KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Формирование духовной культуры учащихся на уроке русской литературы
Формирование духовной культуры учащихся на уроке русской литературы
20 июля 2017    Автор / Чупрынина Г. В., СОШ №3 г. Елабуги Республика Татарстан

Актуальность проблемы духовного возрождения современного общества бесспорна. Жестокие реалии современной действительности: недостаток культуры общества, распространение молодёжных субкультур, появление контркультур – свидетельствуют о необходимости переосмысления образовательной парадигмы общества, в котором задача духовного формирования личности должна стать ведущей.

Развитие души человеческой в самом прямом смысле этого слова  – главная цель учителя литературы. Именно предмет «Литература» помогает учителю в формировании таких личностных качеств учащихся, как гуманность, доброта, чуткость.  

Наше общество заинтересовано в пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством нравственного самосознания, чуткой совестью.  Исходя из потребности общества  в духовной личности учитель ставит цели обучения: обеспечить дальнейшее духовное  развитие личности, создавая на уроках литературы  условия для восприятия художественного произведения в контексте духовной культуры; на основе изученного способствовать созданию учащимися собственного духовного тезауруса; через чтение вершинных произведений русской литературы приобщать учащихся к духовным ценностям, приобретённым человечеством за период своего существования.

 Необходимо заметить, что  ещё известный  педагог П.П. Блонский  подчёркивал неоспоримую роль учителя  литературы:  «Дорожите целыми впечатлениями ребёнка, его думою и настроением…Как сильно  может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своих любимых писателях и своих любимых героях! Почему учитель, как живая личность,  часто отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед  детьми часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори, говори же, учитель: может быть,  час твоего увлечения – самый поучительный час  для детей, всколыхни их сердца, дай им глубокие впечатления!».  Согласитесь, что только по- настоящему увлечённый своим предметом учитель, находящийся в творческом поиске,  неравнодушный к тому, что делает, поможет учащемуся в коррекции души. Терапия души должна осуществляться  на каждом уроке литературы. Таким образом, учитель литературы не только проводник знаний, но и создатель культуры духовной. Воспитательная функция урока литературы выходит на первый план.  Давно пора понять, что литература не информационный предмет (главное - пробудить чувства). Именно на уроке литературы ученик учится сопереживать, размышлять, сострадать.   

 «Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, как писал В.А. Сухомлинский, мерило его интеллектуального богатства, показатель его  кругозора, эрудиции». Новые педагогические технологии и формы урока  позволят учителю пробудить  живой интерес  к изучаемому, а сами уроки превратятся в часы воодушевления. Провожу уроки  « Письмо учителю»,  «Литературный балкон», «Сказка о небесной птице с земной судьбой», «Литературно – артистическое кабаре», «Венок Есенину» и др. и  вижу, как  на глазах меняется отношение учащихся к уроку, как другими  становятся   сами ученики.

Учитель должен не только перечитывать русскую классику, но и знать современную литературу. Ученики должны слышать имена таких писателей, как Л.Е. Улицкая, Т.Н. Толстая, Д.Рубина, В. Аксёнов, Е.Носов, В. Распутин, В.Астафьев, Б. Васильев, А. Костюнин. Учитель должен подготовить  учащихся  к  духовной встрече с такими писателями, он должен  посоветовать для чтения  их  произведения, расширить круг чтения ребёнка. Если учащиеся пропустили мимо себя такие произведения, как: «Дочь Бухары», «Сонечка», Зелёный шатёр», «Тело красавицы» Улицкой,  «Соня» Т.Толстой, «Чужие подъезды» и ранние рассказы Д.Рубиной  (« За зелёной калиткой», «Всё тот же сон», «Астральный полёт на уроке физике» и др.), «Поэма  экстаза» В. Аксёнова,  «Алюминиевое солнце» Е.Носова, «Ветеран» Б. Васильева,  «В ту же землю», «Женский разговор»  В.Г. Распутина, « «Людочка», «Пролётный гусь» В.П. Астафьева, «Рукавичка», «Совёнок», «Нытик», «Офицер запаса»  карельского писателя А.  Костюнина и др.,  то, возможно,  тем самым учитель упускает время  для нравственного прозрения и взросления ребёнка. Итак, больше внимания уделять подбору текстов, пробуждающих чувство духовного голода. Формула «через книгу  к грамотности, культуре, душе» - главная в работе  учителя - словесника.

На каждом уроке литературы  ученики  должны делать открытия в плане человеческом. Педагог должен умело и тонко заинтересовать учащихся в прочтении  произведения, предложить такие приёмы и виды деятельности при его изучении, которые способствовали  бы раскрытию духовного потенциала изучаемого произведения, вели бы к созданию собственного варианта интерпретации литературного текста школьниками.  Каждый новый урок – это ступенька в развитии ученика, новый вклад учителя в формировании его умственной и духовной культуры. К анализу произведения нужно  подходить с позиций Человека. Герой произведения – живой человек, близкий, знакомый. Именно на уроке литературы учитель напоминает учащимся об их половой принадлежности и создаёт условия для формирования личности Дамы и личности Мужчины. Иногда полезно начать урок литературы или закончить  его метафорой – притчей, которая послужит духовной увертюрой, станет преамбулой духовного взросления каждого ученика на уроке.

Выработать самостоятельность мышления, открыть свою душу  помогают небольшие творческие работы – задания, ответ на которые можно найти только в собственной голове, опираясь на собственный нравственный опыт и взгляд. Работа ума должна стать трудом души – вот критерий урока.  («Ты  актёр.  Какую роль ты хотел бы сыграть в романе Достоевского «Преступление и наказание» и почему?», «Моё понимание счастья» (после прочтения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»), Как из обыкновенного стать особенным? Что тебе нужно для этого? (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»), Письмо литературному герою (Письмо от лица литературного героя), «Страница моего детства» (после изучения романа И. Гончарова «Обломов»), «Уже 16!» (По произведениям Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», «Женский разговор», «Рудольфио»), «Согласны ли вы со словами Пьера Безухова: «Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…».  Просто ли это?), «Страничка из литературного календаря» (к юбилейным датам писателей и поэтов), «Вступительная статья» к сборнику стихотворений поэта на определённую тему). Я  думаю, что в наших учительских силах сделать, чтобы люди были добрее, здоровее нравственно. Нужно только всю педагогическую энергию направить на реализацию поставленных целей и задач. Не случайно, главным качеством учителя является душевная щедрость.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.