KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
О формировании музыкальной культуры как части духовной культуры личности
О формировании музыкальной культуры как части  духовной культуры личности
16 марта 2014    Автор / Б. Ахмешев, к.п.н., учитель музыки, гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Целью музыкального образования учащихся является становление музыкальной культуры личности как важной и неотъемлемой части всей ее духовной культуры.

Результатом музыкальных занятий является:

·   воспитание интереса и любви к народной, классической и современной музыке, прежде всего казахской, потребности в общении с ней, способности воспринимать ее красоту, чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; музыкально-эстетического отклика на произведения искусства;

·    познание природы музыки, ее специфики и закономерностей, жанровой, интонационной и стилевой основы музыкального искусства;

·   развитие музыкально-образного мышления, умения воспринимать музыку, способности размышлять о ней в связи с жизнью, с другими искусствами; развитие исполнительских навыков: творческих музыкальных способностей путем импровизации, исполнения и слушания музыки, пластического интонирования, музыкально-ритмических движений;

·    становление эстетического вкуса, потребность в музыкальном самообразовании.

В начальной школе последовательное, систематическое постижение учащимися искусства осуществляется в опоре на живое его восприятие, имеющийся музыкальный опыт детей. На этой основе развивается умение слышать музыку, формируется интонационно-образное мышление, фантазия и интуиция учащихся, начинает осуществляться процесс самопознания детей на основе общения с искусством.

С первых уроков первого класса происходит развитие навыков грамотного, выразительного, эмоционального исполнения музыки: в хоровом пении, в совместном музицировании на детских элементарных музыкальных инструментах, в пластическом интонировании (движениях под музыку), а позднее – вокальных, ритмических и, наконец, в инструментальных импровизациях.

Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству со-переживания, со-участия, со-единения.

Постижение образов лучшей народной, классической и современной музыки, знаний, раскрывающих, прежде всего, жанровую, интонационную (в начальной школе) природу музыки может быть успешным в том случае, когда музыка переживается, исполняется и осмысливается детьми.

Необходимо дать возможность учащимся испытать радость от общения с искусством, каждому почувствовать себя музыкантом, ощутить возможность творчески проявить себя в той или иной форме общения с музыкой.

На каждом уроке необходимо знакомить детей с маленькими шедеврами музыкального искусства, готовить их к встрече с такой музыкой и организовывать наиболее яркое, художественное её исполнение.

В начальной школе, по существу, закладываются основы музыкальной культуры во всех её проявлениях, и потому требуется профессиональный музыкально-педагогический уровень преподавания музыки. Начальная школа рассматривается не как пропедевтический период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех её содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой деятельности, знаний музыки и знаний о музыке, музыкальных умений и навыков.

В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной культуры школьника как важной и неотъемлемой части всей его духовной культуры принципиально сохраняется. Однако в этот период на основе приобретенного опыта интонационно-образного мышления, восприятия жанровой основы искусства необходимо усилить внимание к постижению музыкального образа, нравственно-эстетического потенциала музыки, развитию музыкально-познавательных способностей. Формированию у детей интереса к высшим достижениям национального, мирового музыкального искусства, чувства стиля в музыке, познанию особенностей современного музыкального языка, все более широких и глубоких связей музыки с историей, художественной литературой, изобразительным искусством и на этой основе – к развитию культуры чувств и эстетического вкуса (в том числе и в особой мере – по отношению к художественной эстрадной музыке).

В основной школе важно организовать процесс осознания музыкальной драматургии как диалектического процесса интенсивного разворачивания богатого жизненного материала. Именно музыка, в силу её особой способности воплощать в художественных образах жизнь во всей сложности, может эффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиям окружающей жизни.

Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества в подростковый период укрепляет социальные параметры формирующейся личности на интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение самоценности личности через опыт интонационно-образного взаимодействия.

Большое внимание следует уделить современным способам общения с музыкой путем компьютерной техники, применению электронных музыкальных инструментов и т.д.

В старших классах музыка включается в исторический контекст. В этот период вводятся представления об исторических стилях в музыке наряду с прочими искусствами. Все более выявляется её гуманистическая сущность, благодаря чему старшие школьники оказываются готовыми к восприятию сложных музыкальных произведений как высших достижений человеческого духа. В старших классах используется весь накопленный ранее на предыдущих ступенях музыкального образования «инструментарий», синтез различных искусств, осваиваются универсалии общехудожественного языка и эстетического отношения к миру в целом, все большее внимание уделяется самостоятельной деятельности старших подростков, более углубленным занятиям музыкой в тех формах, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес.

Проблема самопознания в процессе изучения музыкального искусства остается центральной.

Особое значение приобретает освоение старшими школьниками современных способов синтезирования звуков, технических и электронных средств общения с музыкой в современных условиях.

Необходимо поддерживать интерес и потребности школьников (как и в основной школе) к более углубленным занятиям музыкой в тех формах, в которых они проявляют наибольшие способности. Желательно, чтобы в профильных школах учащиеся имели возможность подготовиться к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения для дальнейшего музыкального, музыкально-педагогического образования.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.