KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Мысли о воспитании
Мысли о воспитании
23 июля 2017    Автор / К.Ушинский

Нужно с намерением закрыть глаза, чтобы не видеть, какое ничтожное влияние оказывает воспитание, когда оно направлено дурно, на нравственность в обществе, как мало оно возвышает дух над телом и выдвигает вперед духовные потребности.

К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека? К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это ученье не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные наклонности выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ? Неужели только для того, чтобы исполнить необходимую процедуру молодости, просидеть известные годы на школьной скамейке и получить аттестат в благо­получном окончании курса? Но, в таком случае, зачем вся эта трата времени для приобретения временных познаний, требуемых только на экзамене и ни к чему не годных в жизни? Тогда нужно передавать только технические сведения, учить читать, писать, считать, мерить и более ничего.

Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя грамотности, который бы не коснулся религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом чтения, губительном для детской головы.

Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно.

Я бы не спешил с сообщения ученикам этого знания, потому что считаю грамотность только тогда важным приобретением для человека, когда он вместе с ней получает желанье и уменье пользоваться ей, как следует, т.е. так, чтобы чтение развивало его ум, обогащало его полезными познаниями и укрепляло в нем христианский, нравственный элемент.

Читать – это еще ничего не значит; что и читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. Поэтому я советую вам не торопиться с учением чтению и сопровождать это чтение постоянным умственным и нравственным развитием учеников.

Надобно сначала расшевелить ум и сердце ученика, сообщить ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище – и потом уже, развернув перед ним книги, благословить его на дальнейший, самостоятельный прогресс.

С этой целью я полагал бы, если и начинать учение грамоте с первых же классов, то понемногу, уделяя на это из каждого класса небольшую частицу времени и посвящая остальное беседам с учениками, которые могли бы развивать их ум, сердце и слово.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.