одной стороны, простое, знакомое нам с ранних лет, понятие, с другой - многогранное и сложное. В современном обществе наблюдается переоценка ценностей, это коснулось и дружбы, значение которой, кажется, отчасти девальвировалось в связи с появлением Интернета, социальных сетей, и вообще феномена  информационного общества. Несмотря на изменение социальных условий потребность в дружбе у человека осталась.

Есть такая известная пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»! Как будто её авторы знали о том, что в будущем количество друзей будет строго фиксироваться в социальных сетях, где «друга» буквально  можно «завести» нажатием кнопочки на клавиатуре или щелчком «мышки». Это важный момент, как мы отвечаем на вопрос: «Сколько у нас друзей». Ответ на него даёт понять, какой смысл мы собственно вкладываем в понятие «друг». Есть люди, которые называют друзьями всех, кого не лень. Другие же очень осторожны в употреблении слова «друг»; если такого человека нет, они так и говорят. Но, наверно, и для первых, и для вторых, как бы они его ни называли (лучший друг или «единственный друг»), существует вполне внятное представление о человеке, для которого в сердце есть отдельное место. И позволю себе назвать его настоящим другом. Встретить настоящего друга – это большой подарок судьбы, который каждый из нас ценит и бережет.

Как у нас появляются друзья – интересный вопрос. Было бы любопытно собрать сборник замысловатых оригинальных рассказов о том, как друзья приходят в нашу жизнь. Предугадать это событие невозможно. Хочу поделиться  своей историей. Мои родители в студенческие годы (тогда они еще не были женаты) дружили с другой парой Евгением и Иннесой. Причем, знакомство Инны и Жени состоялось благодаря моим родителям. Женя был хорошим другом папы. Через несколько лет отца распределили в Курск, и постепенно связь между уже молодыми семьями оборвалась. Четыре года назад мою маму разыскала через «Одноклассники» Иннеса и сообщила о том, что её дочь поступила в один и тот же ВУЗ, что и я, на  одну специальность, в одну группу. Как выяснилось позже, Аня (дочка Инны и Жени) вообще планировала учиться в Бауманке. Я слышала первый разговор после перерыва в18 лет моих и Аниных родителей. Потом я увидела всего лишь одну её фотографию и сказала папе: «Какой хороший человек!» Папа удивился скорости моих суждений. Сейчас Аня – мой друг. Кто знает, может быть, наши родители познакомились когда-то давно, чтобы впоследствии мы с ней не потерялись.

Дружба – такая штука, её нельзя подогнать под общую черту. Некоторых людей связывают одинаковые увлечения. Других нечто иное. Говорят, что притягиваются противоположности. Но дружба  настолько сближает людей, что они становятся немного похожими друг на друга, потому что их объединяет только их маленькая жизнь. В моём случае – совершенно противоположные интересы, мы можем поссориться из-за книги, разные вкусы в музыке, одежде. Если честно – во всём. Но несмотря на это, я знаю, что мы друг друга с полуслова понимаем, иногда не договаривая фразы до конца.

Тяжело быть другом. Тяжело в том смысле, что это труд. Я сразу приведу показательный пример. Недавно моя знакомая Света рассказала мне, что у её подруги убили родителей.  Но ведь это серьёзное испытание для обеих. Нелегко иногда просто молчать, когда на тебе срываются. Света берет на себя ответственность заставить жить подругу, улыбаться, не сойти с ума. Не каждый способен вынести подобное испытание. По-видимому, по этой причине не всем его предстоит преодолеть.

Я думаю, понять, есть ли у тебя друг можно только после того, как вместе пережили радость и горе. Иногда мы не можем помочь ничем, кроме того, как сесть и вместе со своим  другом плакать. Но чаще всего в горе друг должен вытягивать из бездны отчаяния, уныния, страха, сомнений, грязи. Нужно глубоко нырнуть и вытащить близкого человека чего бы это ни стоило.

Мне вспоминается Штольц. Это не совсем подходящий пример по целому ряду причин. Но применительно к тому, о чем я сейчас пишу, опишу эпизод, правда, из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова, а не из романа. Уж очень здорово сняли момент, когда Андрей Иванович будит Илью Ильича. Обломов спит на диване, в комнате темно, пыльно, уныло и лениво. Штольц уже проснулся, позавтракал и привел себя в порядок. Он стремительно идёт  в комнату к Илье Ильичу. Заранее он взял таз с холодной водой и поставил его около дивана, а еще прихватил (снял со стены) охотничий горн. И вот он отворяет двери, быстрым движением руки раскрывает шторы, и комната в один миг заливается солнечным светом. Штольц подбегает к дивану и трубит в  горн над головой Обломова. Соня вскакивает, и его ноги попадают прямиком в ледяную воду. Так следует поступать и нашим друзьям. Порой, когда человек впадает в тоску, начинает плесневеть и не хочет видеть белого света, родной друг решительными действиями, радостью, положительными эмоциями может пробудить его. Звучит великодушно. Но это усилие над собой, время, самопожертвование, самоотдача.

Страшно, когда человек спотыкается и падает лицом в грязь. От него, все, возможно, отвернутся, и еще помогут в этой грязи поваляться подольше. Друг не уйдет, он лучше стойко перенесет косые взгляды окружающих, чем осудит. Друг не судья. Это не значит, что он поддакивает. Нет! Он ободряет и берет на себя часть ответственности за промахи другого. Он идёт на выручку сам, не ждёт, когда его позовут. Близкий человек воспримет это как само собой разумеющееся, а не как долг. Это не долг, а человеческое естество.

А если болезнь, если человек умирает? С ним остаётся быть рядом и держать за руку, чтобы он чувствовал, что не один. Даже, если кажется, что он не слышит, надо до конца сидеть у его кровати. Вообще за руку держать надо всегда, когда ничего больше не остается, только чтобы наш друг не почувствовал ни на секунду себя оставленным, одиноким.

Но вместе мы как страдаем, так и радуемся. Нет разделения на мою и твою радость, она общая. В дружбе нет зависти и соперничества. Одним словом дружба – это бескорыстная любовь друг к другу.

Иногда возникают трещины. Наверно, у всех. Но так только лучше: при правильном подходе, даже они сплачивают, как это ни странно. Другу не позволительно быть гордецом. Умение прощать и принять сохраняет дружбу, сохраняет людей нравственно здоровыми. Есть такой забавный видеоролик. Один улыбающийся во всю рожицу nbsp; рисованный человечек подходит к другому угрюмому и злому. Добрый держит в руке воздушный шарик. Злой достает иголку и прокалывает шарик. Хороший человечек уходит. Возвращается с новым шариком и с широкой улыбкой. Та же история повторяется. Он приходит в третий раз, шарик снова лопает грустный мультяшка. Наконец тот, который добрый, протягивает еще один надутый шарик второму. И печальный герой расплывается в улыбке. Оказывается, он тоже добрый. Но надо, чтобы кто-то смелый протянул руку, даже если его обидели. Мне кажется, положительного мультяшку срисовывали с моей подруги детства. Когда мы ссорились, она всегда первая просила прощения. Всегда! Даже, когда я была неправа. А я дулась, странно, что не лопнула, как те три шарика. Но в результате я научилась просить прощения не только у неё, но и у всех остальных окружающих меня людей.

Конечно, таким образом нужно стараться относится ко всем людям, но на это элементарно не хватит времени. В наших силах заботиться о близких: семье и друге (друзьях). Постепенно настоящий друг вливается в нашу семью и уже нет как такового разделения. Но друг – это особенный в нашей жизни человек. Мы рождаёмся в той семье, в которой придется. А друг – это наша душа. Снова на ум приходит русская пословица. Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе кто ты. Это верно. Но относится как раз только к нашему настоящему лучшему другу, а не ко всем подряд. Со всеми подряд общаются иногда из-за вежливости. На всех ориентироваться не надо. А на друга – без сомнений. Я замечала за собой: когда не получается разобраться в человека, ловишь себя на мысли: «Так, мой товарищ его любит, значит всё в порядке, значит и он порядочный человек»! Друга мы выбираем. Встречаем его совершенно случайно, а остаёмся с ним обдуманно. Друг нас не выше и не  ниже по статусу, нет субординации, зато есть искреннее уважение.

Я думаю, некоторый прогресс в дружбе достигается, когда всё можешь рассказать и при этом не боишься, что тебя не поймут, проигнорируют, не захотят слушать. Уметь слушать и слышать в большей степени, чем жаловаться – неотъемлемое качество друга. Иначе получается как у Чехова в рассказе «Палата №6».  Доктор Андрей Ефимыч  любил принимать гостя почтмейстера Михаила Аверьяныча, «единственного во всем городе человека, чье общество для Андрея Ефимыча не тягостно». Он считал его хорошим «собеседником». Это заключалось в том, что доктор говорил, говорил, говорил и больше всего сокрушался в том, что не находится, по его мнению, в городе умных людей. А почтмейстер кивал и всегда соглашался. Но как только Михаил Аверьяныч пробовал вступить в диалог, доктор его сразу перебивал. Это некий разговор сам с собой, а «свидетель-друг», так, чтобы за сумасшедшего не сочли. Взаимопонимание, внимательность и сорадование присущи настоящим друзьям.

А ещё с друзьями нам весело, мы смеёмся! В сказочно-философской повести «Тим Талер, или Проданный смех» детского немецкого писателя  Джеймса Крюса в эпилоге такие строки: «Но, право, верь, Смех означает: человек не зверь. Так человек природой награжден. Когда смешно, смеяться может он»! Смех и улыбка делают нашу жизнь лучезарной и радостной. Часто вдоволь смеёмся мы именно с нашими друзьями, они скрашивают грусть и печаль.

Летом в грозу, в руках с закрытым, совсем ненужным зонтиком бежать вместе с подругой по улице, шлепать ногами по лужам и от всей души смеяться! А за плечами радость, горе, слёзы, улыбки, ссоры и примирения. Чем не дружба? И это ли не счастье?...

Так что дружба была и остается одной их фундаментальных ценностей и социальных потребностей человека. Без друзей практически невозможно всецело и разносторонне развиться как личность, без друзей невозможно быть счастливым. Русские деревенские мужики и банкир в Нью-Йорке знают, что такое настоящая мужская дружба, социолог и психолог, психотерапевт и философ, которые занимаются наукой, никогда не позволят обесценить значение дружбы в развитии человека и процессе его социализации.

Ходзинская И.

Учитель самопознания, КГУ «Степная средняя школа»Житикаринский р-н Костанайская обл.

Семья и школа: Навстречу друг другу

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

А.Н. Макаренко.

Мне хочется сказать несколько слов о «вечной», но, тем не менее, всех волнующей теме о взаимоотношениях семьи и школы.

Родители… Часто многие из них, отдавая ребёнка в школу, даже не подозревают,сколько трудностей поджидает буквально с первых дней учёбы.Одни мамы и папы рассчитывают: всему научат в школе, на то там и учителя, другие стараются помочь во всём, лишая детей самостоятельности,третьи требуют хороших отметок, не задумываясь над причинами плохих, и т. д. Разные родители, разные отношения,разные  требования и, конечно, разные дети.  Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья.Я думаю, что и те и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа –это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнегоплавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка.Помимо  сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители,на ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причём эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Семья даёт ребёнку как  бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень  привычным очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

Иногда я вижу, как возникают – иногда по вине родителей, а иной раз по вине учителей неправильные отношения между семьёй и школой. Это приучает ребят к полной безответственности.Дома  школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе - что ему дома мешают заниматься. Я думаю, всё это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьёй. С родителями своих ребят учитель должен встречаться не только по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях. Очень хочется, чтобы учитель  приходил в семью. Ведь ребята совсем в ином свете видят учителя, когда он приходит к ним домой. Возникает спокойный, дружеский разговор с родителями, и хорошо, если этот разговор начинается в присутствии ребят.

Но конечно, если даже учитель очень хорошо узнает своих ребят, он не всегда должен вмешиваться в их личную жизнь и в их дела. Конечно, класс должен быть сплочённым. Но друзей выбирают по вкусу, и, когда тут учитель начнёт вмешиваться, добра не будет. Мы только приучим ребят лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой и коллектив не держится. Ведь коллектив состоит из людей, связанных не только общим делом, но и дружбой. Поэтому мера вмешательства школы в личную жизнь ребёнка должна быть разумно определена.Хороший учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь целиком можно согласиться с макаренковской формулой - как можно больше требовательности, как можно больше доверия.

«Я пришёл из детства как из страны…

И какой будет эта страна светлой и радостной

Или  тёмной и грустной зависит только от нас,

Взрослых: учителей и родителей».

Экзюпери.

 

«Гуманность - главная ценность человека»

Жаманова Жанаргуль Едилевна, студентка 3 курса,

Актюбинский региональный государственный университет

им. К.Жубанова Факультет педагогики и психологии Кафедра социальной педагогики и начального обучения

В детстве в школьной библиотеке мне в руки попалась книга польского педагога и психолога Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Своей особой атмосферой и любовью к детям эта книга напомнила мне мою другую любимую книгу «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. С тех самых пор не утихает моя любовь к произведениям самого знаменитого педагога и друга детей - Януша Корчака. Для меня и многих людей на Земле детский психолог Януш Корчак является эталоном гуманности, символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.

Януш Корчак считал педагогику - наукой о человеке и, следовательно, наукой неразрывно связанной с гуманностью, ибо гуманность означает любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. В книге «Как любить ребенка» польский педагог пишет, что одной «из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.. .Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств...»

Януш Корчак - педагог, погибший в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками - детьми из варшавского Дома сирот. Учитель, будучи в Варшавском гетто, отказался спасти свою жизнь трижды. Он отказался покинуть своих детей даже на пороге газовой камеры. Не покинул и погиб, хотя мог бы спастись. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Януш Корчак постоянно прибегал в своей практике к целительной и нравственной силе сказки. У Януша Корчака она была воспитательным средством. Сказка пробуждает работу ума. Сказка - это зеркало, в котором отражается наше будущее. И то, что сказано от души, западает прямо в сердце.

Чем раныпе дети ложились спать, тем длиннее была сказка, которую рассказывал им ЯнушКорчак. Не терпелось узнать, чем сказка кончится. А она такая заманчивая, такая забавная, что слушать бы её до самого утра, но учитель прерывал свой рассказ на самом интересном месте, потому что было уже поздно. Очень нравилась детям сказка о короле детей - маленьком Матиуше Реформаторе. Она так пришлась по душе детям, что они вечером ложились спать без напоминаний, потому что ждали продолжения сказки о фантастических деяниях Матиуша, который хотел создать новую, счастливую жизнь для детей всех сословий и рас.

Много споров о том, была ли у Корчака своя собственная система воспитания. Главные принципы изложены в его книге «Как любить ребёнка» (1914 г.). Наверное, именно «любить» и было главной системой Корчака. Нет теории, системы, а есть только любовь, честность, мудрость и нравственность.

Корчак знал о детях очень много и как никто ионимал их. Он никогда не держался с ними высокомерно и не подстраивался под их уровень мышления. Даже с самыми маленькими о самом серьёзном он говорил на равных, и дети отвечали ему безграничным доверием и любовью. «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на пыпочки, чтобы не обидеть».

Мудрый доктор очень старался скрасить жизнь сирот маленькими праздниками - подарками. Корчак всегда носил с собой маленькие вещицы, чтобы дарить их детям. Януш Корчак, наверное, не предполагал, что один из подарков - губная гармошка - спасёт воспитанника от смерти в Освенциме.

Совсем малышом Шмулик Гоголь осиротел и попал к Корчаку. Шмуэль мечтал о хромированной губной гармошке, которую получил от Корчака на свой седьмой день рождения в 1939 году. Та подаренная гармошка стала для Шмуэля профессиональным инструментом в оркестре при крематории в Освенциме и спасла жизнь. Там выяснилось, что заморыш умеет играть на гармошке - и его включили в лагерный оркестр, который перед крематорием играл марш. Шмулик стал самым маленьким музыкантом. Только он крепко зажмуривался, чтобы не видеть происходящего вокруг.

Мальчик выжил и в память об учителе основал единственный в мире детский оркестр, в котором музыканты играли только на губных гармошках. До конца жизни Шмуэль, играя, зажмуривал глаза.

Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, чтобы он сделал после освобождения (если это будет возможно), доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.

Шмуэль Гоголь воплотил и эту идею Учителя: только он воспитывал не осиротевших детей, а вплоть до своей смерти в 1993 году он приезжал в Германию со своим уникальным оркестром. 700 участников за 35 встреч. В 1990 году Шмуэль Гоголь, получив премию имени своего учителя Януша Корчака, сказал: «Мы должны всем своим существом стремиться к лучшему будущему, к братству между народами и любви. Эта любовь в сердцах последующих поколений и должна стать нашей главной задачей».

Видимо, уроки Старого Доктора: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается» - не прошли даром для самого маленького музыканта Освенцима.

Вся жизнь Януша Корчака является олицетворением гуманности. Самым ценным подарком польского учителя человечеству являются жизни и души детей, которых он спас.

Творческий и ирофессиональный путь Януша Корчака предопределил выбор моей профессии. Его педагогические книги, наставления взрослым вдохновляют и дарят надежду, трогают и заставляют задуматься.


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.