KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Воспитание волевых привычек у детей школьного возраста
Воспитание волевых привычек у детей школьного возраста
22 июля 2017    Автор / Т.Д. Иванина, г.Томск

Какими наши дети пойдут по жизни – здоровыми, умными, сильными, добрыми, счастливыми, успешными, интеллектуально и культурно развитыми, зависит от родителей, учителей, от тех, кто занимается воспитанием детей.

Большинство наших успехов в жизни обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости и природные недостатки. У Бальзака есть высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли... Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и побеждает, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Таким образом, воля – это психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

Преодоление трудностей и препятствий требует волевого усилия – особого состояния, нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные, моральные силы человека. Воля не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо.

Воля может проявляться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка – проявление воли и в маленьком деле – хорошая школа волевых поступков и действий. Малыш пришел учиться в ДМШ – это уже поступок. Здесь уместна народная пословица: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Обучение ребенка любому виду искусства – многогранный процесс. Воспитание и развитие воли, характера в процессе обучения музыке занимает особое место в системе учебно-воспитательной работы ДМШ. Русский педагог Д.К. Ушинский в своих трудах подчеркивал: «Учение – это серьезный труд…». Конечно в любом деле немало важен интерес.

Всем, кто занимается воспитанием детей, известно, что требования, предъявляемые к ребенку, должны быть соизмеримы с его возможностями. Ставить перед ребенком непосильные для него задачи – значит, всю свою работу обретать на неудачу. Есть такие убеждения, что все зависит только от желания ребенка: «Не может – значит, не хочет» – говорят родители. С чем мы сталкиваемся: ребенок опаздывает, все забывает, невнимательный, не может организовать себя и сделать все точно и четко. С него берут обещание, что он исправится, но завтра все остается по-прежнему. И дело здесь не в том, что ученик не хочет стать хорошим, он не может сразу стать хорошим, он не может сразу стать другим. Ему нужна помощь, т.к. без специальных навыков ребенок не может в достаточной мере управлять своим поведением. Могут проявляться разовые достижения. Делать же это постоянно (управлять своим поведением) изо дня в день ребенок не может, потому, что у него отсутствуют определенные навыки поведения. Эти навыки – «волевые привычки» – складываются постепенно и требуют кропотливой работы, индивидуального подхода.

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия, то есть, привычка – это навык, ставший потребностью. Рассмотрим, какие именно волевые привычки составляют «золотой запас» по-настоящему организованного человека.

Главное – это привычка к регулярному труду. Установлено, что трудолюбие – характерная черта долгожителей. Другая важная волевая привычка, которая нами не всегда должным образом оценивается – это привычка к физической и гигиенической культуре. Можно выделить привычку к определенной сдержанности в особо острых эмоциональных ситуациях. Привычка быть обязательным в отношениях с людьми.

Когда же и как следует формировать волевые привычки? Прежде всего, они формируются стихийно, без системы воспитания, которая существует в семье.

Родители требуют от ребенка сначала убирать свои игрушки, мыть руки, позже – убирать свою постель, аккуратно складывать вещи, помочь по дому, а еще позже – вовремя и регулярно садиться за уроки, вовремя вставать и ложится. Это содержательная сторона воспитания, которая касается развития самостоятельности и собранности. Есть наблюдения, что люди занимавшиеся в детстве музыкой, а это есть системное обучение, отличаются большей организованностью в жизни, т. к. в процессе обучения воспитывается воля, выдержка и другие очень ценные человеческие качества. Например, пение в хоре, выход на сцену к зрителям – это самый настоящий волевой акт.

Если в семье с раннего детства последовательно проводилось трудовое, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, при этом добивались поставленной цели, выполнения задач, если взрослые придерживались устойчивых правил порядка и дисциплины, то чаще всего проблем с поведением у ребенка не возникает. Если родители сами недостаточно организованы в своих требованиях, противоречивы и непоследовательны, у ребенка волевые привычки не формируются. Ребенком не довольны учителя, родители. Ребенок хочет стать другим, но не умеет. В любом возрасте, когда бы ни формировалась волевая привычка, процесс воспитания предполагает три основных этапа.

Первое – это принуждение, когда родители заставляют, принуждают малыша делать то, что нужно. Примеров этому много. На этих порах волевой привычки нужна воля – своя и чужая. Если это проводится регулярно, то наступает второй этап – втягивание. Выраженных волевых усилий для ребенка уже не требуется, хотя деятельность для него еще не стала потребностью. При неблагоприятных обстоятельствах могут быть и срывы, и прекращение деятельности. Постепенно, если деятельность продолжается дальше (у некоторых детей раньше, у некоторых позже) начинает формироваться новое – потребностное отношение. В этом случае, когда деятельность становится потребностью, можно сказать, что сформировалась волевая привычка. Длительность формирования волевой привычки различная. Многое зависит от индивидуальности ребенка, особенностей нервной системы, сложившихся черт характера. Такая волевая привычка становится чертой характера, например, организованностью, аккуратностью. Надо понимать, что волевые привычки лишь средство выполнения деятельности, условие ее осуществления, но ни в коем случае не автоматизация действия. Наличие волевых привычек означает, что человек – хозяин своих планов. Какие это планы – это особый вопрос. Благодаря наличию осознанной цели деятельности, человек может сознательно, активно строить ее перспективу, подчиняя ей (цели) сегодняшние действия. Волевые привычки – только средство достижения этого. Обучение в школе искусств – это труд учителя, ребенка, родителей не одного дня и года. Самые благородные цели, замечательные побуждения могут остаться не более чем «воздушными замками», если не владеть необходимым запасом волевых привычек. Мы говорим: «Дети – цветы нашей жизни». Но, если цветок не поливать… Что с ним произойдет?

Часто ли мы разговариваем с нашими детьми по душам? Мы – родители зачастую обращаем на его физическое развитие, не задумываясь о том, что на умственное и психическое развитие ребенка требуется особое внимание. Нам – взрослым необходимо как можно чаще задавать себе вопросы: Почему ребенок груб со мной, невежлив? Хочет ли ребенок общаться со мной, как с другом? Или не хочет общаться вообще?.. Чем спровоцировано такое поведение? И т. д. Из-за оценки и непонимания бывает разные, порой болезненные последствия. Особенно это касается переходного возраста ребенка.

Наша с вами задача вырастить человека – личность с развитой, творческой, активной деятельностью, способного самостоятельно, смел, свободно принимать избранные им решения.

Пусть все проблемы ребенка станут нашими, тогда мы совместно сможем их решить, т.е. «волшебный треугольник» (как я его называю) учитель – ребенок – родитель сработает во благо ребенка.

comments powered by Disqus