KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Ценностно-целевые основы модернизации профессионально-педагогического образования Республики Казахстан в контексте национальной идеи «мәңгілік ел»
Ценностно-целевые основы модернизации профессионально-педагогического образования Республики Казахстан в контексте национальной идеи «мәңгілік ел»
03 июня 2019    Автор / С.Ж. Пралиев, К.К. Жампеисова, Н.Н. Хан, Ш.Ж. Колумбаева г. Алматы

Современная теория конкурентных преимуществ утверждает, что в глобальном мире основной фактор экономического роста – качество человеческого капитала (трудовых ресурсов) и умение государства его использовать. Качественное образование как главная составляющая человеческого капитала является основополагающим элементом конкурентоспособности и устойчивого развития страны [1].

Образование – это та сфера, в которой формируется интеллектуальный потенциал нации, являющийся основой ее конкурентоспособности. В  начале XXI века реформирование образовательной системы стало насущной проблемой мирового сообщества. По данным ЮНЕСКО  одной из причин  этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного в гармонии с миром природы, социума и собственного внутреннего мира активно участвовать в социальном прогрессе.  В связи с этим, ориентация на новые качества личности, которые определяют успешное самоопределение человека, обусловливает уникальность образования в современном мире и  должна составить ценностно-целевую основу модернизации профессионально-педагогического образования Республики Казахстан.

В условиях экономического и научно-технического прогресса образование, формирующеечеловеческий капитал, становится главной движущей силой развития общества и, соответственно, приоритетным направлением национальной политики государств.

В современных социокультурных условиях основной целью профессионального образования является не специалист со строго очерченным объемом знаний, умений, навыков, а личность специалиста, способная непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать общетеоретический и профессиональный уровень, умеющая мобилизовать себя на преодоление трудностей, способная принимать решения вне зависимости от внешних воздействий. Его уверенность в выборе основной своей деятельности в постоянно изменяющейся социальной жизни определяется личностными смыслами, которые он конструирует для себя сам. Проясняя своё отношение к возникающим в реальной жизни ситуациям, переосмысливая сложившийся опыт, человек, оценивает свои способности, познавая себя сам.

Поэтому, специалист любого профиля, педагогического в том числе,  рассматривается  как активный субъект с высоким уровнем сущностного развития, транслирующий в процессе  профессиональной деятельности свою индивидуальность и неповторимость, свой способ жизнедеятельности. Речь идет о таком уровне внутренне детерминированной активности, при которой  будущий специалист  «оказывается в состоянии вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. В этой системе координат высшую цель образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста. 

Именно поэтому в профессиональном образовании, педагогическом в том числе, происходит постепенный переход от концепции функциональной подготовки специалиста к концепции развития его личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствует его саморазвитию.

Налицо новая тенденция, связанная с приоритетом человеческого начала, требующая формирования новых гуманистически ориентированных, гуманитарных подходов к  воспитанию  современных  специалистов.

В этой связи развитие у будущего учителя субъектности, формирование личностного и профессионального самосознания и самопознания, рефлексивной культуры, дающие возможность ему  осуществлять свободный выбор путей саморазвития, является одним из актуальных вопросов. 

Поэтому образование, сегодня рассматривается: как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества; как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности; как условие устойчивости, социальной самозащиты и адаптации личности, в условиях рыночной экономики в особенности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь – в профессиональном труде [2;3;4;5].

Качество высшего образования становится основным конкурентным преимуществом государства, важнейшим показателем, определяющим долгосрочное развитие общества во всех сферах его жизнедеятельности. 

Модернизация педагогического образования должна привести к достижению нового качества образования. Модернизация педагогического образования, системная в частности, рассматривается как практическая задача, ориентированная на «качественные изменения»: система должна быть направлена на достижение долгосрочных социальных эффектов; отражать основные характеристики новой экономики и общества, основанного на знаниях - быть гибкой, инновационной, восприимчивой к происходящим переменам. Качественная перестройка и обновление профессиональной подготовки учителя  должны осуществляться с опорой на  социокультурный, системно-целевой, личностно-деятельностный, культурологический, поликультурный, аксиологический, акмеологический, компетентностный  и др. подходы [6;7;8;9].

В мировом образовательном сообществе, вектором, определяющим направление модернизации педагогического образования, становится компетентностный подход, ориентированный на перераспределение теоретического и практического знания в содержании образования: увеличение доли практических знаний и умений, овладение опытом применения полученных знаний на практике, развитие эмоционально-ценностного, рефлексивного отношения к этому опыту. То есть все содержание педагогического образования направляется на развитие компетентного педагога с высоким уровнем функциональной грамотности, основу которого составляет высокий уровень обучаемости и профессиональной рефлексии [10;11;12;13].

Педагогической общественности представляются современные результаты исследования проблемы модернизации педагогического образования в стране. Данная проблема всегда была приоритетной  для Казахского национального педагогического университета имени Абая – флагмана педагогического образования Казахстана. 

Ориентиром модернизации педагогического образования  в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел» является цель - воспитание будущего педагога с инновационным, творческим типом мышления, ответственного за становление личности учащегося .

 Основными  качествами, характеризующими творчество, творческое развитие  педагога, являются: способность к продуктивному мышлению; поисково-исследовательская активность;  принятие  нестандартных решений; прогнозирование  результатов деятельности; создание идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки; владение техникой и технологией мыслительных действий, способами эффективного познавательного поиска.    

Такая направленность педагогической деятельности требует от будущего учителя  овладения рядом  компетенций [14;15;16].

Во-первых,  каждый человек, овладевающий профессией, сталкивается с тремя ее аспектами - личностным, содержательным и процессуальным (технологическим). Согласно этому профессиональная подготовка учителя включает в себя общее, характерное для деятельности любого педагога (независимо от профиля), и частное, отражающее специфику деятельности предметника, а также формирование определенных качеств личности, обуславливающих ее профессиональную состоятельность. Эти качества личности являются профессионально-значимыми и формируются в процессе соответствующей им деятельности. Следовательно, модернизация профессионального педагогического образования должно включать в себя личностный аспект (формирование личности будущего специалиста), содержательный аспект (введение изменений в содержание и структуру приобретаемых знаний) и технологический аспект (обучение способам саморегуляции поведения и использованию приобретенных знаний для преобразования в практические действия при решении стандартных и творческих профессиональных задач).

Во-вторых, профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью – социальной системой, в которой   педагоги и обучающиеся – субъекты целостного педагогического процесса. В соответствии с этим ведущая идея профессиональной подготовки заключается в том, что  формируемые у будущего учителя компетентности  должны быть адекватны особенностям объекта профессиональной деятельности – ЦПП [15;16].

 Исходя из этого,  в профессиональной подготовке учителя  важными  являются  следующие положения:

1) целостность личности предопределяет необходимость подготовки учителя к пониманию сущности целостного педагогического процесса как гуманитарного феномена и его особенностей: сотрудничество и  взаимодействие всех его субъектов, единство учебной и внеучебной деятельности  обучающихся;

2) объектом  управления  учителя в педагогическом процессе  являются  различные виды деятельности учащихся, а предметом управления – отношения между субъектами ЦПП, через которые решаются задачи воспитания , развития личности обучающегося;

3) овладение технологией реализации ЦПП какготовности к преобразованию теории в практические действия и технологией мониторинга состояния ЦПП есть условие формирования профессионализма и компетентности учителя;

4) готовность к творчески индивидуальной деятельности с учащимися должна быть сформирована уже в условиях обучения в вузе, так как  творчески деятельная личность может воспитываться только творчески работающим педагогом  [14;15;16].

В-третьих, в идеале  учитель должен  в совершенстве знать  свой предмет, владеть знаниями по педагогике и психологии, использовать личностно-ориентированный подход, уметь организовать деятельность учащихся и видеть место каждого участника в педагогическом процессе; обладать готовностью к формированию ключевых компетенций учащихся (ценностно-ориентационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, информационно-коммуникационных, социально-личностных  и др.); уметь осуществлять педагогическое сопровождение  и поддержку учащихся  при организации разных видов воспитательной работы – духовно-нравственного, трудового, экологического, патриотического, поликультурного, эстетического и др. [14]. 

В-четвертых, будущий учитель должен ясно понимать самоценность образования,быть «человеком в культуре», обладать мотивацией к дальнейшему профессиональному росту и развитию своей личности; уметь объективно оценивать свои  профессионально-значимые личностные качества; владеть культурой интеллектуальной деятельности, педагогического общения и культурой межнационального общения;  уметь ориентироваться в происходящих интеграционных образовательных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства,  которое становится все более поликультурным, требующим  полилингвальной подготовки учителя[14].

В-пятых,будущему учителю нужно уметь действовать в системе «человек-человек» («педагоги-обучающиеся»).Чрезвычайно важно, чтобы знания, приобретаемые при изучении социально-гуманитарных дисциплин, помогли будущим учителям осознать роль гуманитарной культуры и сущность ее ключевых понятий («понимание», «смысл», «диалог», «общение»), гуманистических отношений в педагогическом процессе[13].   

Духовно-нравственная, социальная, педагогическая позиции учителя должны отражаться в методике и технологии учебно-воспитательной работы, в профессионально–значимых качествах, которые  соответствуют целям  педагогической деятельности и  базируются на  осознании педагогом новой роли учащегося в ЦПП: школьник из обучаемого  переходит в самообучающегося.

В-шестых, необходима адаптация будущего учителя к условиям  профессиональной деятельности. В первую очередь, психологическая адаптация – настрой на понимание  и управление своим  психическим состоянием и психическим состоянием других  членов педагогического коллективе[14].  

В-седьмых, для успешного «вживания» будущего педагога в структуру 12-летней школы необходим учет  ряда ее особенностей:

 -формирование у учащихся ключевых учебно-познавательных, социальных, коммуникативных, информационных, исследовательских компетенций, а также компетенций, связанных с разрешением проблем;

 -профилизация обучения и профессиональная ориентация учащихся, направленная на подготовку обучающихся к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности;

-активизация исследовательской, проектной, самостоятельной и самообразовательной деятельности учащихся[17].

В-восьмых, в современном мире происходит повсеместное формирование единого научно-образовательного пространства на основе постоянно обновляющихся средств телекоммуникаций и информационных технологий, значительно влияющих на темп (скорость получения необходимой информации) и характер обучения в сторону его интерактивности.

По мнению ЮНЕСКО посредством широкого использования ИКТ можно решить проблемы количества, качества и профессионального развития учителей. В развитых странах используют Рамочные рекомендации по структуре ИКТ компетентности учителей, ядром которых является совокупность практических навыков и компетенций  педагогов, связывающая профессиональную, социальную и ИКТ компетентность. При этом система компетентностей структурирована по трем группам: технологическая  цифровая грамотность, освоение знаний и производство  знаний, отраженных в понятии  информационно-медийной грамотности.

Сегодня компетентностная парадигма профессионального образования состоялась как самостоятельная и завершенная научно-образовательная платформа.

Особенность учительской профессии требует наряду с общепризнанными, метапредметными компетенциями, определения совокупности компетенций, соответствующих основным видам педагогической деятельности. К ним относятся: образовательная, воспитательная, организаторская, прогностическая, конструктивная, коммуникативная, рефлексивная, научно-исследовательская, организационно-методическая, управляющая, проектировочно-технологическая, социально-педагогическая, инновационно-творческая, культурно-просветительская.

В структуре каждого вида педагогической деятельности выделяются компоненты: гностический, проектировочно-конструктивный, организаторский, коммуникативный, прогностический, рефлексивный и управляющий.

Компоненты структуры каждого вида педагогической деятельности позволяют выделить на их основе компетентности и дифференцировать профессиональные действия педагога по квалификационным уровням.

Педагогическая интерпретация вышеуказанных компетенций с учетом специфики видов педагогической деятельности (его компонентов и функций) позволяет выделить следующие блоки компетенции:

Общекультурные компетенции: социальная, личностная, индивидуальная, персональная, этнокультурная, поликультурная.

Ключевые (метапредметные) компетенции: информационная, коммуникативная, ИКТ компетенция и компетенция, связанная с разрешением проблем.

Общепрофессиональные или базовые компетенции: компетенции овладения теорией целостного педагогического процесса (ЦПП) как объекта профессиональной деятельности учителя, компетенции овладения технологией реализации ЦПП, компетенции управления ЦПП, основу которых составляют гностические, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные,  прогностические,  рефлексивные и управляющие компетенции, а также компетенции профессионального самопознания.

Профессиональные или предметные (специальные)  компетенции: предметно-методологические компетенции, предметно-методические компетенции, профильные компетенции.

Профессионально значимые личностные качества учителя:профессионально-педагогическая направленность личности, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, целеустремленность, педагогическая выдержка и самообладание; педагогические культура, такт, оптимизм, наблюдательность, эмпатия, признание и уважение каждого ребенка как личности, самодисциплина, трудолюбие, речевая активность, открытость, педагогическая эрудиция, толерантность, организованность, гуманизм, системное видение ЦПП, готовность к взаимодействию и сотрудничеству  со всеми субъектами ЦПП с учетом специфики их функциональных ролей, социальная активность и ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, культура профессионального общения, педагогическая общительность, самостоятельность и системность профессионально-педагогического мышления, коллективизм, социальная ответственность, открытость к педагогическим инновациям, личностная и профессиональная  рефлексия и  самопознание[18]. 

Совокупность данных компетенций должны составить стержень профессионально-педагогической компетентности учителя. Они же должны составить сущность структурно-содержательной модели учителя ХХI века. Степень сформированности этих компетенций и есть результаты, социальные эффекты, на которые необходимо ориентироваться в оценивании и определении качества  профессионально-педагогической компетентности будущих учителей.  

 

Литература

1.Ивашкевич А.Н. Вопросы модернизации высшего образования в современных социально-экономических условиях России // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12 – С. 61-63.

2.Мошейко, Л.П. Педагогическое содействие развитию личностной картины мира учащегося как средства самопознания Текст. : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.П. Мошейко. Хабаровск, 2007.-22 с.

3. Закирьянов К.Х. О профессиональном образовании. – Алматы, 1998г. – 28с.

4. Попкова В.А., Коржуева А.В. Теория и практика высшего профессионального образования.- М.: Академический проект, 2004.- 425c.

5. Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя//    Педагогическое образование и наука.-2000.-№ 1. – С.75.

6. Ильченко В.Р. , Гуз Ж.К. Модернизация содержания образования как национальная проблема//Педагогика, 2011.-№4. – С.3-7.

7. Борисова Е.  Качество образования и место высшей школы в обществе /«АМ», № 11, 2003. – С.9. 

8. Сенашенко В., Ткач Р. Болонский процесс и качество образования // ALMAMATER, 2002, 38.- С.8-14.

9.Коротков Э.М.Управление качеством образования: учебное пособие для вузов/Э.М.Коротков. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. - с. 16-17

10. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

11.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. //Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

12 Воронов М.В., Письменский Г.И. Компетентностно-ориентированный подход как системное решение актуальных проблем современного отечественного образования. - В кн.: Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: Научные труды СГА. – М.: Изд-во СГУ, 2009. -146 с., с.38-45

13.Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании//Педагогика, 2011. - №4. – С.8.

14.Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. Астана, 2005. – 32с.

15.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2008. – 176 с.

16.Хмель Н.Д. Методология профессиональной подготовки учителя//Материалы Международной        научно-практической конференции «Научное обеспечение функционирования 12-летнего среднего образования» В 2-х ч.(20-21 апреля) Алматы: КазНПУ им.Абая и РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2007. – Ч.1. – С.55-60.

17.Жампеисова К.К. Современные аспекты подготовки будущего учителя 12-летней школы: образование, ориентированное на результат //Республиканский научно-практический журнал «Технология обучения-воспитания . -   Алматы, 2007. - № 3. - С.4-11.

18.Хан Н.Н., Жампеисова К.К., Колумбаева Ш.Ж.  Профессиональный стандарт как условие эффективной деятельности современного учителя //Педагогический диалог. -  № 1. – 2012. – С.176-181.

 

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.