KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности
Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности
23 июля 2017    Автор / Хорева Елена Валентиновна, МОУ Сандовская СОШ Тверская обл.

Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Пример – воспитательный метод. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением, быстро запечатлеваются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания, формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Основой примера служит подражательность. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Их симпатию вызывают люди смелые, находчивые, сильные, со стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. Говоря  о примере, подразумевают, прежде всего, пример конкретных людей – учителей, родителей, друзей. Не меньшую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера учителя, его поведения,  деловых качеств, авторитета, отношения к обучающимся. Большинство младших школьников хотят подражать учителю во всём. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать, если дети убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, а также, когда учитель действует систематически и последовательно.

Для детей слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в истории, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего.

При выборе моральных примеров, следует добиваться, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Надо анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы. К месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами противодействует образцам аморального, откровенно разрушительного поведения, которые обрушивают на детское сознание телевидение и другие источники информации.

Учитель через уклад школьной жизни, личный пример вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. 

comments powered by Disqus