KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Взаимодействие религии и образования как условие социальной интеграции
Взаимодействие религии и образования как условие социальной интеграции
28 мая 2019    Автор / Джуманова Г.Ж., г. Алматы

Главным условием успешной модернизации, динамичного развития многонационального и многоконфессионального общества является его единство и консолидация на основе общих, объединяющих всех граждан страны  ценностей. Немаловажную роль  в формировании  и укреплении ценностей единства, солидарности, социального порядка играет диалог религии и образования.

В истории человечества религия и образование как части культуры были тесно связаны между собой. В древности знания существовали в религиозно-мистической форме, их носителями и хранителями были жрецы. Они могли читать священные книги, имели знания в области математики, химии, ме­дицины, фармакологии, психологии, гипноза и как носители практических знаний имели власть над людь­ми.

В средние века религиозная вера господствовала над разумом. Образование, наука, школа подчинялись религии и церкви, были «служанками» теологии. Как отмечал Ф.Энгельс, «духовенство имело монополию на интеллектуальное образование» [1]. Религиозно-культовые центры в христианской Европе и мусульманском Востоке выполняли функцию не только духовных, но и образовательных центров. Воспитание также было религиозным, основанным на сакральных, церковных догмах и постулатах.

Появившиеся в конце XII - начале XIII в. первые университеты мира (Болонский, Оксфордский, Кембриджский, Парижский и др.) имели религиозные истоки, были центрами богословия, активно сотрудничали с церковью. Позже, начиная с Реформации, Нового времени постепенно школа начала отделяться от церкви, становиться светской, соответственно, в  христианстве начал углубляться конфликт веры и разума, науки и религии.

В настоящее время в большинстве стран мира среднее и высшее образование является светским, оно отделено от религии.  Функция школы как образовательного учреждения – трансляция светского знания, функция церкви – трансляция веры.

Вместе с тем, несмотря на различие религии и образования, у обоих институтов есть области пересечения и общая цель – это формирование мировоззрения, самосознания человека, его представлений о мире и самом себе. Общая миссия образования и религии – это, прежде всего, их воспитательная функция в обществе, привитие людям этических, духовно-нравственных ценностей, норм и идеалов, воспитание Человека, гражданина, патриота. Религия и образование как важные составляющие человеческой культуры способствуют формированию и воспитанию таких гуманистических этических норм и ценностей, как уважение прав, свобод, достоинства личности, доброта, милосердие, сострадание, справедливость, солидарность и другие. Человек, воспитанный на таких ценностях, любит и ценит семью, родину, уважает общество и государство, всесторонне и гармонично развивается, является достойной личностью.

Наличие общих целей и ценностей у религии и образования, школы и церкви побуждает их к взаимодействию, диалогу, сотрудничеству. Российский философ А.Гусейнов считает, что  «в мировоззрении ученика и студента есть место и философии, и религии, и науке, но нет и не может быть места их вражде и противопоставлению».[2]

Диалог, консенсус религии и образования возможен только на основе их взаимного уважения. Ценность знания, образования, науки признают все мировые и традиционные религии. В то же время важность религии в жизни человека и общества признает научное знание. Вместе с тем, отсутствие общей цели и сотрудничества, проблемы и конфликты между религией и образованием возникают и в настоящее время. Это происходит в двух случаях, когда в религиях появляются искаженные формы, крайние, радикальные течения (псевдорелигии), или в государстве господствует  атеистическая идеология, отвергающая религию.

Сейчас в мире большую опасность представляет религиозный экстремизм или псевдорелигии, основанные на невежестве и фанатизме. Они отрицают интеллектуальное, научное знание, светское образование, прогресс; лишают человека свободы, прав, в том числе, права на образование, возможности самосовершенствования и самореализации. Религиозные экстремисты запрещают посещать светские школы, например, боевики Исламского государства в Сирии и Ираке лишили тысячи детей возможности получить образование. Экстремистская идеология и практика таких религиозных течений формирует в человеке такие негативные качества, как фанатизм, нетерпимость, враждебность, агрессивность. В целом деструктивная деятельность  радикальных религиозных движений приводит к социальной напряженности, дестабилизации, дезинтеграции, разрушению личности, общества, государства.

Религиозный экстремизм многолик, но главное, - это  социальное зло, порождающее вражду, преступность, социальный гнев и протест,  беспорядки и хаос, в конечном итоге, разрушающее общество и государство. Одними из главных причин религиозного экстремизма и терроризма являются безграмотность, невежество. Русский поэт А.С. Пушкин писал, что «отсутствие воспитания есть корень всякого зла». [3] Казахский мыслитель, просветитель и поэт Абай Кунанбаев настоятельно предостерегал, что три вещи способны унизить всё человечество - это невежество, леность, злодеяние.[4]

Жертвами религиозной безграмотности, культурного невежества становится, прежде всего,  молодежь. Этим пользуются экстремистские и террористические организации, вербуя молодых людей в свои ряды. В Казахстане к таким деструктивным запрещенным организациям относятся «Хизб-ут-Тахрир», «Джамагат моджахедов Центральной Азии», «Джунд аль-Халифат», «Таблиги джамагат» и другие различные радикальные течения, прикрывающиеся религией. По данным Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан, «60% осужденных террористов – это лица в возрасте до 29 лет. Минимальный зафиксированный возраст террориста – 17 лет. В октябре 2012 года в Казахстане впервые в судебном порядке был подтвержден случай совершения террористических действий несовершеннолетним». [5]

«С 2011 года в Казахстане зафиксировано свыше 10 случаев террористических актов, в которых погиб 21 человек, среди них 17 сотрудников правоохранительных и специальных органов. С 2004 года в стране была запрещена деятельность 15 организаций, признанных террористическими, 6 организаций - экстремистскими. С 2013 года специальные органы пресекли 9 террористических актов. В 2014 году зарегистрировано 52 преступления» за совершение экстремистских террористических преступлений. В этом же году осуждены 29 человек. [6]

Из-за необразованности и невежества часть граждан чувствует себя «потерянной», «лишней», невостребованной для семьи, социума и государства, ей трудно социализироваться и интегрироваться в общество. Таким людям религиозные проповедники предлагают альтернативные  цели и смысл жизни, например, «джихад», «халифат». Так, на вооруженный джихад (войну) с неверными в защиту ислама, установления всемирного халифата некоторые граждане Казахстана, в особенности молодежь, выезжают в «горячие точки» – зоны конфликтов и войн. Не только мужчины, но и девушки уезжают из своей страны, уезжают целыми семьями с детьми, рискуя своей жизнью.

Религиозный экстремизм, псевдорелигия отвергают принцип гендерного равенства, равенства прав мужчин и женщин, подвергают дискриминации женщин. В ряде стран женщины лишены права на образование, труд, они не могут учиться, получать образование, специальность, делать карьеру, т.е. они выпадают из общественной жизни. Так, по данным Доклада ЮНЕСКO «Образование для всех» 2015 года, женщины продолжают составлять почти две трети неграмотного взрослого населения. Половина женщин в странах Африки к югу от Сахары не имеет даже базовых навыков грамотности. К 2015 году гендерный паритет на начальной ступени образования будет достигнут в 69% стран. На уровне среднего образования этой цели достигнут лишь 48% стран. Для девочек препятствием на пути к завершению обучения становятся детские браки и ранняя беременность. [7]

Псевдорелигия, основанная на безграмотности, лишает людей  права на жизнь и здоровье. Она отвергает и запрещает современную медицину, лечение, например, получение детьми и взрослыми необходимых профилактических прививок и других видов терапии.

Религиозный экстремизм, основанный на невежестве, разрушает традиционные семьи, семейные ценности, отрицает авторитет родителей. Истинной семьей и истинными родителями признается только религиозная семья во главе с ее отцами-основателями.

Необразованность и  невежественность лишают человека цели и смысла жизни, идеалов и ценностей, в том числе, этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских, патриотических. Из-за необразованности и  невоспитанности человек теряет свою индивидуальность, самосознание, национально-культурную идентичность, он не осознает себя как члена семьи, гражданина и патриота своей страны, зато идентифицирует себя только как члена религиозной общины.

Радикальная религиозная идеология проповедуют идею иллюзорности этого (земного) мира и истинности божественного, потустороннего мира. Приверженность этой идее формирует в человеке социальную пассивность, безразличие, нежелание трудиться, стремление изолироваться от общества, уводит от активной общественной жизни и даже побуждает к суициду.

Псевдорелигия проповедует принцип моральной и религиозной исключительности, избранности, который разжигает нетерпимость и ненависть к инакомыслящим, межрелигиозную вражду, раскалывает общество на «своих» и «чужих».

Невежество и безграмотность – главная причина культурного вандализма. Необразованные религиозные фанаты разрушают уникальные памятники истории и культуры (каменная статуя Будды в Афганистане,  мечеть Бабура в Индии, православные христианские храмы в Сербии, другие археологические памятники в Сирии, Ираке и др.). Всё это экстремистами преподносится как борьба с идолопоклонством. На самом деле, разрушение культурных ценностей равносильно преступлениям против человечества. В то же время террористы не только уничтожают ценности культуры и искусства, но и воруют их с целью дальнейшей продажи. На вырученные средства от продажи награбленных ценностей они финансируют террористические организации. [8]

Безграмотность – прямой путь к бедности, нищете, социальному неравенству, изоляции от общества, в целом к маргинальности и социальному аутсайдерству. Чаще всего возможности учиться и работать, быть полноценными членами общества,  полезными обществу лишены такие уязвимые слои населения, как дети, молодежь, женщины, религиозные, национальные меньшинства, люди с ограниченными физическими возможностями. От безысходности и отчаяния они чувствуют себя ненужными, социальными аутсайдерами, часто занимают пассивную жизненную позицию. Вместе с тем часть маргиналов принимают, напротив, радикальную, экстремистскую, протестную позицию, они активно участвуют в бунтах, революциях, войнах. Поэтому им присущи ксенофобия, расизм, национализм, фанатизм. Как видим, безграмотность порождает нищету, нищета порождает социальный протест, бунт, хаос, революцию. В итоге, безграмотность разрушает всё.

С другой стороны,  во многих странах из-за бедности и нищеты люди не имеют доступа к образованию, они не могут учиться, получить хотя бы минимальный  (начальный) уровень образования. По данным ЮНЕСКO, всего 52% страны обеспечили всеобщим начальным образованием детей, особенно девочек, а также детей из этнических меньшинств и социально неблагополучной среды. Кроме того, 10% стран близки к реализации этой цели, а остальные 38% далеки или очень далеки от её осуществления. Так, по статистическим показателям, почти 100 миллионов детей не смогут завершить начальное образование в 2015 году. Недостаточное внимание к уязвимым группам населения привело к тому, что вероятность завершения полного цикла начального образования у детей из беднейших семей в пять раз ниже, чем у детей из самых богатых слоев населения. При этом более трети детей, не посещающих школу, проживают в зонах, затронутых конфликтами. 

Вместе с тем, проблема доступности образования актуальна не только для детей, но и для взрослого населения. Так,  по данным UNESCO, цель снижения уровня неграмотности взрослых на 50% к 2015 году была достигнута лишь в 25% стран, а 32% находятся очень далеко от её осуществления. Во всем мире доля неграмотности среди взрослых сократилась, в 2000 году она составляла 18%, в 2015 году - 14%, но это почти полностью происходит за счет взросления образованной молодежи [7].

Таким образом, образование является жизненной необходимостью, условием выживания всех людей,  общим благом, которым надо не только всемерно пользоваться, но и дальше развивать, продвигать его. Как известно, в итоговом докладе международной комиссии ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы четыре основополагающих принципа образования в XXI веке:

– научиться познавать, или умение учиться, т.е. сочетание широкой общей культуры с углубленной работой в отдельных дисциплинах, а также возможностями непрерывного образования;

– научиться делать, приобретение широкой компетентности в социальных или производственных условиях и ситуациях;

– научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира;

– научиться жить, с тем, чтобы содействовать расцвету собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность.[9]

В контексте данной темы диалога образования и религии очень важен третий принцип «научиться жить вместе». В условиях поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального общества каждому человеку необходимо быть толерантным, уметь мирно сосуществовать, взаимодействовать, сотрудничать, находить общий язык с разными людьми, «научиться жить вместе». Указанные ЮНЕСКO цели, принципы образования должны быть ориентиром для всех стран, народов, индивидов на пути  дальнейшего социального и личного прогресса. 

Вместе с тем для развития  образования в каждой стране, с учетом местных особенностей, традиций  и условий, необходим дополнительно комплекс различных мер. Общими мерами среди них являются:

– социально-экономическая поддержка образования, приоритетное финансирование этой области в каждой стране;

– оказание реальной консолидированной помощи в области образования бедным странам со стороны развитых стран;

– всеобщая ответственность всех субъектов – государственной власти, бизнеса, гражданского общества, отдельного человека за прогресс образования, науки и общества в целом;

– развитие религиоведческого знания, просвещения. Познание, изучение основ разных религиозных традиций способствует расширению культурных горизонтов человека, его кругозора, объективному пониманию событий прошлого и настоящего, уважению прав человека, гражданской, социальной интеграции;

– содействие развитию диалога образования и религии для социального прогресса.

Итак, несмотря на то, что  мы имеем определенные различия, взаимодействие, гармония образования и религии – это важное условие и средство интеграции и модернизации общества, мирного сосуществования человечества.

 

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.7, С.360.

2. Абдулла Магомедов. Образование и религия: социальный и гуманитарный аспект // http://www.odnoselchane.ru/?sect=3626

3.О народном воспитании // https://books.google.ru/books?isbn=5447819946

4. Абай. Книга слов. – Алматы: Ел, 1993. – С. 64.

5. Грибанов А.  Куда идешь, молодежь? // Вечерний  Алматы, 5 января 2013 года.

6.9 терактов пресечено в Казахстане с 2013 года // http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/9-teraktov-presecheno-v-kazahstane-s-2013-goda-262367/

7. Цели образования для всех 2000-2015 гг. достигнуты лишь в трети стран. 08.04.2015 – UNESCOPRESS // http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/

8. Культуре объявлен джихад // Казахстанская правда, 18 апреля 2015 года //http://www.kazpravda.kz/media/upload/28/2015/04/18/

9. Образование: сокрытое сокровище // http://www.ifap.ru/library/book201.pdf

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.