KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Условия формирования духовно-нравственных качеств личности в школе
Условия формирования духовно-нравственных качеств личности в школе
16 марта 2014    Автор / Б. Дуанабаева, к.п.н., директор гимназии № 132, г. Алматы

Важным педагогическим условием духовно-нравственного воспитания личности является понимание участниками образовательного  процесса  его актуальности, цели,  задач, содержания.

Процесс духовно-нравственного воспитания является многофакторным и комплексным, так как сложен как по многообразию задач, которые необходимо решать для формирования ценностных ориентаций личности, так и по количеству объективных и субъективных факторов и условий, ускоряющих или замедляющих его, разнообразию форм и методов воспитательного воздействия.

В первую очередь, на эффективность духовно-нравственного воспитания школьников влияет готовность коллектива к его осуществлению.

Готовность коллектива подразумевает такое качество, которое включает в себя социальные, нравственные, профессиональные составляющие, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогической деятельности учителей, необходимые для достижения позитивных результатов.

Педагогический смысл работы по подготовке коллектива заключается в том, чтобы помогать детям продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется нравственный выбор и самостоятельность принятия решения.

Учителям необходимо овладеть теоретическими и методическими знаниями по проблемам духовно-нравственного воспитания, развить свои профессиональные способности, мотивы и потребности в достижении более высоких результатов своей работы, навыки самообразования. Решение этой задачи требует от учителей перехода к педагогике сотрудничества, а также гуманитарной переподготовки, перестройки методов обучения и воспитания школьников.

Система подготовки учителей к работе по духовно-нравственному воспитанию в условиях  воспитательной системы школы включает аудиторные  и самостоятельные занятия, семинары, консультации. Непременным условием обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания учащихся является достаточная эрудиция современного учителя. Получению определенных знаний и умений, позволяющих учителю успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся, способствуют семинары.

Тематика семинаров включает широкий спектр вопросов: «Модель формирования духовно-нравственных качеств учащихся», «Методика создания воспитательной системы школы с приоритетом духовно-нравственного воспитания», «Психолого-педагогические особенности детей школьного возраста», «Взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных качеств учащихся», «Методика диагностики уровня сформированности  духовно-нравственных качеств учащихся», «Методика организации самоуправления в классе». «Психологическое сопровождение работы по духовно-нравственному воспитанию» и т. д.

В ходе работы по подготовке учителей (семинары, педсоветы, конференции, педконсилиумы, консультации и т.д.) решаются задачи развития  у  учителей  определенных умений, таких как:

-  прогностические умения (формулировка ближних и дальних целей духовно-нравственного воспитания; умение проектировать личность учащегося и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; прогнозировать возможные трудности и ошибки);

-  организаторские умения (организовывать деятельность учащихся, направленную на воспитание у них социальной ответственности, нравственности как через учебную, так и внеклассную и внешкольную деятельность; владеть новыми технологиями воспитания и т.д.);

-  умения общения (устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, со всеми, кто причастен к воспитанию; реализовывать демократический стиль общения и т.д.);

-  умения осуществлять творческую деятельность (владеть методикой организации воспитательной работы; эффективно применять передовой педагогический опыт и т.д.);

-  умения осуществлять индивидуальный подход (изучать индивидуальные особенности учащихся; осуществлять помощь учащимся в коррекции их поведения; обосновывать приемы и методы дифференцированного подхода в воспитании духовно-нравственных качеств);

- умения исследовательской деятельности (обосновывать проблему исследования; анализировать воспитательные ситуации ученического коллектива, находить теоретическое и научно-обоснованное решение; обобщать и осмысливать имеющийся опыт воспитательной работы с учащимися по духовно-нравственному воспитанию; анализировать социальные явления, уметь увязать их с практикой духовно-нравственного  воспитания учащихся).

Важной представляется работа по снабжению классных руководителей  методическими рекомендациями по духовно-нравственному воспитанию, которые содержат вопросы, разъясняющие:

-  понятие и сущность духовно-нравственного образования, его ценностные, содержательные и структурные компоненты;

-  воспитательный, развивающий потенциал духовно-нравственного образования;

-  основные тенденции развития духовно-нравственного образования, цели и задачи духовно-нравственного образования в мировой педагогической практике; его особенности в Казахстане;

-  теоретические основания духовно-нравственного образования: правовые, нравственные, коммуникативные, психолого-педагогические (теория социализации личности, концепции воспитания, концепция формирования критического мышления и др.);

-  способы формирования у молодежи духовно-нравственной  культуры и на этой основе гражданина как человека, обладающего моральной ответственностью за судьбу своей Родины;

- формы и приемы работы (практические тренинги, технологии, интерактивные модели обучения).

Современному учителю необходимо уметь синтезировать в единое целое нравственные, правовые, психолого-педагогические и социальные проблемы общества и семьи ребенка, находить индивидуальный подход к учащимся в школе, помогать осознавать свои ошибки, преодолевать склонность к нарушению установленных норм.

 Гуманистически ориентированный учитель должен  владеть суммой знаний об идеях и принципах документов о правах человека, иметь демократические убеждения, ценностные ориентации, основанные на уважении к личности, его правам и свободам. Он не должен применять авторитарные методы педагогики, но обязан создавать нравственное пространство в процессе воспитания и образования для каждого ученика, организовывать общение «ученик-учитель» на основе партнерских отношений, учить школьников пользоваться своими правами в единстве с обязанностями, принимать правильные решения в различных ситуациях.

Способствовать этим педагогическим умениям, росту его профессионализма, на наш взгляд, будут такие формы самообразования, как: изучение опыта педагогов-новаторов, работа над педагогической темой, участие в научно-практических конференциях, в фестивалях педагогических идей, в конкурсах педагогического мастерства, публикации статей в педагогических изданиях и их обсуждение в коллективе.

Чем гармоничнее сочетаются в учителе профессионализм и духовная культура, чем ярче индивидуальность учителя, тем  он более интересен учащимся, и больше  располагает возможностями влияния на развитие их личности.

Иначе говоря, воспитание зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к ученикам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.

Следующим не менее важным условием духовно-нравственного воспитания в  школе является мониторинг изменений в развитии и личности, и коллектива.

Реализация данного педагогического условия позволяет фиксировать изменения в росте личности ребенка, его самовыражении, самоутверждении, саморазвитии, самопознании.

Мониторинг развития системы воспитательной работы проводится с помощью разработанных в теории воспитания конкретных измерителей.

Согласно мнению В.А. Караковского, уровень воспитания в школе позволяют характеризовать «критерии факта и критерии качества».

В качестве показателей критерия факта могут выступать:

-  единый воспитательный коллектив школы;

-  упорядоченная жизнедеятельность коллектива (правила, традиции, чувство общности);

-  действенное самоуправление в школе;  

-  развитие базового и дополнительного образования;

-  взаимодействие школы с внешней средой и т. д.

В качестве показателей критерия качества могут выступать следующие факторы:

-  доброжелательный климат в школе;

-  степень удовлетворенности учителей, учащихся и родителей школой;

-  положительная динамика развития каждого учащегося;

-  динамика детских правонарушений в школе.

В арсенале мониторинговых измерений уровня воспитания в школе имеются известные методики: «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» А.А.Андреева, методика М.И.Рожкова по выявлению уровней организации самоуправления в школе «Психологическая атмосфера в коллективе», анкетирование «Ты и твоя школа» и др.

Для измерения динамики развития учащихся, сформированности их духовно-нравственных качеств, определения в целом уровня воспитанности  существуют методики: тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой (для выявления нравственной воспитанности учащихся среднего и старшего звена), методика «Пословицы» С.М. Петровой (для выявления личностного роста, ценностных ориентаций и нравственной воспитанности), «Минимальная диагностическая программа изучения уровня нравственной воспитанности школьников» (4-6 классы и 7-8 классы) М.И. Шиловой, а также методы экспертной оценки педагогов, самооценки учащихся, тесты, социометрия и т.д.

Как считает В.А. Караковский, система мониторинга в школе позволяет оценить устойчивость сформированных знаний, умений и навыков  в школе, проверить изменение оценки учащихся на школьную жизнь, степень вовлеченности школьников в управление учебно-воспитательным процессом.

Регулярная информация дает возможность по мере необходимости корректировать процесс развития школы и процесс формирования духовно-нравственных качеств учащихся.

Непременным условием решения задач формирования духовно-нравственных качеств учащихся является использование учителями практико-ориентированных, компетентностно – ориентированных, деятельностных подходов в воспитании. 

Опора на них содействует самовыражению личности детей и самих педагогов. Она позволяет поддерживать благоприятный интеллектуальный, нравственный и эмоционально-психологический климат в школе,  чувство комфортности, защищенности у детей и педагогов, а также создать систему психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Использование личностно-ориентированных, деятельностных технологий создают возможности для усвоения социальных норм, содействуют формированию,  обогащению личностного опыта учащихся, развития их способностей, осознания ими моральной и социальной ответственности.

Для развития у школьников личностных качеств, самовыражения, самоутверждения, самореализации, творчества, инициативы, устойчивых нравственных качеств важно строить работу в единстве базового и дополнительного образования, что позволяет приобщить к активной общественной жизни, участию в школьном самоуправлении, центрах творческого развития детей, клубах по интересам.  Именно в них дети учатся осмысливать и разрешать актуальные жизненные  и нравственные проблемы.

В этом процессе педагогам должна принадлежать решающая роль, чтобы  приобщить личность к общешкольным ценностям, дать возможность усвоить социальные нормы через добровольное участие в общественной жизни школы, создать условия для развития творчества, инициативы, самовыражения, самоутверждения и самореализации через широкий выбор видов деятельности.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся в школе зависит от создания необходимых условий  для его успешной реализации. Оно предполагает подготовку  педагогов к эффективной работе по воспитанию  духовно-нравственных качеств школьников, диагностику и мониторинг воспитательного процесса, а также создание возможностей для самореализации детей в школьном воспитательном пространстве.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.