KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Формирование самореализующейся личности через предмет «Самопознание»
Формирование самореализующейся личности   через предмет «Самопознание»
16 марта 2014    Автор / Т. Кузоватова, И. Куркина, учителя русского языка и литературы, самопознания, КГУ СОШ №16

Самопознание является одним из неотъемлемых атрибутов жизнедеятельности человека, объектом которого является он сам. Есть много способов и приёмов познать себя.

Два основных таких методических приёмов, с которых начинается и которыми завершается каждый урок самопознания, «круг радости» и «круг от сердца к сердцу». Они позволяют сблизить детей, вызвать доверие друг к другу, к учителю и к уроку. Такое игровое взаимодействие дает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребёнка, степень его участия в уроке и более глубокое понимание того, о чём идёт речь на уроке:

…От сердца к сердцу в круге вечном,

В тепле купаясь душ сердечных,

С Вселенским миром в горе, в счастье

Быть среди мира одушевленного:

Просветленного, одухотворенного!

Короткая игра «разминка», которая используется при переходе одного вида деятельности к другому, развивает внимание, скорость реакции, сплачивает коллектив учащихся, а иногда просто создает хорошее настроение:

Например, на уроке по теме «Мир самопознания» участники игры по цепочке передают пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Затем каждый из них говорит пословицу, которая передана ему с другого конца. В конце игры, когда сообщение доходит до первого участника, оно, как правило, оказывается искаженным до неузнаваемости. Игра вызывает смех и живое обсуждение. Учитель  просит их объяснить причину искажения информации.

Методический игровой приём «споёмте, друзья!» предполагает совместное исполнение песен на уроке. Это оказывает благотворное влияние на самочувствие и настроение учащихся. Этот приём применяется на любом этапе урока и очень нравится учащимся в среднем звене. На уроке «Дружба между мальчиками и девочками звучали песни: « Из чего же, из чего же?», «Дорогою добра», «Ровесники».

Безусловно, инсценирование фрагментов из литературных произведений, составление сценариев, разыгрывание ситуаций по теме урока, басен, притч используется с целью более эмоционального, чувственного восприятия содержания урока. Тема урока «О доверии». Игра называется «Слепой и поводырь». Участники игры делятся на пары. Одному завязывают глаза, другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски и нарисовать рисунок. Рисует «слепой». Задача поводыря – помочь своему партнёру, давая ему указания. Затем они меняются ролями. По окончании игры обязательно проводится обсуждение по вопросам:

- Что вы чувствовали, когда исполняли роль «слепца»? А «поводыря»?

- Всегда ли вы понимали инструкции своего партнёра? Почему?

-Трудно ли было помогать? Почему?

-Что, по вашему мнению, труднее: принимать помощь или оказывать помощь?

Инсценировка на тему «Найди себя» предполагает создание диалога разными парами участников на тему добро и зло, достаток и бедность, истина и ложь, любовь и ненависть и т.п. Она помогает познать и принять себя через проявление разных чувств к людям, окружающему миру.

Вообще игра помогает более полно проецировать учебный материал на индивидуальный опыт учащихся, формирует понятия «воспитанность», «культура», «толерантность», развивает умения и навыки управления своими эмоциями и чувствами, учит коммуникабельности, а также умению найти себя в этой жизни:

Найти себя… Дороги нет короче.

Найти себя… Дороги нет длинней.

Найти себя в молчанье звёздной ночи.

Найти себя среди сумятиц дней.

Не унывать, когда плохие вести.

Не отступать на полпути,

И, может, вдруг в забытой тихой песне

Найти себя, себя найти.

На уроках самопознания учитель использует методические приёмы, направленные на развитие и умение учащихся формулировать и задавать вопросы. Например, на уроке «Об отзывчивости и равнодушии» учащиеся в течение всего урока так или иначе отвечают на вопрос-проблему: «Почему равнодушие можно сравнить с болезнью?». 

Чаще всего на уроках используется приём «размышление над ситуацией». Применяя полученные в ходе урока знания, обучающиеся формулируют вопросы по данной ситуации. Идет урок в 5 классе на тему «Характер человека». Учащимся предлагается осмыслить несколько ситуаций. Ситуация первая: ребята опоздали на урок. Чем они мотивировали свое опоздание? Давайте послушаем их ответы:

-Папа меня уговаривал позавтракать, а я отказывался. Время было потеряно…

-Мама забыла завести часы, и мы проспали

-Я вчера не напомнил маме, что мне нужна майка на физкультуру. Мама начала гладить, а я опоздала.

Дети сами формулируют вопросы. Примерно следующие:

·  Какие обязанности не выполнили дети? Почему?

·  Какие черты характера у них проявились?

·  От каких привычек им надо избавиться?

В методическом приёме «живая беседа» рождаются вопросы, которые помогают глубже осмыслить содержание темы урока. Так на тему «Мир человеческих отношений» рождаются вопросы:

-Что значит понимать другого человека?

-К чему может привести непонимание?

-Трудно ли принять точку зрения другого?

-Всегда ли надо принимать точку зрения другого? Почему?

Преломляя через собственный опыт, учащиеся стараются выразить своё отношение к конкретным ситуациям, привлекая с помощью вопросов других учеников.

Один из приёмов «творческая деятельность учащихся», раскрывая потенциал учащихся, учит их общению, умению задавать вопросы в совместной деятельности, формирует уверенность в своих творческих возможностях, помогает выразить отношение к предмету. В качестве примера приведем стихотворение А.Фрибус, ученицы 11 класса:

…Исполнилось наше желание-

Ввели урок самопознания!

На нем мы можем размышлять,

Профессию какую выбирать,

И новое в себе открыть,

Понять, как важно нам любить

И чувствовать любовь других…

О светлом будущем мечтать,

Себя как личность сознавать,

И рассказать всем не спеша,

Что чувствует твоя душа…

Легко и свободно на этом уроке.

Мы верим, что новая жизнь на пороге,

А в классе проблемы свои отпускаем

И новые силы в себе открываем.

Читаем мудрые слова,

От них « светлеет» голова.

Наш добрый и мудрый учитель -

Нового общества строитель -

Всегда поможет нам советом,

Не медлит с честным он ответом.

Этот урок мы очень любим,

Уйдя из школы, не забудем,

Его нельзя нам не любить-

Самопознанье учит жить!

«В результате мониторинга учителей-практиков выяснилось, что более 90% учеников после уроков самопознания стали добрее и терпимее, а около 80% родителей успешно пропагандируют доброту в семьях». Это подтверждает анкетирование и семейные проекты «Счастье семьи – счастье страны!»

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.