KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Детская журналистика как средство воспитания
Детская журналистика как средство воспитания
25 июля 2017    Автор / Т. В. Горчакова, г. Томск

Сегодня перед системой дополнительного образования стоит важнейшая социальная задача: выявить и развить те задатки и способности подрастающего поколения, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни. Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения.

«Каждый ребенок – гений!». Это весьма распространенное ныне, истинно гуманистическое мнение, есть своеобразное кредо для всех тех увлеченных педагогов-практиков, кто в силу своей профессии или призвания много общается с детьми младшего школьного возраста. Мы тоже разделяем эту вдохновляющую нас точку зрения, ведь человек, по большому счету, является на свет для творческого познания окружающего мира, для развития и совершенствования себя, других, в конечном счете – для улучшения окружающей современного человека действительности.

Итак, на заре своей жизни мы все были гениальны. Откуда же тогда появляются серые, неинтересные, не раскрывшие свой творческий потенциал люди? Почему так быстро у ребенка гаснет его воображение, костенеет пытливый ум, наконец, почему утрачивается чуткость к художественно выразительному, истинно живому, эмоционально насыщенному Слову? Может быть, первые серьезные утраты как раз и приходятся на то время, когда человек впервые оказывается в коллективе себе подобных, когда ребенок приходит «первый раз в первый класс», где он, по расхожему в педагогическом сообществе мнению, должен «максимально адаптироваться к новой среде своего обитания»?

Мы предположили, что именно на начальном этапе школьного обучения возникает губительный для ребенка процесс «усреднения» мышления, способностей, желаний. И потаенный цветок поэзии в душе маленького человека, не распустившись, увядает и засыхает: ребенок постепенно становится «как все». Чудесный мир маленького человека утрачивает краски, разноцветье блекнет – юный гений умирает.

Как сохранить в душе ребенка неповторимый мир творчества? Как научить его красиво и правильно мыслить? Как раскрыть пред ним безграничный мир творческой мысли, являющейся основой всего сущего? В конечном счете – как воспитать действительно культурного человека?

Поиск убедительных ответов на эти и многие другие вопросы побудил наш учительский коллектив к созданию бессрочного проекта «Мы строим добрый мир».

Добрый – значит справедливый, красивый, мир, в котором каждый человек направляет свои действия на улучшение окружающей его действительности. Для этого ребенку необходима вера в себя, в свои творческие силы, которыми он наделен от природы.

Фундаментом нашего проекта является дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», программа предназначена для детей младшего школьного возраста.

Почему мы выбрали именно этот возраст? Сегодняшние младшие школьники, в большинстве своем, довольно легко усваивают самые сложные философские понятия. Причем точность проникновения в анализируемую ими суть того или иного явления поразительна! При этом они, действительно, хотят много знать, у них богатое воображение, они искренни в своих мыслях, а острота восприятия и единство их с Природой удивляют и восхищают.

Мы убеждены, что начальная школа – это один из важнейших этапов в культурно-образовательном, личностно-психологическом и социально-коммуникативном развитии ребенка. Именно в начальных классах закладываются и закрепляются глубинные образовательные и общечеловеческие ценности.

Социальная миссия школьного образования – «сеять разумное, доброе, вечное». Проблема заключается только в том, как, какими путями, методами, способами и приемами добиться этого. Особо подчеркнем эту мысль – сегодня нас особенно интересует именно методический аспект проблемы: как, какими методами, способами «посеять эти семена» разумного, доброго, вечного, более того, как организовать процесс «взращивания» ростков этих семян в детских душах, и самое важное, как впоследствии отделить зерна от плевел.

Мы решили делать это через знакомство ребенка со Словом, постоянное осмысление его сути. Вхождение ребенка в культуру происходит посредством знакомства с текстами других поколений, других людей, и именно здесь должно возникать желание выразить и представить себя через свой текст. Поскольку для детей этого возраста важен воображаемый образ, игра, то погружение в профессию журналиста (а это работа со словом) оказалось как раз тем способом, который как нельзя лучше подходит для реализации поставленных целей и задач. Уже на начальном этапе нашего учебного курса мы стремимся, чтобы ребенок учился вырабатывать свою личностную гражданскую позицию к социальным процессам, происходящим в родном городе и стране. Чтобы он хорошо усвоил, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек, поэтому очень важно воспитать юного гражданина – патриота Отечества, нравственно устойчивую личность, смелого творца, для которого мыслетворчество является радостью.

Первый шаг – концептуализация. Что мы вкладываем в понятие «основы журналистики»? Здесь две составляющие: во-первых, воспитательная и, во-вторых, технологическая. Воспитательная составляющая нами фиксируется по преимуществу в целях и задачах программы, а технологическая представлена в самых различных видах учебно-творческой деятельности, реализуемых в процессе социально-ориентированного обучения. Разрабатывая программу, мы в содержательном плане опирались на гуманистические идеи В. А. Сухомлинского, а в технологическом – на идеи профессора Н. Е. Щурковой. Углубленно исследовали также работы по теории и практике журналистики.

Мы убеждены – современный ребенок должен твердо усвоить, что у каждой

профессии есть свои собственные инструменты практического действия: у хирурга – скальпель, у каменщика – мастерок, а у журналиста – слово. Надо научиться свободно владеть им. Для этого мы знакомим детей с понятием жанра – вида текста, изучаем различия, особенности его содержания и написания, учим умению исследовать и анализировать текст.

Второй шаг – целеполагание.

Программа курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» предназначена для учащихся 1—4 классов общеобразовательных школ и центров дополнительного образования.

Цель программы – формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления.

Задачи:

Обучающие:

-изучать основы журналистского мастерства;

-повышать речевую грамотность;

-обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа.

Воспитательные:

-воспитывать красоту внутреннего мира ребенка через творчество;

-воспитывать любовь к красоте русской речи;

-воспитывать любовь к Родине;

-овладевать навыками работы в команде;

-обучать этике общения.

Развивающие:

-развивать нравственные качества;

-развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;

-развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;

-формировать интерес к журналистике.

Новизна программы «Служу Отечеству пером» заключается:

-во-первых, в привлечении младших школьников к работе в детских периодических изданиях;

-во-вторых, в проведении занятий на базе образовательных учреждений;

-в-третьих, целевой детской журналистской группой может являться целый класс, что дает возможность большему количеству детей включиться в творческий процесс. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора;

-в-четвертых, программа позволяет осуществлять межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое работу со словом, изобразительную деятельность, трудовое обучение, музыку;

-в-пятых, по окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.

«Воспитание, – писал В. А. Сухомлинский, – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка». И такое общение продуктивнее, когда под руководством добросердечного, умного и образованного учителя осуществляется работа по созданию детского печатного издания, будь то стенгазета, журнал, радиогазета или настоящая газета.

Третий шаг – разнообразие форм организации деятельности.

Почему именно школьная газета? Школьная газета, глубоко продуманная детьми, ярко оформленная, есть одна из наиболее результативных форм работы с обучающимися. Выпуск школьной газеты – это умная, интеллектуально насыщенная деятельность, направленная на интенсивное становление детского «мироосознания», выработку ценностного отношения растущей личности к окружающей действительности. Яркость красок, призыв к добру как стержневой лейтмотив, наполняющий каждую страницу газеты, традиционное для нас упоминание о свете и тепле, излучаемых солнцем, всеобъемлющее ощущение любви – все это гармонично чистоте ребенка, легко впитывающего именно то, что он естественным образом воспринимает из окружающего мира чувственным, эмпирическим образом.

Конечно, детское сознание еще не способно к строго научным обобщениям теоретического характера, и потому наше постоянное обращение к эмпирико-чувственному миру, миру красоты является наиболее адекватным способом практической работы с детьми.

Более того, такая целевая направленность дает возможность ребенку для разностороннего самовыражения. Именно в процессе работы над созданием газеты или стенгазеты для многих детей начинается то уникальное «духовное общение», о котором в свое время так мечтал В. А. Сухомлинский. Учитель здесь является, условно говоря, тем социо-культурным ключом, который открывает ребенку путь возвышенно-прекрасного мыслетворчества. А человек, в детстве усвоивший высокие гуманистические принципы и идеалы (справедливость, доброжелательность, честность, мужество, патриотизм), будет иметь их как базовые критерии обустройства всей своей последующей взрослой жизни. Ребенок, принявший в детстве добро, будет и далее творить его, привносить в свою собственную жизнь и в жизнь своего близкого окружения.

В этом, собственно говоря, и заключается воспитательное значение детской журналистики, рассмотрение ее как самого действенного, ничем не заменимого средства воспитания детей.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.